Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ состояния и динамики макроокружения

Целью анализа состояния и динамики макроокружения является изучение важности учета действия факторов внешней среды в стратегии развития предприятия. На первом этапе проводится оценка нестабильности поли- тических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды организации, при этом определяются необходимость внедрения стратеги- ческого подхода к управлению.

В современных условиях нестабильность внешнего окружения предприя- тия значительно возрастает в силу дефицита производственных ресурсов, усиливающейся конкуренции между предприятиями, интернационализации финансового капитала, частой сменой и реорганизацией местных и государственных органов власти, непредсказуемых действия монополистов, производящих необходимые услуги и товары, несовершенной банковской системой, незаконченностью кредитной политики и т.п. В силу сложившихся обстоятельств, крайне важным является вопрос изучения взаимосвязи и взаимо- влияния нестабильности внешней среды и эффективности функционирования предприятия.

Таблица 3 - Оценка нестабильности среды организации

Сфера, фактор Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Итого
Привычность Темп изменений Предсказуемость Средняя оценка Привычность Темп изменений Предсказуемость Средняя оценка Привычность Темп изменений Предсказуемость Средняя оценка
Экономическая сфера
Доходы населения 3,33
Стратегический анализ внешней среды предприятия - student2.ru Уровень инфляции 3,33 3,11
Стоимость материалов 3,33
Итого                         3,51
Политическая сфера
Взаимоотношения со странами – поставщиками 3,66 3,66 3,44
Государственные тарифы 3,66 3,55
Итого                         3,44
Продолжение таблицы 3
Социальная сфера

Стратегический анализ внешней среды предприятия - student2.ru Численность населения. Рабочий сегмент, жители со средним уровнем дохода 4,33 3,44
Изменение предпочтений потребителей 3,33
Итого                         3,72
Технологическая сфера
Стратегический анализ внешней среды предприятия - student2.ru Новые технологии связанные с сохранением качества материалов
Окончание таблицы 3
4



4,33
Итого                         3,88
                           

Стратегический анализ внешней среды предприятия - student2.ru

Рисунок 1- Профиль среды предприятия

Вывод по профилю среды предприятия: самой нестабильной является политическая сфера 3,44.

Далее дана оценка каждому из факторов основных сфер макроокружения, а также определен характер их содержания, вероятность наступления, степень их влияния на деятельность предприятия. Важное значение для деятельности предприятия имеют следующие факторы с положительным влиянием:

- увеличение потребителей рабочего сегмента и потребителей со средним уровнем дохода;

- увеличение доходов населения;

- новые технологии связанные с сохранением качества материалов

Отрицательное влияние на работу предприятия оказывают:

- изменение предпочтений потребителей;

- высокий уровень инфляции;

- повышение стоимости материалов.

Данные представлены в таблице 4

Сфера Событие/Фактор Характер содержания воздействия фактора (фактор как возможность +1; фактор как угроза –1) Вероятность проявления (0–1) Важность (1–10) Влияние
Экономическая Увеличение доходов населения +1 0,5
Высокий уровень инфляции -1 0,5 -5
Повышение стоимости материалов -1 0,5 -2,5
Социальная Увеличение потребителей рабочего сегмента и потребителей со средним уровнем дохода +1 0,5
Изменение предпочтений потребителей -1 0,8 -6,4
Политическая Ухудшение взаимоотношения со странами – поставщиками -1 0,5 -3,5
Повышение государственных тарифов -1 0,5 -3,5
Технологическая Новые технологии связанные с сохранением качества материалов +1 0,5

Таблица 4- Оценка факторов внешней среды

Если фактор положительно воздействует на предприятие, то в графе 4 указывается направленность +1. Если фактор ухудшает условия осуществления деятельности предприятия, то указывается отрицательная направленность –1. В графе 4 проводится оценка вероятности проявления фактора, данная экспертом (0–1). Для оценок графы 5 важности фактора для предприятия используется следующая шкала:

- 10 – высокая важность;

- 5 – умеренная важность;

- 1 – фактором можно пренебречь.

Таблица 5 - Выявление ключевых факторов внешней среды

Сфера Событие/Фактор Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Средняя оценка Ключевой фактор
Экономическая сфера Доходы населения 2,7 *
Уровень инфляции 3,33 3,1  
Стоимость материалов 3,3  
Социальная сфера Увеличение потребителей рабочего сегмента и потребителей со средним уровнем дохода 4,33 3,4  
Изменение предпочтений потребителей 3,7 *
Технологическая сфера Новые технологии связанные с сохранением качества материалов 4,3 *
Политическая сфера Ухудшение взаимоотношения со странами – поставщиками 3,66 3,36 3,4  
Повышение государственных тарифов 3,36 3,5 *
               

Эти факторы будут использоваться при составлении матрицы SWOT для выявления сильных и слабых сторон компании и формирования дальнейшей стратегии компании на рынке.

Наши рекомендации