Реформа собственности в России проявляется в процессе приватизации.
Приватизация – передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, транспортных средств, жилых зданий и т.п. в частную собственность. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономики появляются новые моменты, имеющие большое значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Переход государственной собственности в частную, рассматривался как средство достижения следующих главных целей: повышение аллокационной эффективности, т.е. перераспределение ресурсов из старых в новые. Более эффективный путь реструктуризации фирм; появление эффективного частного собственника у прежних государственных предприятий. Основными методами приватизации были:- открытая продажа;- выкуп работниками и менеджерами предприятий;- массовая приватизация путем раздачи ваучеров;- реституция (возврат собственности законным владельцами или их наследникам);
В результате проведенной приватизации коренным образом изменилась структура собственности: преобладающей стала частная собственность в корпоративной и индивидуальной форме, а также смешенная государственно-частная собственность на приватизированных предприятиях.
В экономике России сложилось преобладание крупного бизнеса, тесно связанного с властными структурами, что было вызвано преобладанием крупных и сверхкрупных государственных предприятий, которые в ходе приватизации перешли в частные руки. Малый бизнес не получил в экономике России значительного развития, из-за неблагоприятных условий (трудности в регистрации, высокие налоги, коррупция и отсутствие эффективной государственной поддержки). Разгосударствление и приватизация, происходившая в России, имеет, как отрицательные, так положительные моменты.
4.6 Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Прямое и косвенное государственное регулирование экономики. Административные средства, экономические методы: денежно-кредитные и бюджетные. Методы государственного регулирования экономики. Антикризисные меры государственного регулирования.
Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):
- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
- зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
- изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
- контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
- финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
- через государственный сектор;
- посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).
Методы государственного регулирования экономики - это способы влияния государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов). Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам: по формам влияния и средствами воздействия. По формам воздействия методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от средств воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.
Методы прямого воздействия непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. Такой непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Последние направлены на регулирование темпов роста и структуры экономики, объемов производственного и непроизводственного потребления, масштабов деятельности общественного сектора экономики и др..
основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-право-вые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные прог-рами, государственные заказы, централизованно установлены эти-ны, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные расходы, лимиты и т.д. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.
Правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Необходим в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти. Вместе юридические нормы должны быть понятны людям, должным обоснованными, системно организованными и пригодными для практической реализации.
Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и отдаче команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
Административные средства, экономические методы: денежно-кредитные и бюджетные.Прямые (административные) методы К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Косвенные (экономические) методы
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:* операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
.Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизациисущественным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли.
Антикризисное регулирование -- это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Как известно, регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.
Технология антикризисного регулирования - совокупность способов, приемов, форм и методов (далее по тексту -- меры), с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.
Все меры антикризисного регулирования несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.
Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию
Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.
Создание специализированных компаний по антикризисному управлению.
Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов.
Разработка Министерством экономики РФ совместно с администрациями регионов и консультационной фирмой «Про-Инвест Консалтинг» при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Программы подготовки предприятий регионов к привлечению инвестиций и содействия в мобилизации капитала.
Формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами.
Льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
Совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением.
Предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов.
Приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям.
Анализ рыночной конъюнктуры на перспективу.
Создание условий для добросовестной конкуренции.
Целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров.
Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства.
Выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности.
Налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.
Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.
Меры по внесудебной санации состояния предприятия в системе антикризисного регулирования
Реструктуризация предприятия, предполагающая проведение его реформирования в целом путем разработки эффективной снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровой политики.
Направлениями реструктуризации предприятия являются ликвидация отдельных нерентабельных производств, демонополизация в сочетании с диверсификацией производства и приватизация.
Реструктуризация имущества предприятия, т.е. изменение структуры предприятия таким образом, чтобы его функционирование в целом обеспечило достаточный уровень рентабельности.
Такая реструктуризация производится по следующей технологии. Объектом ее являются все активы предприятия. Определяется объем выпуска продукции каждого вида по рыночным ценам. Затем выявляется часть имущественного комплекса, обеспечившего выпуск продукции каждого вида. Далее выявляются центры ответственности за эффективное использование каждой части имущественного комплекса и разрабатываются соответствующие стратегии. И наконец, проводится распродажа излишнего и неэффективно используемого имущества.
Поддержка Правительства РФ и территориальных органов в виде разработки бизнес-планов по техническому перевооружению и снижению коммунальных платежей.
Работа с несостоятельными предприятиями в рамках межведомственных балансовых комиссий с участием представителей всех фискальных органов, внебюджетных фондов, банков территориального образования.
Обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в проведении процедур банкротства предприятий, с лицами, занимающимися антикризисным управлением.
Приватизация несостоятельных предприятий.
Коммерциализация на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности.
Оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным предприятиям.
Все меры антикризисного регулирования деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4.7 Понятие инфляции. Причины инфляции: внутренние и внешние. Виды и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.
Противоположным процессом является дефляция — снижение цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Однако, дефляция характерна для экономики
Инфляция в общем – обесценивание денег. Во время инфляции растут цены, но не качество товаров и услуг. Причин у инфляции много, основная – переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, причем товарная масса не увеличивается. Различают несколько видов инфляции. Административная инфляция происходит из-за административного управления ценами. Галопирующая инфляция – это резкий, скачкообразный скачок цен. Гиперинфляция – это инфляция с высоким темпом роста цен. Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, и как следствие – увеличение издержек на производство и цен на конечную продукцию. Импортируемая инфляция вызвана обычно чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и другими внешними факторами. Индуцированная инфляция обуславливается какими-либо другими экономическими факторами. Кредитная инфляция вызвана чрезмерной кредитной экспансией. Непредвиденную инфляцию можно констатировать, если уровень инфляции за определенный период оказался выше ожидаемого. Ожидаемая инфляция – это предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода. Открытая инфляция – это инфляция за счет роста цен на потребительские товары и производственные ресурсы. Скрытая, или подавленная, инфляция возникает вследствие товарного дефицита, причем государство пытается удерживать цены на прежнем уровне. Ползучая инфляция проявляется в постепенном, длительном росте цен. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает предложение, следовательно, растут цены.
Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен. Для инфляции характерна постоянная повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен.
Причины инфляции: внутренние и внешние Механизм возникновения инфляции:Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.
Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.
На уровень инфляции существенное влияние оказывает объём денежной массы, выведенной из непосредственного потребления путём осуществления долгосрочных инвестиций, не предусматривающих быструю отдачу, уровень вкладов, находящихся в банках, величина ставки рефинансирования и так далее.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;
виды инфляции/ Инфляция есть процесс обесценивания денег в результате, например, переполнения каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Существуют современные теории инфляции, позволяющие определить ее виды: открытая инфляция и подавленная инфляция. Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег. Виды открытой инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара) Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга./ Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Адаптированные ожидания потребителей — явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).
Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но росту дефицита товаров, что так же снижает реальную стоимость денег.
В зависимости от темпов роста различают:
Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).
Агфляция Экономисты из инвесткорпорации Goldman Sachs для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция»[1] (аграрная инфляция). Высокие темпы агфляции зафиксированы уже два года подряд. В 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007 году его рост составил 41 процент.
Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — снижение индекса цен. Это повышает покупательную способность местной валюты. Однако в рыночных условиях возникновение дефляции свидетельствует о дефиците денег в обороте и расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.
К дефляции может приводить изъятие из обращения денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции посредством увеличения налогов, повышения учётной ставки, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д.
Галопи́рующая инфля́ция (англ. galloping inflation) — инфляция, развивающаяся стремительными темпами.[1] Реже употребляется несколько другое по смыслу определение — инфляция, нарастающая скачкообразными темпами.
Гиперинфляция — инфляция с крайне высокими темпами. Гиперинфляцией, по разным определениям, признаётся годовой рост цен, превышающий 10 раз (900 % в год)[1] или превышающий 50 % в месяц (то есть 130 раз, 12 900 % в год)
Агфля́ция (от аграрная инфляция) — процесс опережающего увеличения цены продовольствия и технических культур сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере.
На практике это выражается в быстром увеличении цен на продовольствие на фоне сокращения его запасов и при относительно низком общем уровне инфляции и незначительном росте заработной платы. В результате этого на одинаковую сумму денег можно купить существенно меньше продуктов питания, ухудшается качество питания населения. Особенно тяжело это проявляется в странах и в группах населения с низким общим уровнем дохода, бо́льшая часть которого идет именно на покупку продовольствия. При дальнейшем ухудшении положения с возможен продовольственный кризис и голод неимущих слоёв населения.
Стагфляция (стагнация + инфляция) — термин, используемый в современной макроэкономике. Обозначает состояние экономики, характеризующееся застоем (низкими темпами экономического роста), ростом инфляции, увеличением безработицы.
Причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные мероприятия, проводимые государством, «по управлению спросом» (например, гос. закупки) и «регулируемому» росту цен.
Последствия инфляции/Последствия инфляции могут быть разнообразными. В основном они носят негативный характер, особенно при ее высоких уровнях. С позиции людей (бюджетников, пенсионеров), имеющих фиксированные или медленно растущие номинальные доходы, инфляция — крайне нежелательное явление. Индексация доходов таких категорий населения, сглаживая негативные последствия, как отмечалось, может привести к гиперинфляции и тем самым к еще большему отставанию увеличения заработной платы и социальных выплат от роста цен. В меньшей степени инфляция сказывается на лицах, ведущих частный бизнес. Они могут быть даже заинтересованы в ней, если их продукция и услуги пользуются постоянно высоким спросом.
Инфляция однозначно ведет к снижению реальной стоимости сбережений: срочных счетов в банках, страховых полисов, ежегодной ренты и т.п. При высоком уровне инфляции реальная ставка дохода по таким сбережениям может стать отрицательной. Инфляция перераспределяет доходы и расходы между кредиторами и их заемщиками в пользу последних, так как идет возврат обесцененных займов и выплата обесценивающихся процентов. Но это верно только в отношении займов в национальной валюте. Если они предоставлены в иностранной валюте, то возникает обратная ситуация, поскольку заемщику придется в будущем менять на эту валюту все большие суммы обесценивающихся национальных денег (высокий уровень инфляции, как правило, ведет к снижению курса национальной валюты).
Увеличение уровня инфляции приводит к росту номинального уровня ВНП (ценовой составляющей), а следовательно, доходов в номинальном выражении.
Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем — это большое искусство.
Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.
Антиинфляционная политика государства/ Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
4.8 Предпринимательство. Предприниматель и законодательство о предпринимательской деятельности. Критерии малого бизнеса. Достоинства и недостатки малых предприятий. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: российская практика.
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвила). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство. Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть: займы (долговое финансирование — в банке или у знакомых), безвозмездная помощь (гранты или субсидии), инвестиции (венчурных фондов или бизнес-ангелов/ — долевое финансирование). Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы. Тем не менее, предпринимательство — нелегкое занятие, и большинство новых предприятий терпит крах.
Предпринимательство – это деятельность,осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.
Предпринимательство – это деятельность одного или нескольких граждан, которая производится для постоянного получения прибыли путем продажи или производства товаров и услуг.
Предприниматель и предпринимательская деятельность.Предприниматель - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом. Гражданин Российской Федерации может быть субъектом предпринимательской деятельности, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или частично недееспособным. Статус П. приобретается посредством государственной регистрации, осуществление предпринимательской деятельности без этого запрещается. Государственная регистрация граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридичес