Риск-менеджмент как часть управления коммерческой деятельностью предприятия ИГ.
Риск-менеджмент (управление рисками; англ. Riskmanagement) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений. Основными задачами системы управления рисками в организации является повышение финансовой устойчивости (т.к. основная опасность финансовых рисков заключается в неустойчивости денежных потоков во времени).
Степень риска — это вероятность наступления рискового события. Факторы, влияющие на величину степени риска: 1) объективные: причины, возникающие во внешней среде предприятия, то есть не зависящие непосредственно от деятельности фирмы; 2) субъективные факторы связаны непосредственно с внутренней средой фирмы и характеризуют ее деятельность: уровень производительности труда, уровень технического и технологического оснащения, производственный потенциал, система управления, организация труда, маркетинговая, ценовая, инвестиционная политика предприятия.
Для эффективного управления риском на предприятиях может создаваться специальное подразделение — отдел управления рисками.
В риск-менеджменте принято выделять несколько ключевых этапов:
1. выявить риск и оценить вероятность его реализации и масштаба последствий;
2. разработать риск-стратегию с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;
3. выбрать методы и инструменты управления выявленным риском;
4. непосредственное управление риском;
5. оценить достигнутые результаты и скорректировать риск-стратегию.
Ключевым этапом риск-менеджмента считается этап выбора методов и инструментов управления риском.
Инструменты риск-менеджмента(для эффективности лучше использовать все в совокупности!):
1)страхование – наиболее распространенный.
2)система ограничений (лимитов),позволяющая существенно повысить уровень финансовой безопасности. Суть лимитирования состоит в ограничении подверженности сознательно принимаемому риску определенной величиной.
3)аналитическая работакак базовый инструмент минимизации рисков позволяет снизить степень неопределенности, которая всегда сопровождает принятие решений в рыночной среде.
4)Наиболее сложным инструментом риск-менеджмента является хеджирование - открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках (фьючерсы, ценные бумаги, опционы и т.д.)
Существует также ряд методов минимизации рисков, понимаемых как процессы, косвенно воздействующие на качество организации риск-менеджмента и управления компанией в целом. К таким методам можно отнести:
· повышение эффективности использования кадрового потенциала
· оптимизация организационной структуры
Гибкость оргструктуры и ее адекватность специфике компании отражает профессионализм руководства и значительно повышает устойчивость и адаптивность компании к меняющимся внешним условиям.
· повышение инновационности организации
· развитие и поддержание связей (в том числе и неформальных) с инфраструктурными организациями и другими участниками рынка.
Привести пример Турпомощи (Компенсационного фонда).
23. Методы ценообразования для предприятий индустрии гостеприимства и туризма.
Цена - это денежное выражение товарной стоимости продукции, работ и услуг.Ценовая политика предприятия — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты. Существуют три основные цели ценовой политики предприятия: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка.
При разработке ценовой политики гостиничного предприятия используют различные методы ценообразования.
1. Маркетинговые методы установления цены:
•«ориентация на спрос» основывается на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка конкретной гостиницы. Данный метод применяется в том случае, если цена на гостиничный номер является решающим фактором для потенциального клиента. При этом выявляется потолок цены (максимальная сумма), которую клиент готов уплатить за данный гостиничный номер;
•«гонка за лидером» предполагает установление цен на туристские и гостиничные услуги на уровне предприятия-лидера в отрасли. Цена может отклоняться, но только в известных пределах, которые обусловлены качественным превосходством тех или иных услуг. Подобный подход весьма привлекателен и удобен для тех гостиниц, которые не имеют возможности проводить свои собственные исследования. Вместе с тем он и чрезвычайно опасен, так как может привести к серьезным просчетам (напр., предприятие-лидер проводило политику демпинга);
• «стратегия престижных цен» представляет собой высокие цены, предназначенные для привлечения клиентов, которые более обеспокоены качеством гостиничного продукта, его уникальностью, статусом, нежели ценой. Очевидно, что помимо высокого уровня инвестиций капитала в расчете на один номер роскошные гостиницы имеют и высокую стоимость рабочей силы.
2. Методы установления надбавок к затратам:
• метод ценообразования на основе издержек — метод «издержки плюс» означает прибавление стандартной надбавки (markup) к затратам. Он особенно распространен в общественном питании, и менеджеры в ресторанах и барах. Не учитывает изменения спроса.
• издержки как «процент от продажи»— добавление определенного процента к затратам на изготовление продукции, например 40%.
2. Метод «баланса доходов и расходов» является основным методом определения цены, ориентированным на издержки предоставления услуг в гостиницах. Этот метод получил также название «целевое ценообразование» (ROI — returnofinvestment) и нацелен на достижение определенного уровня дохода на инвестиции. Расчет цены по методу «баланса доходов и расходов» производится следующим образом: •при подготовке бюджета гостиницы устанавливаются полные издержки предприятия на предстоящий финансовый год. Планируется количество ночевок относительно загрузки. Затем издержки делят на ночевки. Получается минимальная цена за номер. А дальше добавляются % относительно различных категорий классности для различного типа клиентов и конкуренции на рынке: а)люкс + 100%; б)полулюкс + 50%; в)двухместный + 20%; г)одноместный – фикс.
• завершающим этапом является определение валового дохода исходя из установленных цен на номера, их удельного веса в гостинице, доходов предприятий общественного питания и других дополнительных доходов.
4. Метод «ценовой дискриминации» становится полезным инструментом для сглаживания спроса и предложения, обеспечивает дополнительный доход и прибыль большинству заведений индустрии гостеприимства. Эта форма ценообразования использует понижение/повышение цены для привлечения дополнительных клиентов и доходов без понижения/повышения цены для всех. Гостиницы регулируют основные цены, чтобы учесть различия в клиентах, услугах и местоположение продаж.
5. Параметрический метод
Например, Ritz использует сезонность и учет загрузки и каждый день устанавливает Bestavailablerate (лучшая цена дня) на номер.
Вышеперечисленные методы ценообразования образуют систему управления доходами гостиницы. Система управления доходами применяется для получения максимальной прибыли в гостинице. Это достигается с помощью установления цен, которые гостиница объявляет, и наличием свободных комнат, предлагаемых по разным расценкам, основанным на прогнозируемой загрузке.
Ценовые стратегии по Муртузалиевой:
1) ассортиментные стратегии: имидж цен, пакетного ценообразования, стимулирования комплексных продаж, принудительного связывания.
2) конкурентные стратегии: снятия сливок, проникновения на рынок, стандартных цен, адаптивная
3) дифференцированные: стратегия цены сегмента, гибких цен, адаптации цены, цены, ориентирующиеся на международные.