Достоинство и недостатки малых предприятий

Быть субъектом малого предпринимательства означает обладать юридической независимостью. Управление малым предприятием не требует существенных затрат и осуществляется непосредственно собственником капитала и/или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода. Небольшие размеры по основным показателям деятельности субъектов малого предпринимательства (уставный капитал, величина активов, оборот, прибыль, долговая нагрузка, численность персонала) дают таким субъектам большую мобильность по сравнению с крупными предприятиями, т.е. малые предприятия способны быстро реагировать на требования рынка, иметь определенную специализацию (или, наоборот, функционировать на многих сегментах рынка), иметь возможность мобилизации ресурсов на перспективных на данный момент направлениях.

Преимущества малых предприятий: Доступность многим гражданам по причине небольших первоначальных вложений;Небольшой управленческий аппарат и более низкие накладные расходы; Упрощенный порядок регистрации, лицензирования, сертификации продукции;Гибкость. Возможность быстро реагировать на изменения рыночного спроса и другие изменения на рынке, в том числе и негативные;

Создание новых рабочих мест;Наличие государственной поддержки (в т.ч. финансовой);Наличие законодательно установленных льгот;Применение упрощенной системы налогообложения (предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности) достоинств малой фирмы Начинающий предприниматель должен четко представлять основные достоинства малого бизнеса, чтобы учитывать их при создании своей фирмы и дальнейшем ее развитии. Даже в российских условиях кое-какие преимущества существуют.

1. Независимость действий. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю2. Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения.3. Адаптация к особенностям местных условий. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.4. Более низкие операционные расходы. Сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы.5. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.6. Долгосрочные выгоды. Если дела идут успешно, предприниматель всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости.7. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т. д.).8. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. 9. Сохранение предпринимательского духа. Для малых фирм характерны также совмещение профессий, универсальные знания и умения (в отличие от узкой специализации на конвейере).

Управленцам на крупных фирмах, чтобы достичь такой квалификации и активности сотрудников, приходится тратить много времени, отвлекать значительные средства на обучение и переобучение персонала.

Недостатки малых фирм видны и лежат на поверхности. Они как уже отмечалось, лишены возможности заниматься крупномасштабными научными исследованиями. Малые фирмы делают свое будущее, а не прогнозируют его. Малый бизнес работает под страхом быть разоренным, многое зависит не столько от умения менеджеров, сколько от воздействия внешней среды. поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами. В период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникамНа крупных фирмах применим принцип Парето: на 20% потребителей приходится 80% сбыта; 20% запасов дают 80% движения капитала; 20% сотрудников управления выполняют 80% всей управленческой работы.

На мелких фирмах это правило не действует, поскольку из-за незначительных объемов производства и численности персонала нагрузка распределяется более равномерно.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера их деятельности ограничена.

Наши рекомендации