Анализ состава и динамики прибыли коммерческой организации.

Основным источником получения предприятием прибыли является выручка от продаж. Валовой доход от продаж товаров представляет собой сумму выручки от продажи товаров, работ, услуг, определяемую как доход, полученный предприятием от продажи продукции.

Прибыль от продажи товаров определяется по формуле:

ПР = ВД- НДС –ПР-КР-УР

где ПР — прибыль от продажи товаров, работ, услуг, руб.;

ВД — валовой доход от продажи товаров, работ, услуг, руб.;

НДС — налог на добавленную стоимость, руб.;

ПР — производственная себестоимость, руб.;

КР- коммерческие расходы, руб.;

УР- управленческие расходы, руб.

Величина прибыли от финансово-хозяйственной деятельности исчисляется по формуле:

ПФХД = ПР ± СДР

где ПФХД — прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятель­ности, руб.;

ПР — прибыль от продаж, руб.;

СДР — сальдо доходов и расходов от прочей деятельности, руб.

В состав доходов от прочей деятельности включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной ва­люте.

В состав расходов от прочей деятельности включаются судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хо­зяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки прибыли до налогообложения предприятия, как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с поло­жениями действующего законодательства. Т.е. налог на прибыль рассчитывается ис­ходя из суммы прибыли до налогообложения, увеличенной на величину превышения фактически произведенных расходов по отмеченным позициям над суммами, определенными исходя из установленных предельных норм.

Таким образом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

ЧП = ПДН + ОНА - ОНО - НП,

где ЧП - чистая прибыль предприятия, руб.;

ПДН - прибыль до налогообложения, руб.;

ОНА - отложенные налоговые активы, руб.;

ОНО - отложенные налоговые обязательства, руб.;

НП — налог на прибыль, руб.

При анализе следует рассматривать изменение источников прибыли и установить, что в большей степени обеспечивает предприятию рост прибыли, а что ее снижает. Это может быть как прибыль от продажи продукции или операционной деятельности; так и прибыль от внереализационной деятельности (см. таблицу).

Динамика финансовых результатов деятельности предприятия

№ стр. Показатель Пред. год тыс.руб. Отчет. год тыс.руб. Абсал. отклон. тыс.руб. Темп роста (%)
Выручка от продаж        
Себестоимость проданных продукции, работ и услуг        
Валовая прибыль        
Коммерческие, управленческие расходы        
Прибыль (убыток) от продаж        
Операционные доходы        
Операционные расходы        
Результат от операционной деятельности        
Внереализационные доходы        
Внереализационные расходы        
Результат от внереализационной деятельности        
Прибыль (убыток) до налогообложения        
Налог на прибыль        
Отложенные налоговые активы        
Отложенные налоговые обязательства        
Чистая прибыль (убыток)        


Факторный анализ прибыли от продаж (методом цепных подстановок).

Анализ источников формирования прибыли позволяет выявить, какой из источников оказывает существенное влияние на общую сумму прибыли предприятия.

Как правило, основным источником прибыли/убытков является прибыль от продажи продукции, работ, услуг.

Прибыль от продаж упрощенно можно представить:

ПР = В–ПС

где В— выручка от продажи товаров, работ, услуг;

ПС — полная себестоимость в т.ч. коммерческие расходы и управленческие расходы.

В свою очередь В=∑ qхp - ∑ qхс

где q - объем выпущенной продукции;

p - прибыль на 1 изделие;

с – себестоимость одной единицы продукции;

При отклонении фактической прибыли от плановой, следует провести ее факторный анализ, выделив при этом следующие основные факторы:

- изменение объема реализации;

- изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение себестоимости продукции;

- изменение цен на продукцию.

При наличии данных о номенклатуре реализованной продукции и сведений о количестве, себестоимости, цены реализации (за каждое изделие) можно провести факторный анализ прибыли:

1 Изменение объема реализации

Прибыль с учетом изменения объема реализации:

П(qреал. ) = ∑ q1p0 - ∑ q0с0

Влияние объема реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П (qреал. ) = П(qреал. ) – П0

2 Изменение цены реализации на отдельные виды продукции

Прибыль с учетом изменения цены реализации:

П(рреал. ) = ∑ q1p1 - ∑ q0с0

Влияние цены реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П (рреал. ) = П(рреал. ) – П(qреал. )

3 Изменение себестоимости продукции

Прибыль с учетом изменения себестоимости продукции:

П(с ) =∑ q1p1 - ∑ q0с1

Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П (с ) = П(с ) - П(рреал. )

4 Изменение структуры и количества выполнения выпуска продукции

Прибыль с учетом изменения структуры и количества выполнения выпуска продукции:

П(стр) =∑ q1p1 - ∑ q1с1

Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П (стр ) = П(стр) - П (с )

Факторный анализ прибыли от продаж дополняется анализом прибыли рассчитываемой на основе баланса товарной продукции.

Поскольку объем реализованной продукции это есть:

Остатки нереализованной продукции на начало года + объем товарной продукции за год – остатки нереализованной продукции на конец года

Следует проанализировать прибыль в:

1 остатках товарной продукции;

2 остатках реализованной продукции.

Если в расчетах сумма прибыли от товарной продукции отличается от суммы прибыли реализованной продукции, следует указать, что планирование прибыли осуществляется неправильно.

Наши рекомендации