Проблемы и задачи переходной эк-ки

Основными задачами переходной экономики явля­ются:

1.разгосударствление и приватизация экономики, обеспечение свободы действия всех форм собственности как основы экономической системы;

2.развитие предпринимательства и создание усло­вий экономической свободы для всех субъектов хозяй­ствования;

3.формирование рыночной инфраструктуры;

4.демонополизация экономики как предпосылки развития конкуренции и достижения рыночного равно­весия;

5.финансово-экономическая стабилизация посред­ством проведения жесткой денежно-кредитной полити­ки с целью ограничения объема денежной массы в обра­щении;

6.создание сильной системы социальной защиты на­селения;

7.социальная переориентация экономики в направ­лении опережающего развития производства потребите­льских товаров и услуг;

8.либерализация цен, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением;

9.определение цели, стратегии и тактики общества на перспективу.

Пути решения задач переходной экономики

Проблемы и задачи переходной эк-ки - student2.ru финансово-кредитная стабилизация экономики (жесткая денежно-кредитная политика);

• разгосударствление и приватизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции;

• демонополизация экономики в целях развития конкурен­ции для:

• разработки системы ограничений роста уровня монополи­зации;

• проведения разукрупнения предпринимательских моно­полий;

• создания конкуренции в монопольных отраслях, поощре­ния предприятий других отраслей к производству монополизи­рованных видов продукции, поощрения импорта такой продук­ции;

• либерализация цен, переход к свободным рыночным ценам под воздействием спроса и предложения, что ликвидирует дефи­цит и способствует конкуренции;

• переход к рыночному ценообразованию: радикальным спо­собом - быстрая и полная либерализация цен; постепенным способом - поэтапная, длительная либерализация цен;

• формирование рыночной инфраструктуры (система эконо­мических институтов);

• создание системы социальной защиты;

• переориентация экономики с помощью структурно-инвестиционной политики для опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

• Проблемы переходной экономики

• создание новой экономической системы, обеспечивающей рост эффективности хозяйствования (реформирований при кри­зисных явлениях);

• преобразование экономической системы в направлении развития экономической свободы, инициативы и предприим­чивости;

• обеспечение экономической свободы, конкуренции не толь­ко законодательными мерами, а главным образом изменением отношений собственности;

• создание эффективной системы социальной защиты, обес­печивающей использование трудового потенциала каждого чело­века.

65. Переходная экономика: содержание трансформационных процессов и принципы переходной экономики.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

— утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими ресурсами;

— бюджетный кризис;

— трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный харак­тер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные орга­ны должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не огово­рено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рын­ка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю госу­дарственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в пра­вовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величай­ших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночно­го механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не дол­жно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то логично допустить и существование общих направлений в преоб­разовании экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, та­кие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) ста­билизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возмо­жен ли рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвер­дительный ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной рыночной экономике. Не приходится спо­рить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и другие эконо­мические организации.

Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без част­ной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние деся­тилетия получили большое распространение компании со смешанным ка­питалом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная соб­ственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действу­ющие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, по­зволяет выявить ряд устойчивых законо­мерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых дру­гих государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной ро­ли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке про­изошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициатив­ную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капитали­стической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие це­лой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, ры­ночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная эко­номика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включа­ет в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоисполь­зован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции госу­дарства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о но­вом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хо­зяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реали­зована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытека­ют из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рын­ках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграци­онными процессами, что создает новые возможности для переплетения внут­ренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ни­ми. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

Наши рекомендации