Стратегический анализ рисков предприятия

Риски существуют на всех этапах стратегического планирования, и поэтому следует выделить риски стратегии, риски стратегических зон хозяйствования (СЗХ), риски внешней деловой среды в целом и риски конкретного предприятия. при анализе рисков предприятия целесообраз­но выделять следующие аспекты анализа: основные источники рисков; оценка вероятности получения убытков (или недостижения результата), связанных с отдельными источниками рисков; действия, позволяющие снизить трудности преодоления возникающих рисков.Стратегический анализ риска может выполняться по различным схемам и с разной степенью глубины проведения. Схема выполнения стратегического анализа и полнота исследования факторов риска, их оценка и определение уровня риска зависят от информационной базы, финансовых возможностей предприятия, степени чувствительности данного бизнеса к рискам, отношения к риску субъектов — стейкхолдеров предприятия. Качественный анализ имеет целью определение зоны воздействия риска, идентификацию всевозможных рисков в СЗХ, определение внешних и внутренних факторов, влияющих на уровень идентифицированных рисков.Количественный анализ ставит основной целью вычисление числовых параметров уровня воздействия определ рисков и вероятности наступления каждого из идентифицированных рисков.

Методология стратегического анализа рисков может включать последовательное выполнение следующих этапов:анализ рисков дальней внешней среды, СЗХ;анализ рисков ближней окружающей среды, отраслевого риска;анализ рисков предприятия или бизнеса;анализ рисков типовых стратегий. Зоны риска:безрисковая зона;зона допустимого риска;зона критического риска;зона катастрофического риска. В рамках определенной СХЗ важно определять возможность управления идентифицированными рисками.

Основные виды риска «пяти сил конкуренции по М. Портеру»

Силы конкуренции по М. Портеру Наименование видов риска
1 Проникновение новых конкурентов Потеря доли рынка сбыта. Угроза снижения цены продукта
2 Угроза появления на рынке товаров-субститутов Потеря доли рынка сбыта или потеря рынка сбыта целиком. Риск снижения цен. Риск роста затрат с целью повышения качества продукта
3 Возможности покупателей Риск снижения платежеспособности покупателей и как следствие риск снижение объема производства и сбыта. Риск роста затрат на предоставление доп услуг и гарантий. Разрушение барьера привыкания
4 Возможности поставщиков Риск ужесточения условий снабжения сырьем, что приведет к повышению вероятности риска роста затрат. Снижение качества поставки. Банкротство поставщиков
5. Конкуренция между пр-ми, уже укрепившимися на рынке Риск потери доли рынка сбыта. Риск снижения цен. Риск потери определенной номенклатуры, снижения степени специализации предприятия. Риск роста затрат на повышение качества продукта и расширение сервисных дополнительных услуг покупателю

Задача 1.

Оценить силу конкуренции в отрасли и безопасность монополизации рынка для следующего возможного варианта конкурентной обстановки. Критерием оценки интенсивности – силы конкуренции следует принять индекс Херфиндала-Хершмана.

Исходные данные: количество конкурирующих в отрасли и на рынке предприятий – 9 фирм с долями рынка: 9%, 6%, 7%, 16%, 2%, 3%, 4%, 19%, 40%.

Сделать вывод и провести ситуационный анализ, приняв критериями:

- силу конкуренции;

- конкурентную концентрацию рынка;

- влияние возможного слияния фирм на безопасность монополизации рынка и отрасли.

Условиями безопасности монополизации по опыту использования индекса Херфиндала-Хершмана принять:

- наличие 10 и более конкурирующих фирм;

- рыночная доля одной крупнейшей из них – менее 31%;

- рыночная доля двух крупнейших из них – менее 44%;

- рыночная доля трех крупнейших из них – менее 54%;

- рыночная доля четырех крупнейших из них – менее 63%.

Решение

Рассчитываем индекс Херфиндала-Хершмана – Ih:

Стратегический анализ рисков предприятия - student2.ru

где Дi – доля на рынке i-ой фирмы (доли единицы)

При этом 0< Ih≤1, Ih=1 – соответствует монопольному рынку, а Ih = 0,18 – пороговое значение, соответствующее средней силе рыночной конкуренции.

Стратегический анализ рисков предприятия - student2.ru .

Билет 2

Наши рекомендации