Формирование рациональных условий труда.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которых осуществляется деятельность человека

Рассмотрим условия работы менеджера торгового зала (Таблицы 5, 6):

Таблица 5. -Условия труда менеджера торгового зала.

Направление анализа и критерии оценки Характер проявления
Условия работы Постоянно Иногда Редко
Неудобная или стесненная поза     +
Слишком большая скорость рабочего процесса +    
Шум, создаваемый оборудованием   +  
Шум, создаваемый людьми +    
Необходимость напряженного внимания +    
Необходимость повышения голоса   +  
Жара +    
Холод +    
Духота +    
Отвлечение внимания на клиентов   +  
Постоянное внимание начальства   +  
Дискомфорт от холода / жары   +  

Таблица 6. - Окружающая обстановка

Параметр Удобная Располагающая Неудобная
Освещение   +  
Вентиляция     +
Температура воздуха     +
Вибрация +    
Меблировка   +  

Как мы видим из этих таблиц, условия труда менеджера торгового зала не совсем комфортные. Ему приходится работать много времени в торговом зале, обстановка там не спокойная, много покупателей, которые создают шум и отвлекают менеджера. Да и сам менеджер, бывает, мешает покупателям своей работой. Но это такая специфика работы, тут ничего нельзя изменить, выставлять товар на полки кто-то должен. В торговом зале нет кондиционеров, поэтому летом там очень душно и жарко. Также много работы проводится в подсобных помещениях, например, фасовка. Там, напротив, бывает холодно, так как открываются двери, через которые происходит погруз-выгруз товаров. Кроме того, в подсобных помещениях имеется дополнительное оборудование, которое создает дополнительный шум. Объем работ достаточно большой:

Рабочее место менеджера также нельзя назвать удовлетворительным. Оно находится в кабинете с товароведами. Рядом с ним расположен вход, где происходит разгрузка прибывшего товара, поэтому в кабинете сквозняк, а зимой температура опускается до +130С! Кондиционера нет, из-за чего летом там бывает душно. Постоянно приходится отвлекаться на поставщиков, хотя для них отведено свое время, но они этого не соблюдают. Объем работы очень большой, поэтому скорость рабочего процесса такая, что пообедать бывает некогда, особенно в предпраздничные дни, когда товарооборот вырастает почти в 2 раза. Оснащенность рабочего места тоже оставляет желать лучшего: компьютер старый, часто ломается, процессы идут медленно; монитор тоже старый, маленький, нечеткий, из-за чего напрягаются газа и портится зрение. Таким образом, много факторов можно поправить для улучшения работы менеджера через комфортную рабочую обстановку.

Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников. В приложении 2 представлены три схемы планирования рабочего места. На рис. А существующая планировка рабочего места в кабинете менеджера, где расположение мебели осуществлено не по нормативами и разработан правильный вариант. А также разработаны два рабочих места Б и В с правильной планировкой в круглом и квадратном кабинетах.

При оборудовании персональных рабочих мест учитывается должность сотрудника, его обязанности, необходимость взаимодействия с другими сотрудниками в этом помещении, необходимость изоляции с помощью перегородок, необходимость организации рядом места для посетителя или клиента.

Кроме того важно:

- помимо стола и стула необходимо для каждого сотрудника предусмотреть наличие тумбочки,

- на каждом столе установить индивидуального источника искусственного света (настольную лампу),

- оборудовать розетку в непосредственной близости от стола,

- установить на каждый стол телефон, если это необходимо,

- если сотрудник работает с документами, он потратит меньше времени на их поиски, если шкаф, будет располагаться рядом, стационарным креслам лучше предпочесть мобильные на колесиках,

- мебель должна быть эргономичной и функциональной, особое внимание стоит уделить выбору столов и кресел.

Каждое место в отдельности должно быть оборудовано должным образом. Это сэкономит рабочее время, сведет к минимуму ненужные перемещения по офису и повысит производительность труда.

Наши рекомендации