Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия

Коммерческая деятельность – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Коммерческая деятельность - это торговля, торговые процессы по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Торговля – это сфера товарного обращения.

Таким образом, коммерческая деятельность означает деятельность организаций, а также отдельных лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.

По характеру выполняемых функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (торговые). Технологические процессы связаны с движением товара как потребительской стоимости и продолжают собой процесс производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Коммерческие процессы связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров. К коммерческим относятся также и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли-продажи товаров: изучение потребительского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиком и потребителем товаров, оптовые закупки и продажа товаров и т.д.

Коммерция – слово латинское (от латинского “коммерциум”, т.е. торговля). Однако надо иметь в виду, что термин “торговля” имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства – торговлю, в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает следующие вопросы:

ü изучение спроса населения и рынка сбыта товаров;

ü выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных связей с поставщиками, включая разработку и предоставление им заявок на товары, заключение договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнение поставщиками договорных обязательств;

ü организация оптовой продажи товаров, формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами;

ü организация рекламно-информационной деятельности;

ü организация продаж, направленная на рост прибылей торговой организации;

ü организация финансовой деятельности;

ü оказание торговых услуг.

Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности:

§ оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);

§ определение направления развития бизнеса (постановка задач);

§ составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);

§ организация мероприятий по выполнению плана (этап организации);

§ проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).

Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации. Коммерческо-фукциональные критерии работы предприятия: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала. Критерии поддержания коммерче-ской деятельности: социальная ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме – “имидж”.

Торговля относится к третичным отраслям экономической деятельности, поскольку она находится на третьей стадии после получения (добычи) и промышленной обработки до этапа конечного потребления той или иной продукции. Торговля покупает готовые товары, произведенные в результате другой деятельности, которые затем продаются либо конечному потребителю (розничная торговля), либо последующим предпринимателям (оптовая торговля). Такой бизнес называют “индустрией распределения”.

Торговля также предоставляет услуги, например, услуги при продаже товаров: доставка, установка, послепродажное обслуживание. Другие виды услуг могут способствовать реализации товаров, например, реклама позволяет покупателю получить необходимую информацию, предоставление кредита облегчает оплату товара.

Своей деятельностью торговля увеличивает стоимость предлагаемых товаров и услуг. Процесс закупки, хранения, продажи товаров потребителю создает дополнительную стоимость товара. Принимая на себя финансовый риск за помещенные в товар капитал, осуществляя хранение и продажу товара, обеспечивая кредитование покупателей, торговля должна покрыть операционные расходы и получит прибыль на инвестированный капитал. Этой цели служат торговые надбавки. Дополнительная стоимость, получаемая торговым предприятием, не должна на много превышать разумной прибыли на вложенный капитал, поскольку в противном случае это приведет к неумеренному росту цен на предлагаемые товары. Они станут несопоставимыми с рыночными, а это обстоятельство неизбежно приведет к снижению числа обслуживаемых потребителей. С другой стороны нужно помнить, что эксплуатация зданий, производственных помещений, оборудования, машин и другие расходы требуют значительных денежных средств. Неоправданное уменьшение продажной стоимости товаров неизбежно приведет к снижению доли прибыли и не позволит расширить производство и восполнит капиталовложения.

Торговля с одной стороны, расширяет и исследует новые и альтернативные источники приобретения продукции. Углубляя связи, с поставщиками, торговые предприятия способствуют увеличению объемов производства и расширению ассортимента производимых товаров и обеспечивают их новыми рынками сбыта. С другой стороны, исследуя новые и расширяя старые рынки сбыта, торговые предприятия являются экспертами по состоянию региональных рынков. Они обеспечивают своих поставщиков информацией о реальном потребительском спросе, предоставляя при этом интересы потребителей.

Такое двустороннее потребительство является отличительной чертой деятельности предприятия торговли в современных условиях. Для успешной деятельности предприятие торговли должно быстро реагировать на рыночные изменения и перестраивать работу в соответствии с ними. Коммерческая деятельность как объект управления может быть представлена матричной моделью функций управления (таблица 16).

Таблица 16

Наши рекомендации