Понятие, виды и классификация инноваций. роль инноваций в устойчивом развитии транспортного предприятия.
Инновации - это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".
Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству.
Относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые внедряется на данном предприятии.
Частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, - становится "инновацией".
По содержанию инновации делятся на :
1)производственные(технол.), включ. новые виды оборуд., сырья, мат-лов и т.д.;
2)управленческие, вкл. новые методы орг-циипроиз-ва, управления,продвижения товаров на рынок;
3)информац., включ. новые способы сбора, обработки и передачи инф-ции для принятия решений на качественно новом уровне;
4)социальные, охватывающ. изменение условий труда, быта, экологии и т.д.
Взаимосвязь инноваций различного рода носит назван.круг инноваций. Чтобы инновационное решение было успешным, необходимо разработать программу, комп-с мероприятий, которые будут учитывать все виды инноваций (круг инноваций).
По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготавливаемую на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.
В зависимостити от последствий использования инноваций, различают по уровню новизны, они дел.на :
1) базисные – реализ. кардинальн. изобретения, кот.дают возможн. сформировать новое поколение техники;
2) улучшающие-направл. на реализ. незначит. изобретений, кот. позволяют поддерживать стабильность эконом. развития;
3)псевдоинновации – проводят «косметическое» улучшение продукции, кот. выпускается продолжит. время.
По месту использования выд. инновации :
1) в производств. сфере (промышл., с.х, строит-ве)
2) непроизводств. сфере (образование, наука и т.п.)
По масштабам применения:
1) единичные
2) массовые.
В зав-ти от этапа инновац. процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комп-та док-ции, новой продукции, т.к. каждый из них можно продать
Каждая инновация проходит т.н. жизненный цикл, кот.охватыв. след. фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.
При обоснован.управленч. решений по развитию инновац. деят-типредпр. необходимо учитывать, на как. стадии наход. инновация. Это позвол. правильно оценивать возможн. объем продаж и прогнозировать его изменение.
Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса состоит в том, что ключевое значение для производства приобретают не только прикладные, но и фундаментальные науки. Это объясняется многими причинами, в том числе и экономическими.
Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.
Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.
В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать «видение» вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны
В транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления автотранспортных средств, погрузочно-разгрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Инновационный потенциал отражает способность предприятия к усовершенствованию или обновлению, он характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся инновационных ресурсов. Под инновационными ресурсами любой организации понимают совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает предприятие для осуществления инноваций. Таким образом, внутренние инновационные ресурсы предприятия включают:
(1) персонал организации;
(2) достигнутый технико-технологический уровень;
(3) соответствие организационных структур управления и систем управления задачам инновационного процесса;
(4) интеллектуальная собственность в форме нематериальных активов;
(5) научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;
(6) наличие эффективной коммуникационной инфраструктуры;
(7) финансовое обеспечение инновационной деятельности.
Можно выделить три подхода к оценке инновационного потенциала автотранспортного предприятия:
1.Прогностический подход предполагает формирование концептуальной модели инновационного потенциала автотранспортного предприятия, которая включает поэлементные модели научно-информационной, материально-технической, кадровой и финансовой составляющих. Для оценки состояния необходимо сопоставить концептуальную модель с фактическим состоянием анализируемого объекта, двигаясь от фактического состояния к концептуальной модели.
Модель фактического состояния инновационного потенциала, позволяет выявить ряд ситуаций, требующих разрешения. Они могут быть связаны с выявлением потерь, недоиспользованных возможностей, таких как несоответствие фактических технологических параметров нормативным при внедрении новой более прогрессивной технологии, способностей работающих и других. На этой основе могут быть выявлены причины, которые одновременно характеризуют разность между желаемым и фактическим состоянием инновационного потенциала.
2.Диагностический подход, как правило, является первой стадией разработки проектов совершенствования управления инновационным потенциалом и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения его развития, выявить причину сбоев в управлении и условия их устранения.
При диагностическом подходе качественной оценке способствуют следующие условия:
─ информация о значениях диагностических параметров инновационного потенциала должна быть достоверной;
─ необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с целью возможности оценки состояния всего объекта.
Основная черта диагностического подхода к оценке инновационного потенциала автотранспортного предприятия — выявление связи «причина - следствие» и «частное — целое». Например, если в качестве диагностируемого блока выступает материально-техническая составляющая инновационного потенциала, то диагностическими параметрами могут быть абсолютные показатели (стоимость основных производственных фондов, объем выпуска новых видов продукции и др.) и относительные показатели (доля активной части основных производственных фондов, фондовооруженность работников, фондоемкость выполняемых перевозок или всего предприятия).
3.Межхозяйственный сравнительный подход имеет большое значение при оценке инновационного потенциала на сопоставимых автотранспортных предприятиях. Для правильного сравнения необходимо добиться сопоставимости показателей. Однако здесь есть ряд существенных трудностей. Повысить сопоставимость можно заменой абсолютных величин относительными, приведением данных к одинаковой оценке, одинаковому объему перевозок, устранением случайных влияний, более широким использованием средних величин и другими способами. Однако методики доведения показателей до полной сопоставимости не существует, в том числе и потому, что ряд параметров инновационного потенциала автотранспортного предприятия может носить только качественный характер.
Поэтому, для того чтобы оценка при сравнительном подходе носила объективный характер, необходимо использовать два пути:
► сравнивать однотипные элементы, подразделения, процессы, функции, посредством которых осуществляется управление инновационным потенциалом автотранспортного предприятия;
► использовать экономико-математические методы.