Факторы и пути повышения конкурентоспособности транспортных услуг и предприятия.
Транспорт является важнейшим звеном производственной и социальной инфраструктуры республики и, несмотря на современные внутренние и внешние вызовы, полностью обеспечивает потребности государства в перемещении грузов.
В транспортной отрасли занято 5,8% общей численности трудоспособного населения республики и задействовано 17% её производственных фондов.
По данным национального статистического комитета, за первую половину 2009 года ВВП по транспортной отрасли в текущих ценах составил 3,8 триллиона рублей или 6,3% ВВП республики. Наибольший удельный вес приходится на железнодорожный транспорт - 50,3%. Автомобильный транспорт в этом объёме составил 26,9%, воздушный - 3,5%, водный - 0,2%.
Для достижения цели Стратегии будут реализовываться как начатые в 2009 году, так и совершенно новые основные задачи:
· обеспечение комплексного развития и координации работы всех видов транспорта;
· модернизация транспортной инфраструктуры и совершенствование технологии её содержания и строительства;
· обновление и модернизация парка транспортных средств, дорожно-строительной техники, промышленного и технологического оборудования;
· инвестирование в развитие и модернизацию транспорта, дорожного хозяйства и промышленности транспортного комплекса;
· создание благоприятных условий для активного развития экспорта транспортных услуг и повышения привлекательности транзита через территорию республики;
· вхождение республики в транспортное пространство стран СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства;
· развитие современной транспортно-логистической системы, обеспечивающей повышение качества услуг по перевозке грузов и снижение затрат на доставку товарной продукции;
· совершенствование системы обеспечения безопасности транспортной деятельности;
· продолжение работ по минимизации вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
· реализация комплекса мер по ресурсо- и энергосбережению.
Среди основных стратегических направлений особое место занимает развитие экспорта:
· совершенствование законодательства в сфере транспортной деятельности и улучшение экономических условий финансово-хозяйственной деятельности организаций;
· увеличение присутствия белорусских субъектов транспортной деятельности на традиционных зарубежных рынках и освоение новых рынков транспортных услуг;
· развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества со странами Европейского союза;
· транспортная интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭс;
· реализация проекта создания общего рынка автотранспортных услуг Россия - Беларусь.
Использование транзитных возможностей республики будет также среди приоритетных направлений:
· развитие инфраструктуры на пограничных пунктах пропуска;
· строительство объектов придорожного сервиса и реконструкция автомобильных дорог;
· улучшение информационного обеспечения перевозочного процесса;
Привлечение инвестиций в развитие и модернизацию транспортного комплекса предполагает:
· модернизацию и развитие производственных мощностей, в особенности активной части основных производственных фондов;
· создание новых мощностей, производств и технологий;
· реализация мероприятий 2010 года Программы развития логистической системы на период до 2015 года.
Безопасность транспортной деятельности:
· разработка концепции по безопасности транспортной деятельности;
· проведение целенаправленной работы по профилактике аварийности на транспорте на основе совершенствования системы мониторинга транспортных происшествий;
· совершенствование методики оценки и проведения анализа состояния безопасности транспортной деятельности;
· изучение и внедрение передового зарубежного опыта по вопросам безопасности дорожного движения;
· завершение работ по внедрению системы контроля за режимом труда и отдыха водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки с применением цифровых тахографов.
В области грузовых автомобильных перевозок планируется:
· снизить финансовые затраты международных автомобильных перевозчиков;
· снизить налоговую нагрузку на международных автомобильных перевозчиков;
· расширить рынок услуг международных автомобильных перевозок;
· продолжить работу по стимулированию обновления парка транспортных средств, в том числе транспортными средствами соответствующими стандартам «Евро 4» и «Евро 5» для международных перевозок;
· упростить процедуру оформления виз для водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
· усовершенствовать разрешительную систему и контроль за работой международных автомобильных перевозчиков;
· продолжить работы по созданию транспортно-логистических центров;
· разработать предложения по регулированию рынка перевозок грузов в республике.