Раздел V ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 19. Основные направления экономической реформы в России

19.1.Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России

19.2.Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы

Сегодня в России нет ни новых отношений соб­ственности, ни современного рынка. Их предстоит со­здать и развернуть "лицом к человеку", сделать так, чтобы выигрыш от реформ получили не 5-7 процен­тов населения, а его подавляющая часть.

Л. И. Абалкин'

Мы должны сделать Россию процветающей и за­житочной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и своих детей.

И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом.

В. В. Путин, Президент России

Реформирование экономики — актуальнейшая проблема сегодняшней России.

Изучение направлений, результатов, сегодняшних реалий поможет сосредоточить внимание на важнейших проблемах, определить собственную позицию.

В главе рассматриваются:

• предпосылки реформирования;

• программа и основные ориентиры рыночных преобразо­ваний;

• дискутируемые "варианты";

• основные направления реформирования: приватизация, реформа цен, реформирование в финансовой, денежно-кредит­ной, социальной сфере и др.

Концепция реформирования и программа рыночных

преобразований в России

Предпосылки реформирования

Необходимость реформирования российской экономики, как отмечалось, вытекала из совокупности факторов, сложив­шихся к середине 80-х гг.: структурных деформаций и кризиса российской экономики, значительности диспропорций, несовер­шенства механизма управления, отсутствия заинтересованно­сти в результатах труда и т. д.

Более 90% государственных капиталовложений направля­лось в тяжелую промышленность', ВПК, вместе с тем — крайне неразвитый потребительский сектор, противоречие между до­бывающей и обрабатывающей промышленностью и т. д.

Программа рыночных преобразований

Программой рыночных преобразований в России предус­матривалось:

1) создание рыночной экономики в России;

2)интеграция ее в мировое экономическое пространство.

В свою очередь, создание рыночной экономики предпола­галось осуществить в два этапа:

1 Л. И. Абалкин — советский экономист, Доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики РАН, один из авторов и "реа­лизаторов" рыночных преобразований в России.

1) 1991-1993 гг. — период предположительного формиро­вания институтов1 рыночной экономики, превращения значи­тельной части государственной собственности в частную;

2) 1994-1997 гг. — период предположительной структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государствен­ной собственности к частной, от закрытой к открытой экономике.

Таким образом, по идее, к концу 90-х гг. предполагалось ре­шение как первой, так и второй задач.

При определении направлений рыночных преобразований ориентир был сделан на ряд основополагающих принципов, при­знанных в мировой практике в качестве своеобразного базиса рыночной экономики:

1) либерализацию цен, формирование их на основе спроса и предложения;

2) частную собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированную законом, защищающую права собственников;

3) приватизацию государственных предприятий и демоно­полизацию производства в различных отраслях;

4)становление экономики открытого типа;

5)ограничение прямого государственного вмешательства в экономику, вместе с тем в рамках принятого законодатель­ства — ориентация на рыночные отношения;

6)макроэкономическую стабилизацию, предполагающую ликвидацию дефицита государственного бюджета.

Наряду с этим была сделана ставка на свободу предприни­мательства и выбора экономических субъектов, развитие кон­куренции как важнейшего фактора стимулирования хозяй­ственной активности, социальные гарантии.

Грандиозность преобразований, заинтересованность Запа­да в интеграции России в мировую экономику, переориентации ее на общие с Западом рыночные механизмы обусловили содействие реформам, западную помощь. На международном уровне субъектами, оказывающими помощь, выступили:

• Международный валютный фонд, предоставляющий средства для поддержания платежного баланса страны при ус­ловии осуществления ею эффективных мер по стабилизации и либерализации экономики;

• Мировой банк, осуществляющий заимствования для под­держки глубоких изменений в экономической политике;

• Европейский банк реконструкции и развития, осуществ­ляющий поддержку стран Восточной Европы и России в про­цессе демократических преобразований и формирования рыноч­ной экономики, по уставу направляющий не менее 60% средств на развитие частного сектора;

• Правительства западных стран.

1 Здесь институт: определенная организация социально-экономичес­ких отношений (Словарь иностранных слов, М., 1979. С. 200).

Механизмы оказания помощи для поддержки глубоких из­менений в экономике не являются новыми, они "отработаны" в странах Восточной Европы, проводящих радикальные рефор­мы, а также в других странах мира, сотрудничающих с миро­вым сообществом, осуществляются при условии, что деньги на оказание реформ используются эффективно.

Наши рекомендации