Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей.

На конкурентоспособность оказывает влияние такой фактор, как затраты, связанные с производством продукции и показатель рентабельности предприятия. Учитывая выявленное в процессе анализа снижение уровня рентабельности предприятия, следует сказать, что предприятию необходимо осуществить ряд мероприятий, повышающих величину показателя. Очевидно, что управление рентабельностью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы снижению расходов и повышению доходов.

Снижение расходов подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам, а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.

В данном разделе представлены рекомендации, направленные на обеспечение более низких издержек, которые помогут увеличить рентабельность продаж, и как следствие, повысить конкурентоспособность предприятия ООО «НТП Энергоконтроль».

Свидетельством того, хорошо или плохо работала организация, является получение прибыли организацией за анализируемый период. Известно, что прибыль организации представляет собой разность между выручкой организации за реализованную продукцию и затратами на изготовление и реализацию данной продукции. Итак, чтобы повысить уровень получаемой прибыли, нам необходимо снизить или оптимизировать затраты на изготовление продукции. В данном случае целесообразно предложить ряд мер по снижению себестоимости продукции.

В первую очередь, предприятию необходимо снизить затраты по статье «себестоимость» за счет повышения уровня экономного использования сырья и материалов, а так же за счет снижения уровня закупочных цен на сырье и материалы.

Необходимо разработать совершенно иные системы закупок комплектующих материалов, чем та, которая существует на данном предприятии. Это обуславливается тем, что предприятие закупает комплектующие и материалы только у двух постоянных поставщиков и не отслеживает данный сегмент рынка. С одной стороны, это неплохо – иметь постоянных проверенных партнеров – поставщиков материалов, но, с другой стороны, это может привести к финансовой катастрофе, так как размер закупочной цены диктует поставщик. Это, естественно, отражается на повышении себестоимости готовой продукции. Из-за этого предприятие несет значительные убытки.

Предлагается пересмотреть условия закупочных цен и условия договоров на поставку материалов и комплектующих с основными поставщиками с целью выявления для предприятия максимальной выгоды.

Необходимо отработать рынок поставщиков, проанализировать текущее состояние рынка поставщиков, выйти на другие рынки, с целью оптимизации уровня закупочных цен и условий заключения сделок. Мы считаем, что подобные проблемы происходят от того, что на предприятии нет службы маркетинга. Предлагается создать маркетинговую службу на предприятии, провести соответствующие маркетинговые исследования в данной области и на основании этих исследований разработать маркетинговую стратегию на предприятии.

Основными задачами данной маркетинговой стратегии будут являться:

- анализ содержания заключенных договоров;

- анализ закупочных цен предприятия;

- маркетинговые исследования рынка поставщиков сырья и материалов;

- проведение маркетинговых исследований оценки спроса продукцию ООО «НТП Энергоконтроль», выявление преимуществ и недостатков технических разработок предприятия по сравнению с конкурентами, изучение технических разработок конкурентов.

Возможно для осуществления всего комплекса маркетинговых исследований предприятие понесет значительные затраты, но с большей вероятностью они будут компенсированы за счет оптимизации уровня цен на закупаемые материалы и комплектующие. Выявление положительных и отрицательных сторон своей продукции позволит разрабатывать иные технологии производства, менее трудоемкие и затратные, новые способы реализации продукции.

В целях снижения себестоимости актуально проведение мероприятий, способствующих уменьшению уровня трудовых затрат:

а) совершенствование нормирования и оплаты труда;

б) совершенствование организации производства и труда с целью предупреждения сверхурочных работ;

в) улучшение охраны труда и техники безопасности;

г) систематическое повышение квалификации рабочих;

д) оплаты простоев не по вине рабочих;

е) недопущение переделок и брака в производстве продукции;

ж) сокращение трудоемкости работ;

з) мотивация и стимулирование персонала.

Данные мероприятия помогут ООО «НТП Энергоконтроль» увеличит прибыль и как следствие свою конкурентоспособность.

4. Экономическая оценка рекомендаций.

Комплексное технико-экономическое обоснование является завершающим этапом процесса разработки решения. Одновременно этот этап является самым ответственным, так как по результатам обоснования принимается к реализации один из альтернативных вариантов решения.

Поскольку для исследуемого предприятия характерна нехватка наличных денежных средств, и большой запас дебиторской задолженности, то для решения данной проблемы можно предложить два альтернативных варианта: привлечение банковского краткосрочного кредита и использования факторинговых услуг для возврата дебиторской задолженности.

Учитывая большой долг предприятия перед бюджетом (что является срочным долгом), можно сказать, что предприятие будет нуждается в средствах для погашения кредиторской задолженности до поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, вексельных кредиторов и.т.д.

Проблема высокой дебиторской задолженности и ее медленной оборачиваемости может быть решена следующими способами:

- использование краткосрочных банковских кредитов и ссуд;

- обращение к факторинговым услугам банка;

- увеличение собственных средств.

Факторинг (fасtоr - посредник) - разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг включает в себя: взыскание (инкассирование) дебиторской задолженности покупателя, предоставление ему краткосрочного кредита и освобождение его от кредитных рисков по операциям. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя (заказчика).

Банк заключает договор с покупателем о гарантировании его платежей в случае возникновения финансовых трудностей или с продавцом и покупателем о переуступке не оплаченных в срок платежных документов факторинговому отделению банка. Приобретя у предприятия-продавца право на взыскание дебиторской задолженности с покупателя, банк (или фирма-фактор) в течение 2-3 дней перечисляет продавцу 70-90 % суммы средств за отгруженную продукцию.

После получения платежа от покупателя банк перечисляет продавцу оставшиеся 30-10 % за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений [15, с.134].

В любом случае последний вариант является наиболее предпочтительным, так как в этом случае нет необходимости привлекать дорогие заемные источники и оплачивать факторинговые услуги банка, в то время как есть возможность использовать более дешевые собственные средства.

Но если это практически невозможно в конкретных условиях работы предприятия, целесообразно оценить выгодность привлечения краткосрочных кредитов и использования факторинговых услуг банка, с тем, чтобы выбрать один из двух вариантов привлечения дополнительных источников покрытия высокой дебиторской задолженности.

Исходные данные для расчета экономического эффекта представлены в таблице15. Таблица 15

Исходные данные для расчета

Показатели № стр. Единица измерения Условные обозначения Величина показателя
Средняя однодневная себестоимость готовой продукции руб. S 134,4
Дебиторская задолженность руб. ДЗ
Кредиторская задолженность руб. КЗ
Оборачиваемость дебиторской задолженности дни Одз 11,63
Оборачиваемость кредиторской задолженности дни ОКЗ=КЗ/S 21,62
Годовая ставка банковского процента     % г  

а) рассчитаем однодневную себестоимость готовой продукции (S):

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru , (50)

где 251 – количество рабочих дней в году.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

б) рассчитаем оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ):

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru (51)

в) рассчитаем оборачиваемость кредиторской задолженности (ОКЗ):

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru (52)

Достаточно большая величина дебиторской задолженности (строка 02 таблицы 15), при ее довольно медленной оборачиваемости, позволяют сделать вывод о необходимости покрытия кредиторской задолженности до поступления средств от заказчиков и покупателей.

Ввиду недостатка собственных оборотных средств на предприятии к концу 2007 года рекомендуется восполнить недостаток средств за счет привлечения краткосрочного кредита банка на 1 год или погашения дебиторской задолженности путем факторинга.

Первый вариант – рассчитаем стоимость факторинговой услуги банка (П1):

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru , (53)

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

где 365 - количество дней в году.

Второй вариант – рассчитаем стоимость привлечения краткосрочного кредита банка (П2):

К= ОКЗ - ОДЗ)× S, (54)

К = (21,62-11,63)× 134,34 = 288880 руб.

где К - необходимая сумма кредита

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru (55)

где L - проценты за кредит

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

П2 = K - L, (56)

П2 = 288880 – 51998 = 236882 руб.

Рассчитаем экономический эффект (Э):

Э = П2 - П1, (57)

Э = 236882-19827 = 217055 руб.

Таким образом, в сложившейся ситуации предприятию экономически целесообразно пользоваться краткосрочными услугами банков. Однако, это решение будет рационально только в текущий момент. Оно не отражает перспективной оценки использования того или иного варианта привлечения средств. Несмотря на то, что использование факторинговых услуг в данный момент невыгодно, в будущем это может оказаться предпочтительней, так как позволит привлечь в оборот денежные средства от заказчиков. То есть произойдет рост собственных оборотных средств и предприятие сможет использовать дешевые собственные источники.

Поэтому руководству ООО «НТП Энергоконтроль» необходимо определиться и оценить, что им предпочтительнее: получить экономию от использования кредитов банка в текущий момент или заплатить за факторинговые услуги банка с тем, чтобы в будущем увеличить собственные оборотные средства и соответственно, объем производства.

Заключение

Управление предприятием на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности возможно, если руководство предприятия реально знает свои возможности, а это возможно лишь после анализа производственно-хозяйственной деятельности, поскольку с его помощью обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства и, как следствие, вырабатывается стратегия и тактика развития организации.

В рамках курсовой работы была проанализирована финансовая деятельность предприятия ООО «НТП Энергоконтроль», разработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации финансового состояния и конкурентоспособности за счет повышения финансовых результатов деятельности предприятия ООО «НТП Энергоконтроль».

Целью любой организации является получение прибыли, а для получения большей величины прибыли необходимо снижать затраты на изготовление продукции.

В ходе анализа было установлено, что за период с 2005 по 2007 гг. положение предприятия изменялось то в худшую сторону, то в лучшую. В период деятельности, когда себестоимость превышала все допустимые нормы, предприятие несло убытки. Здесь предприятие выходило из кризиса за счет получения кредитов. Повышение себестоимости продукции вызвано, главным образом, ростом затрат, связанных с закупкой, транспортировкой и хранением сырья и материалов, а так же ростом накладных расходов. На рост себестоимости готовой продукции оказало влияние увеличение закупочных цен на сырье и материалы, которые занимают большую часть от общей совокупности затрат на производство готовой продукции. Для решения данной проблемы было предложено сформировать маркетинговой отдел, ответственный за исследование рынка сырья и материалов.

Анализ финансового состояния показал, что предприятие ООО «НТП Энергоконтроль» - предприятие неликвидное, о чем свидетельствуют коэффициенты ликвидности, которые в организации на много меньше нормативных. Практически вся текущая деятельность организации финансируется за счет заемных средств, преобладающими среди которых является кредиторская задолженность. Кроме того, в структуре кредиторской задолженности значительное место занимает просроченная задолженность, что также указывает на весьма затруднительное положение. ООО «НТП Энергоконтроль» имеет проблемы с дебиторами.

Учитывая вышеперечисленные факты, в курсовой работе разработаны рекомендации по оптимизации управления и улучшения конкурентоспособности ООО «НТП Энергоконтроль» на основе анализа финансовых результатов.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в данной работе представлены меры по снижению себестоимости и соответственно увеличению прибыли предприятия.

В рамках экономической оценки мероприятий представлен расчет экономического эффекта от использования кредита банка для погашения кредиторской задолженности организации.

ГЛОССАРИЙ

Анализ финансовой устойчивости - анализ состояния счетов предприятия на предмет его платежеспособности.

Анализ ликвидности организации - анализ возможности для организации покрыть все ее финансовые обязательства.

Бартерная сделка - прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств.

Внеоборотные активы - активы с продолжительностью использования более 1 года. К ним относятся: долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, основные средства, прочие долгосрочные активы.

Дебиторская задолженность (счета к получению, счета дебиторов) – сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных и деловых взаимоотношений с ними.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Коэффициент автономии - одна из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, характеризующая степень его финансовой независимости, определяется как отношение источников собственных средств предприятия к валюте баланса.

Ликвидность - легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Накладные расходы - расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление; являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними включаются в себестоимость.

Оборачиваемость - показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств.

Оборотные активы (краткосрочные активы, оборотные средства, текущие активы) - денежные средства, а также те виды активов, которые, как ожидается, будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год (легко реализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов).

Прибыль от организации - разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции.

Собственные оборотные средства - чистый оборотный капитал - разность между текущими активами и текущими обязательствами.

Собственные средства (чистая стоимость капитала, чистые активы, собственный капитал) - величина активов после вычитания из их стоимости всех обязательств.

Текущие обязательства (краткосрочные обязательства, текущая задолженность, текущие долги) - статьи пассива баланса, отражающие обязательства со сроком погашения не более 1 года. К ним относятся: задолженность по краткосрочным кредитам, кредиторская задолженность, авансы покупателей, прочие текущие обязательства.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рынков, рисков.

Финансовая устойчивость - характеристика уровня риска деятельности организации с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами.

Фондоотдача - характеризует эффективность использования основных фондов, определяется объемом выполненных строительно-монтажных работ на рубль основных производственных фондов или их активной части.

Список использованной литературы

1. Баранова Н.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Пенза: ПГПУ, 2004.

2. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ: комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, - М.: Инфра-М, – 2004. – 222 с.

3. Баулин А.В., Киселева В.Т. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие по изучению курса – Пенза: ПГУАС, 2006. – с. 305.

4.Врода Ю. Ф., Управление конкурентоспособностью предприятий и ее прогнозирование // ЭКО, - 2006. - № 2

5.Елисеев В.А. Основы управления строительным предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2007.

6.Евсеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. – М.: Донецк, 2005.

7. Есаков М.М., Гудкова А.М. Управление стоимостью бизнеса на основе факторов конкурентоспособности предприятия //Арбитражный управляющий, - 2006. - №4

8. Ефимова О.В. Оборотные активы организации и их анализ//Бухгалтерский учет, – 2007. – №19. – С. 24-28.

9. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2007. – с.458.

10. Журавлев В.Н. Читаем баланс. – М.: Статус-Кво 97, – 2005. – 68 с.

11. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

12. Канке А.А. Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М,- 2005.-288с.

13. Котел К. Организация производства на предприятии. – М.: Экономика, 2006.

14. Кротков А.М., Еленева Ю.Я., Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом, - 2007. - №6.

15. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 257 с.

16. Макарьева В.И. О рентабельности и путях ее повышении//Налоговый вестник, – 2006. – №7. – С. 17-20.

17. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия //Корпоративный Менеджмент, - 2007. - № 4

18. Степанов В.И. Факторы, которые определяют уровень конкурентоспособности предприятия// Советы маркетологам, - 2008. - №7

19. Феоктистова Т.В., Ильина В.А. Управление конкурентоспособностью предприятий и ее прогнозирование//Кожевенно-обувная промышленность, - 2008. - №5

20 www.inec.edu.mhost.ru

21 www.energocontrol.ru (официальный сайт ООО «НТП Энергоконтроль»)

22 www.cfin.ru

Приложение А

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на 31 Декабря 2005 г.

коды  
5838041477\583801001
33.20.6
       

Форма №2по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация OОO "НТП Энергоконтроль"__________________________________ по ОКНО

Идентификационныйномер налогоплательщикаИНН

Вид деятельности производство_______________________________________________по ОКВЭД

Организационно-правовая форма форма собственности

Общество с ограниченной

ответственностью _________ частная_________________ по ОКОЛО / ОКФС

по ОКЕИ

Единица измерения: тыс. руб._______________________________

Местонахождение (адрес)

15.03.2006
 

442963, г. Заречный, ул. Ленина, 4 А Дата утверждения

Дата отправки / принятия

АКТИВ Код показателя на начало отчетного года На конец отчетного периода
з  
I. Внеоборотные активы      
Нематериальные активы
Основные средства
Незавершенное строительство -
Долгосрочные финансовые вложения
Итого по разделу 1
II. Оборотные активы      
Запасы 20S6
в том числе: сырье материалы и другие аналогичные ценности
затраты' в незавершенном производстве
готовая продукция и товары для перепродажи
расходы будущих периодов
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются е течение 12 месс: tee после отчетной даты)
в том числе покупатели и заказчики 14G
Денежные средства
Прочие оборотные актиы -
Итого по разделу II
БАЛАНС

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Приложение Б

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

за период с 1 Января по 31 Декабря 2005 г.

коды  
5838041477\583801001
33.20.6
       

Форма №2по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация OОO "НТП Энергоконтроль"__________________________________ по ОКНО

Идентификационныйномер налогоплательщикаИНН

Вид деятельности производство_______________________________________________по ОКВЭД

Организационно-правовая форма форма собственности

Общество с ограниченной

ответственностью _________ частная_________________ по ОКОЛО / ОКФС

по ОКЕИ

Единица измерения: тыс. руб._______________________________

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код
з
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)      
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
Прибыль (убыток) от продаж С50
Прочие доходы ирасходы      
Прочие доходы
Прочие расходы -
Прибыль(убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода I9O
СПРАВОЧНО: Постоянные налоговые обязательства (активы)

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

за период с 1 Января по 31 Декабря 2007 г.

коды  
5838041477\583801001
33.20.6
       

Форма №2по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация OОO "НТП Энергоконтроль"__________________________________ по ОКНО

Идентификационныйномер налогоплательщикаИНН

Вид деятельности производство_______________________________________________по ОКВЭД

Организационно-правовая форма форма собственности

Общество с ограниченной

ответственностью _________ частная_________________ по ОКОЛО / ОКФС

по ОКЕИ

Единица измерения: тыс. руб._______________________________

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код
з
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)      
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (27650) (27636)
Валовая прибыль
Прибыль (убыток) от продаж С50
Прочив доходы ирасходы      
Прочие доходы
Прочие расходы (204) (195)
Прибыль(убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль (934) (2194)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода I9O
СПРАВОЧНО: Постоянные налоговые обязательства (активы)

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Приложение В

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе финансовых показателей. - student2.ru

Рисунок 3. Схема относительных показателей оценки финансового состояния предприятия

Наши рекомендации