Метод директ-костинга. Метод расчета.
Понятие «Директ-костинг» было введено в 1936 году американцем Д. Харрисом в его работе. Основной характеристикой является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а постоянные затраты сразу относятся на финансовый результат.
Главной особенностью является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются с полученной прибыли в течении того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.
Схема построения счетов в доходах многоступенчатая. В них содержится 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.
Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:
МД = ЧВ – ПЗ
где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов); ПЗ - переменные затраты.
Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении)
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Директ-костинг является системой управленческого учета. Эта система включает в себя использование учета и калькулирования для принятия решений, планирования и контроля.
Существует несколько вариантов организации управленческого учета по системе директ-костинга.
Первый вариант – организация раздельного учета на счетах финансовой и управленческой бухгалтерии (вариант автономии).
Второй вариант – предполагает привычную интеграцию финансовой и производственной бухгалтерии и использование привычных для учета затрат счетов 20-29 (традиционный).
Компания может выбирать тот вариант, который в большей степени отвечает ее потребностям.
Плюсы: позволяет руководителю заострить внимание на изменении маржинального дохода; обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
Минусы: трудность при разделении затрат на постоянные и переменные.
Планирование кадров и их подбор.
Кадровое планирование — целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.
Кадровое планирование представляет комплексную задачу, включающую большое число независимых переменных — новые изобретения, изменения населения, сопротивление изменениям, потребительский спрос, вмешательства государства в бизнес, иностранная конкуренция и, прежде всего, конкуренция на национальном рынке.
Кадровое планирование должно включать возможность обратной связи, поскольку если план не может быть выполнен, часто возникает необходимость в корректировке задач компании, чтобы они стали выполнимыми с точки зрения человеческих ресурсов.
В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели.
При количественном планировании используются следующие методы:
1. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Такой план представляет собой двухстороннюю бюджетную таблицу, в одной части которой отражаются источники ресурсов, а в другой — их распределение.
2. Нормативный метод. Суть его состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период включаются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции.
3. Статистически метод устанавливает зависимость рассматриваемого показателя от других переменных.
При качественном планировании выделяют следующие методы:
1. Метод экспертной оценки. Для этого привлекается эксперт, который анализирует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных планирования и величин, влияющих на данные переменные.
2. Метод групповых оценок. В этом случае образуются группы, которые совместно разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, мозговой штурм.
3. Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы. Сначала опрашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.