Раздел V. Проблемы переходной экономики

Основные направления экономической реформы в России

Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России

Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Экономическая теория: предмет и методология

1.1. Экономика как единство производства, распределения,

обмена, потребления

1.2.Производство и потребности

1.3.Предмет и метод экономической теории

1.4.Основные направления экономической мысли

Экономическая теория не предлагает непредубежден­ного взгляда на общество, при котором в равной мере учиты­ваются все наличные факты. Напротив, экономический об­раз мышления выхватывает из широкого круга возможнос­тей лишь немногие, отбрасывая все остальное.

Прежде всего экономическая теория фокусирует внима­ние на том, как люди делают выбор. Выбор занимает настоль­ко важное место в экономической теории, что некоторые кри­тики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей.

ПолХейне1

Понять проблемы курса можно, лишь разобравшись в воп­росах предмета экономической теории.

В отличие от многих дисциплин, суждение о которых скла­дывается по представлениям, лежащим на поверхности, опреде­ление предмета экономической теории требует "взгляда вглубь".

Исследование предмета экономической теории представ­ляет сложный процесс анализа взаимосвязей в экономике, ус­тойчивых, повторяемых, имеющих причинно-следственный ха­рактер, объективно обусловленных.

В главе рассматриваются:

• диалектический процесс общественного воспроизводства, представленный через призму последовательно сменяющих друг друга фаз производства, распределения, обмена, потребления;

• особенности постиндустриального развития;

• взаимосвязь производства и потребностей, классифика­ция потребностей, закон возвышения потребностей;

• проблема ограниченности ресурсов и безграничности по­требностей, подходы к ее решению с помощью графика произ­водственных возможностей;

• взаимосвязь организационно-экономических и социально-экономических отношений, предмет экономической теории;

• функции и методология экономической теории;

• школы экономической мысли и их представители.

1 Пол Хейне — профессор Сиэтлского университета, автор книги "Эко­номический образ мышления", представленной в качестве вводного курса экономического анализа. Книга выдержала ряд изданий в США, является одним из самых популярных курсов по экономике (русский перевод. М., 1991).

1.1. Экономика как единство производства, распределения, обмена, потребления

Введение в проблему

В повседневной жизни представления об экономике скла­дываются у людей при соприкосновении со многими окружаю­щими их явлениями действительности: ведении домашнего хо­зяйства, участии в производстве, покупке товаров и т. д.

Наряду с этим возникают и представления более широкого плана — о национальной экономике, мирохозяйственных свя­зях, формируемые на основе личного опыта, получаемые из раз­личных источников информации.

В процессе взаимодействия с объектами материальной жизни люди вступают в отношения между собой. При этом не­которые из складывающихся между ними отношений являют­ся случайными, другие отражают устойчивые, повторяемые, причинно-следственные связи, характеризующие тенденции экономического развития.

Экономическая наука изучает не отдельные, случайные, не­зависимые отношения, а те связи и явления, которые устойчи­вы, имеют причинно-следственный характер, повторяемы. Та­кие связи являются закономерными, составляющими основу экономических законов.

Изучение повторяемых причинно-следственных связей не­обходимо для повышения эффективности хозяйствования как на уровне отдельного звена, так и национальной экономики, яв­ляется важным фактором совершенствования механизма хозяй­ствования, повышения благосостояния нации и каждого чело­века в отдельности.

Формирование понятия. Трансформация представлений об экономике

По оценке исследователей, наиболее ранние суждения об экономическом устройстве общества были высказаны древ­некитайским мыслителем Конфуцием.

Конфуций— Кун-цзы (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайс­кий мыслитель, педагог, государственный деятель, основополож­ник этико-политического учения конфуцианства. В молодости был чиновником по судебно-уголовным делам, но потерпел не­удачу на государственной службе. Организовал первую в Китае частную школу. Делил всех людей на четыре категории: 1) об­ладающих знаниями от рождения; 2) приобретающих их в про­цессе учения; 3) упорно учащихся, несмотря на трудности; 4) простой народ, испытывающий трудности и лишенный воз­можности учиться. Конфуций считал вполне естественным со­словное деление общества на высших, "благородных" людей, за­нимающихся умственным трудом, и низших, "простолюдинов", уделом которых является физический труд. Полагал, что народ должен много работать, меньше потреблять, не стремиться к комфорту. Вместе стем осуждал чрезмерное накопление богат­ства. Выступал за незыблемость общественного и политическо­го строя// Экономическая энциклопедия. Политическая эконо­мия (далее — ЭЭПЭ). Т. 2. М., 1975. С. 221.

Им рассматриваются вопросы господства и подчинения, об­щественного разделения труда и др. Вместе с тем достаточно четкие представления об экономике как таковой, ее сущности, закономерностях в его учении отсутствуют.

Более глубокое осмысление экономического устройства об­щества является заслугой исследователей Древней Греции — Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н. э.) — представитель древне­греческой экономической мысли, историк и философ, идеолог ра­бовладельцев // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 319.

Платон (428-348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, идео­лог рабовладельческой аристократии. Ученик Сократа. Основал шко­лу — Академию, ставшую центром философии идеализма. Дал глу­бокий анализ разделения труда // ЭЭПЭ. Т. 3. М., 1979. С. 263-264.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Его отец Никомах был врачом и приближенным царя Аминты. Семнадцати лет Аристотель приехал в Афины (367 г. до н. э.), где поступил в школу Платона, в которой в течение 20 лет (до смерти Платона) был сначала учеником, потом преподавателем. В 347 г. открыл в Афинах свою школу, в которой являлся учителем и вос­питателем Александра Македонского. Там он развил поразитель­но активную научную, литературную и преподавательскую дея­тельность. Его многочисленные труды охватывают самые различ­ные области знания: философию, логику, психологию, этику, ри­торику, экономику и т. д. Более полно по сравнению с современ­никами исследовал механизмы разделения труда, основы нату­рального и товарного хозяйства, сущность и роль денег в эконо­мике // ЭЭПЭ. Т. 1. М., 1972. С. 85.

Идеи древних греков явились базовой основой для после­дующего развития экономической науки.

В их учении впервые вводится термин "экономия" — oikonomia (греч.: oikos — дом, хозяйство, nomos — правило, закон). Современные исследователи приписывают эту заслугу Ксенофонту, который в одноименном трактате "Экономикос" ("Домострой") в форме диалога рассматривает разумные пра­вила ведения домашнего хозяйства и земледелия.

В аналогичном смысле употреблял понятие "экономия" и производное от него "экономика" Аристотель. Согласно иссле­дованиям, он впервые подверг анализу основные экономичес­кие явления и закономерности тогдашнего общества, стал, по существу, первым экономистом в истории науки.

Из древних римлян выделяются Катон, Варрон.

Катон (234-149 гг. до н.э.) — древнеримский землевладелец, государственный деятель, писатель. Происходил из зажиточной плебейской семьи. Добившись сенаторских должностей, высту­пал защитником аристократических привилегий. В трактате "О земледелии" отразил опыт и методы ведения рабовладельчес­кого хозяйства. Рекомендовал продавать излишки, покупать толь­ко то, что нельзя производить в собственном хозяйстве // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 126.

Варрон (116-27 гг. до н.э.) — римский писатель и ученый-эн­циклопедист. Автор около 74 работ по истории литературы, фи­лософии, математике и т. д. Сохранилась его работа "Сельское хозяйство" // СЭС. М., 1989. С. 196.

В последующий период определение уточнялось, модифи­цировалось в соответствии с потребностями времени.

В настоящее время имеют место многоплановые представ­ления. Согласно трактовке Большой Советской Энциклопедии, Экономической Энциклопедии, Словаря русского языка С. И. Ожегова, экономика определяется как:

• совокупность производственных отношений, экономичес­кий базис общества;

• народное хозяйство данной страны или его части, вклю­чающее соответствующие отрасли и виды производства;

• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере произ­водства и обмена.

При исследовании экономики как отрасли науки выделяют два направления:

1) экономическую теорию;

2) конкретные экономические науки. Экономическая теория ориентируется на общие, базовые основы и механизмы функционирования экономики.

Конкретные экономические науки — на специфику эко­номических отношений, складывающихся в отдельных отрас­лях и сферах экономики — промышленности, сельском хозяй­стве и т. д.

Объектом изучения в данном курсе являются общие осно­вы экономики, механизмы функционирования и взаимодействия ее субъектов.

Главная функция экономики — создание благ, необходи­мых для жизнедеятельности людей.

Благо — то, что удовлетворяет потребности людей, от­вечает их целям, устремлениям.

Все разнообразие благ можно подразделить на два класса:

• естественные продукты природы — лес, земля, недра и др.;

• экономические блага — являющиеся результатом созида­тельной производительной деятельности людей. Именно произ­водство благ является основой экономики, отличия экономичес­ких благ от естественных продуктов природы.

Экономика прошла долгую эволюцию до достижения зре­лого состояния.

Существуют различные подходы к характеристике и оцен­ке такого рода процессов.

Эдуард Бернштейн (1850-1932) в работе "Экономическая эволюция" связывает возникновение экономики с формирова­нием и развитием хозяйственной деятельности, под которой по­нимает целенаправленный процесс регулярного и постоянного снабжения людей материальными благами. При этом концент­рирует внимание на двух ключевых моментах — 1) предусмот­рительности; 2) регулярности и повторяемости такого рода про­цессов.

Анализируя указанные процессы, отмечает: "Рассматривая цепь живых существ, можно заметить, что животное точно так же добывает себе материальные блага в форме пищевых припа­сов или в виде материалов для постройки своих жилищ. Но меж­ду животным и человеком существует различие. В то время как человек заботится о будущем, животное имеет обыкновенно в виду лишь удовлетворение непосредственных нужд. Только в виде отдельных исключений, как например, у хомяка и у пчелы, мы имеем дело с предвидением будущего и с соответствующим распределением пищевых запасов, и это действительно дает нам право говорить о существовании здесь некоторого рода хозяйства. Но, вообще говоря, животное лишено способности как предвидеть будущее, так и регулярно добывать себе средства к жизни.

Нужно заметить, что и у человека эта способность существу­ет далеко не на всех стадиях его развития. Дикарь, например, в действительности гораздо более беззаботен, чем многие виды жи­вотных. Мало того, некоторые первобытные племена столь не при­выкли заботиться о будущем, что при соприкосновении с цивили­зацией, которая приучает их к такого рода заботам, они теряют всю веселость своего характера именно потому, что она покоится на их беззаботности... . Дикарь должен работать, чтобы добыть себе пищу. Но он делает это только по инстинкту. Но так работать - это не значит заниматься хозяйственной деятельностью. Только на тех ступенях развития, когда уже сложились известные формы по­стоянной совместной жизни, человек начинает заниматься хозяй­ством, регулярно добывать себе материальные блага"1.

Переход от одного к другому типу хозяйствования в исто­рическом процессе аналитики связывают со сменой цивилиза­ций. Как правило, выделяются 7 цивилизаций:

• неолитическая (новый каменный век, 8-3 тыс. лет до н. э.);

• восточно-рабовладельческая (бронзовый век, 4-0 тыс. до н. э.);

• античная (железный век, 1 тыс. лет до н. э. — X в. н. э.);

• раннефеодальная (0-XVI в. н. э.);

• прединдустриальная (ХП-ХХ в. н. э.);

• индустриальная (XX-XXI вв. н. э.);

• постиндустриальная (XX-XXI вв. н. э.).

Неолитическая цивилизация знаменует "вхождение" в экономическую эпоху, переход от присваивающего хозяйства (со­бирательство, охота) к производящему (земледелие, скотовод­ство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпо­ху "неолита" орудия из камня шлифовались, сверлились, по­явились глиняная посуда, прядение, ткачество.

В настоящее время очень редко (преимущественно в Аф­рике) встречаются племена, находящиеся на уровне "неолита".

Современные исследователи акцентируют внимание на за­кономерностях прединдустриального, индустриального, постин­дустриального развития, позволяющих понять сущность, спе­цифику, обусловленность важнейших общественных трансфор­маций.

При их анализе обусловленность перехода от одного к дру­гому типу хозяйствования связывают с количеством занятых в важнейших сферах производства. Критерием, как правило, яв­ляется ориентир на 2/3 (по некоторым оценкам - 3/4) занятых:

• в доиндустриальный период более 2/3 заняты в сельском хозяйстве;

• в индустриальный — более 2/3 заняты в промышленности;

• в постиндустриальный — более 2/3 заняты в сфере услуг.

Очевидно, что в зависимости от достигнутого уровня эко­номика имеет различные приоритетные задачи:

• развитие аграрного сектора экономики;

1 Эдуардъ Бернштейнъ. Экономическая Эволюция (Лекции по истории культуры). Перевод с немецкого А. В. Травкина. Под редакцией В. В. Битнера. С.-Петергург, Невский просп., № 40. Издательство "Въстника Знания" (В. В. Битнера).

• развитие индустриального сектора экономики;

• развитие сферы услуг.

В XX столетии экономика существенно расширила свои границы. Она охватила и социальную сферу, на которую правительства национальных государств затрачивают значительные денежные средства. Во многих странах сформировались экономика науки, образования, здравоохранения и других видов не­материального производства.

Структура современного общественного производства включает сферы материального, нематериального производ­ства, а также выделившуюся в особую сферу, интегрирующую производство материальных и нематериальных услуг, — сфе­ру услуг.

Характеризуемую "совокупность" можно представить с по­мощью рис. 1.1.

Раздел V. Проблемы переходной экономики - student2.ru

Рис. 1.1. Структура современного общественного производства

Каждый человек зависит от экономики. Поэтому понятен неподдельный интерес людей к ее проблемам, успешное реше­ние которых обеспечивает их необходимыми условиями жиз­недеятельности.

Наши рекомендации