Современные организационные формы экспорта и импорта
На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:
Торговля готовой продукцией. Готовая продукция — продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля ею осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников.Цель — улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также повышение его конкурентоспособности.
Торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране.
Торговля комплектным оборудованием. (оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс). Цель: проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору.
Торговля сырьевыми товарами (минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары). Торговля сырьевыми товарами осуществляется посредством:
Международных товарных соглашений(применяются для регулирования торговли сырьем с целью стабилизации рынка и снижения спекуляции)
Биржевой торговли. Биржи – это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля крупными партиями однородных товаров. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товаров, что дает возможность совершать па бирже операции не только без осмотра товара, но и на пока не существующий товар.
Аукционной торговли. Аукционы — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров в определенное время года. Главный этап аукциона-торг,который ведет аукционер с клиентами.
Торговля кооперируемой продукцией( продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений). Здесь выделяется:
Производственная кооперация(узлы и детали кооперируемой продукции изготавливаются не для рынка, а по заданию конкретных заказчиков).
Сбытовая кооперация, представляет собой сотрудничество хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускаемой ими продукции.
Компенсационные операций, одно из направлений кооперационного сотрудничества с иностранными предприятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии, для погашения представленного кредита.
Встречная торговля(внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами).
международный торги—метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных -предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях.
аренда машин и оборудования. Предполагает передачу продукции собственником на определенный срок потребителю за определенное вознаграждение.
Роль международной торговли, ее значимость в хозяйственных связях определяется тем, что она опосредует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. Эксперты ЮНКТАД отмечают:” С увеличением объема экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производственные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связанно с повышением уровня жизни и обеспечением средств производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления производственных линий.»*