Анализ себестоимости важнейших видов продукции.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

Зпост.i

Зi = ---------------- + Зперем.1изд.i, VВПi

Либо в расчете на общий объем продукции

Зобщ =∑ (Вобщ х УДi х Вi) + А

Факторный анализ влияния общей суммы издержек на производство и продажи продукции проводится с использованием следующего алгоритма расчета:

Зобщ =∑ (Вобщ х УДi х Вi) + А,

Где Зобщ - общая сумма затрат;

Вобщ – объем выпуска продукции;

УДi – структура продукции (%);

Вi – переменные затраты на единицу продукции;

А – постоянные расходы на весь выпуск продукции.

Зобщ 0=∑ (Вобщ 0х УДi0 х Вi0) + А0,

Зобщ1 = ∑ (Вобщ1 х УДi1 х Вi1) + А1,

Δ Зобщ = Зобщ 1- Зобщ 0

1. Влияние изменения объема выпуска продукции на общую сумму затрат:

Зобщ (Вобщ) =∑ (Вобщ 1х УДi0 х Вi0) + А0,

Δ Зобщ (Вобщ) = Зобщ (Вобщ) - Зобщ 0

2. Влияние изменения структуры продукции на общую сумму затрат:

Зобщ (УДi) =∑ (Вобщ 1х УДi1 х Вi0) + А0,

Δ Зобщ (УДi) = Зобщ (УДi) - Зобщ (Вобщ)

3. Влияние изменения переменных затрат на единицу продукции на общую сумму затрат:

Зобщ (Вi) =∑ (Вобщ 1х УДi1 х Вi1) + А0,

Δ Зобщ (Вi) = Зобщ (Вi) - Зобщ (УДi)

4. Влияние изменения общей суммы постоянных расходов на общую сумму затрат:

Зобщ (А) =∑ (Вобщ 1х УДi1 х Вi1) + А1,

Δ Зобщ (А) = Зобщ (А) - Зобщ (Вi)

Правильность расчетов проверить методом балансовых увязок:

Δ Зобщ = Δ Зобщ (Вобщ) + Δ Зобщ (УДi) + Δ Зобщ (Вi) + Δ Зобщ (А)

Факторный анализ себестоимости

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции (Ур З).

З ∆ К * Зи

Ур З = -----------, или Ур З = ------------------,

ТП ∆ К * Ци

Где ТП – товарная продукция,

К – количество изделий в натуральных показателях,

Зи (Си) – затраты или себестоимость одного изделия (единицы продукции),

Ци – цена одного изделия.

В ходе анализа затрат на рубль продукции (работ, услуг) необходимо изучить их динамику, определить отклонения фактических затрат от предусмотренных в плановых расчетах, выявить причины перерасхода или экономии.

На этот аналитический показатель оказывает влияние множество факторов, связанных как с формированием числителя, так и знаменателя.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого порядка связи с этим результативным показателем:

- изменение структуры выпущенной продукции,

- изменение уровня затрат на производство отдельных изделий,

- изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы,

- изменение цен на товарную продукцию.

Первый фактор влияет на общую сумму затрат через изменение средней себестоимости обезличенной единицы продукции в связи с увеличением или уменьшением удельного веса конкретного вида продукции (изделия, работы, услуги), которые имеют свою, отличную от других, индивидуальную стоимость.

Второй фактор, непосредственно влияющий на изменение затрат на рубль товарной продукции, изменение уровня затрат на производство отдельных изделий, видов работ и услуг. Он включает все затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.

Остальные два фактора выражают изменение цен (тарифов) на потребленные материальные ресурсы и выпущенную продукцию.

Расчет влияния факторов проводится с использованием аналитической таблицы.

Показатели По плану Предыдущий период Отчетный год Отклонение от плана
количество выпущенной продукции (шт.)        
себестоимость одной ед. выпущенной продукции (руб.) в т.ч. переменные затраты постоянные затраты        
цена реализации единицы изделия        
затраты на один рубль товарной продукции (руб.)        
изменение затрат на один рубль товарной продукции (руб.) в т.ч. за счет -изменения количества выпущенной продукции в шт. - изменения себестоимости одной ед. выпущенной продукции -изменения цены реализации ед. изделия        

Наши рекомендации