Основные формы обновления основных средств. Источники и формы обновления основных средств.
Воспроизводство основных фондов – это непрерывный процесс из обновления путем приобретения новой техники, реконструкции, технической перевооруженности, нового строительства.
Различают воспроизводство: ПРОСТОЕ– замена основных фондов или их ремонт. Ремонт – это возмещение физического износа отдельных конструкционных элементов и поддержка основных фондов в рабочем состоянии и всего срока службы.
Существует ремонт:
1. капитальный – полная разборка объекта, замена или восстановление изношенных элементов. Проводиться периодически. Затраты носят единовременный характер. Источником капитальных вложений может быть госбюджет, амортизационный фонд и прибыль предприятия.
2. текущий – устраняют повреждения и поломки, поэтому он не возобновляет, а только поддерживает основные фонды в рабочем состоянии. Источником может быть амортизационный фонд.
3. восстановительный ремонт– особый вид, который выполняется вследствие длительного бездействия основных фондов или вследствие стихийного бедствия.
РАСШИРЕННОЕ – это новое строительство, реконструкция, модернизация. Расширенное воспроизводство означает рост основных фондов как в стоимостном выражении, так и в натуральном. Новое строительство – предполагает ввод в действие новых предприятий с основными фондами, которые соответствуют требованию технического прогресса. Расширенное предприятие предполагает строительство дополнительных корпусов, отдельных производств, с целью создания новых дополнительных производственных мощностей. Реконструкция – это совершенствование активной части основных фондов, без расширения пассивной. Модернизация – это внесение изменений в конструкцию действующих основных фондов, которые улучшают технико–экономические характеристики. Как правило, модернизация полностью устраняет моральный износ второй формы. Малая модернизация проводится одновременно с капитальным ремонтом, а комплексная осуществляется одновременно со всеми видами ремонта и направлена на внедрение полной механизации и автоматизации.
Таким образом, в процессе воспроизводства решаются следующие задачи: 1. Возмещение выбывающих основных фондов. 2. Увеличение основных фондов, с целью расширения объемов производства. 3. Совершенствование производственной (видовой), технологической и возрастной структуры, с целью повышения технического уровня производства в частности, и повышения качества продукции в целом.
3. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции.
Цель анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, расширения рынков сбыта.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение объема и ассортимента продукции;
оценка выполнения договоров по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;
выявление внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции, улучшения ее качества.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют инатуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
При анализе объема продукции (работ, услуг) необходимо также различать следующие показатели: номенклатура, ассортимент и структура продукции (работ, услуг).
Номенклатура -- перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и работ, производимых им.
Ассортимент -- перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутригрупповой.
Структура -- соотношение (удельный вес) выпуска отдельных видов изделий в общем объеме произведенной продукции.