Факторы роста производительности труда.
Факторы - это движущие силы, причины, воздействующие на какой-либо процесс или явление.
Следует выделить две группы факторов повышения производительности:
1) находящиеся под управлением делового субъекта (стратегические решения, организационные вопросы, трудовые отношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);
2) не находящиеся под управлением делового субъекта (политические мероприятия правительства, инфраструктура, рыночный механизм, законы, конкуренция, обеспечение природными ресурсами, трудовые ресурсы, культура и социальные ценности).
Группы факторов роста производительности труда:
• материально-технические, связанные с техническим уровнем производства, совершенствованием технологий, техники, применяемых материалов;
• организационные, характеризующие организацию труда, производства и управления;
• социально-экономические, относящиеся к человеческому компоненту производства - качеству работников, их мотивированности и удовлетворенности трудом.
№31. Понятие себестоимости продукции
Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов. Основных фондов, трудовых ресурсов, и других затрат на производство и реализацию продукции.
Она служит исходной базой для формирования цен. Оказывает влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и образование бюджета.
№32. Классификации затрат организации, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности
Затраты предприятия делятся на ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ, ЗАТРАТЫ КАПИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ.
Текущие - на производство и реализацию продукции.
Капитального характера - на расширение и обновление производства.
Прочие - непосредственно не связаны с процессом производства.
№33 Группировка затрат на производство по экономическим элементам
Группировка затрат по экономическим алиментам предназначена для разработки сметы затрат на производство всего объема продукции.
В нее входят следующие элементы: МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ (сырье, основные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия), ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА (основная и дополнительная З./п. производственного персонала, вместе с премиями рабочих), ОТЧИСЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА (затраты на поддержание ОПФ в работоспособном состоянии), ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ (командировки, отдельная плата) .
№34.Группировка затрат по статьям калькуляции.
Группировка расходов по калькуляционным статьям используют при определении себестоимости отдельных видов продукции.
В нее входят следующие элементы:
1СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ,
2ПОКУПНЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ,
3ВОЗВРАТНЫЕ ОТХОДЫ,
4ТОПЛИВО И ЭНЕРГИЯ,
5ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ З. П. ,
6 ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ,
7РАСХОДЫ НА ИЗНОС ИНСТРУМЕНТА,
8РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЕ. ИТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИБЕСТОИМОСТЬ,
9ЦЕХОВЫЕ РАСХОДЫ ИТОГО ЦЕХОВАЯ СИБЕСТОИМОСТЬ,
10 ОБЩЕЗАВОДСКИЕ РАСХОДЫ,
11ПОТЕРИ ОТ БРАКА,
12ПРОЧИЕ ПРОИЗВОБСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИБЕСТОИМОСТЬ,
13 НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ИТОГО ПОЛНАЯ СИБЕСТОИМОСТЬ.
№35.Понятие прямых и косвенных затрат
Кроме того затраты делятся на ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ.
Прямые - расходы строго целевого назначения. Включаются в себестоимость единицы продукции. ( Топливо, энергия, З. п. основных рабочих, затраты на материалы)
Косвенные – не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, т. к. они связаны с работой цеха и предприятия в целом.
№36. Пути снижения себестоимости продукции
Величина себестоимости отображает не только затраты, связанные с созданием и реализацией предприятием продуктов и услуг. Она оказывает воздействие на то, каким будет конечный результат деятельности предприятия. В настоящее время существуют самые разнообразные пути снижения себестоимости продукции. Сюда относится усовершенствование процесса производства, замена дорогих материалов более дешевыми аналогами, автоматизация рабочих мест, сокращение количества рабочих, взаимовыгодное сотрудничество с иными предприятиями, которые могут производить по меньшим ценам те или иные составные части.
Пути снижения себестоимости продукции касаются и внедрения новой, более современной техники, автоматизации производственных процессов, введения комплексной механизации, внедрения прогрессивных видов материалов, совершенствования технологии. Благодаря таким методам можно существенно снизить себестоимость продукции. Снижение себестоимости продукции можно обеспечить и за счет повышения производительности труда. В случае, когда производительность труда действительно повышается, наблюдается сокращение затрат труда из расчета на единицу продукции. Следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы.
Рассматривая пути снижения себестоимости продукции, следует отметить и такой резерв, как соблюдение режима экономии на протяжении всей деятельности предприятия. Режим экономии будет проявляться в уменьшении затрат материальных ресурсов, сокращении расходов на обслуживание производства и его управление, ликвидации потерь, возникающих ввиду различных непроизводительных расходов. Как известно, большой удельный вес себестоимости продукции занимают материальные затраты производства, поэтому даже если сбережение сырье, топлива, энергии и материалов будет незначительным, предприятие ощутит видимый эффект. Достичь снижения затрат на сырье и материалы можно за счет улучшения конструкций изделий, совершенствования технологий производства, внедрения норм расходов материальных ценностей, использование прогрессивных видов сырья и материалов. Таким образом, факторы снижения себестоимости продукции можно разделить следующим образом:
· Увеличение технического уровня производства – использование прогрессивной технологии и техники, внедрение безотходных технологий.
· Изменения структуры и объема продукции.
· Совершенствование организации управления, производства и труда – повышение квалификации работников, соблюдение оптимальных размеров партий закупаемой продукции, улучшение обслуживание рабочего места, внедрение бюджетирования и управленческого учета. Проанализировав пути снижения себестоимости продукции, можно сделать вывод о том, что внедрение ресурсосберегающих технологий – это достаточной действенный ход для производителей. Следовательно, внедрение на производстве современного оборудования и ввод рациональных методов изготовления продукции приведет к снижению себестоимости и получению дополнительного дохода.
№37. Понятие и функции
ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров, т. е. сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.
Функции цены: УЧЕТНАЯ, СТИМУЛИРУЮЩАЯ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, СБАЛАНСИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Учетная – отражает общественно необходимые затраты труда на производство продукции, оценивает затраты и результат производства.
Стимулирующая – используется для развития НТП, ресурсов сбережения, повышения эффективности производства, качество продукции, и д. р.
Распределительная – гос–во через ценообразование с использованием элемента налогообложения осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики.
Сбалансирование спроса и предложения – позволяет цене выступать связующим звеном между производителем и потребителем.
№38. Классификация цен.
Классификация цен: ПО СТЕПЕНИ РЕГУЛИРУЕМОСТИ: свободные, регулируемые, договорные., ПО ХАРАКТЕРУ ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СФЕРЫ ТОВАРО ОБРАЩЕНИЯ: оптовые цены на продукцию промышленности; цены на строительную продукцию; тарифы грузового и пассажирского транспорта; тарифы на платные услуги, оказываемые населению; розничные цены; цены, обуславливающие внешнеторговый оборот; надбавки, скидки, наценки в сфере обращения., ВИДЫ ЦЕН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИИ ДЕЙСТВИЯ: цены единые по стране; цены региональные, поясные, зональные и местные., ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ: постоянные, текущие, сезонные, скользящие., Используемые в статистике: текущие, средние, сопастовимые, неизменные.
№39. Понятие ценовой политики организации
Ценовая политика организации – механизм или модель принятия решения о поведении предприятия на рынке для достижения целей в хозяйственной деятельности.
№40. Понятие ценовой стратегии и виды стратегий
Ценовые стратегии — обоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы в планируемом периоде.
Основными задачами ценовой стратегии в условиях рыночной экономики являются: получение максимальной прибыли при запланированном объеме сбыта; максимизация выручки цены, объемов реализации продукции или конкурентоспособности; обеспечение заданного уровня рентабельности.
Ценовые стратегии включают стратегии ценообразования и стратегии управления ценами.
Стратегия ценообразования — это комплекс мер, который позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены по отдельным группам товаров.
Стратегия управления ценами — это комплекс мер по поддержанию соответствия цен с разнообразием и особенностями спроса.
Стратегия низких цен. Другие часто используемые названия — стратегия проникновения на рынок, стратегия внедрения продукта на рынок {англ. market penetration pricing), стратегия прорыва на рынок. Данная стратегия предусматривает для стимулирования спроса первоначально продавать товары, не имеющие патентной защиты, по низким ценам. Это позволяет вытеснить с рынка конкурирующие товары и завоевать его существенную долю. Стратегия предельно низких цен {англ. loss-leader pricing) заключается в установлении цены ниже, чем у большинства конкурентов на рынке. Такое положение сохраняется длительное время.
Стратегия высоких цен, или другое, более известное название — стратегия «снятия сливок» (от англ. market-skiming pricing), предусматривает продажу товара первоначально по высоким ценам, значительно выше себестоимости, а затем постепенное их снижение. На стадии внедрения товара вначале выпускается дорогой вариант, а затем более простые и дешевые модели для привлечения все новых сегментов рынка
Стратегия единых цен предусматривает установление одинаковой цены для всех потребителей, где бы они ни находились. Ее достоинство состоит в том, что она проста и удобна в реализации, делает привлекательными продажи по каталогам, посылочную торговлю, укрепляет доверие потребителей. Однако в большинстве случаев ее действие ограничено временными, товарными и географическими рамками.
Стратегия стабильных цен, или стратегия стандартных цен, неизменных цен, долговременной цены (англ. long-established pricing), предполагает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Товары продаются любому покупателю по одной и той же цене в течение довольно длительного времени независимо от места продажи. Чаще всего используется для массовых продаж однородных товаров на рынках, где присутствует большое число конкурентов.
Стратегия дифференцированных цен основана на неоднородности покупателей и возможности продавать им товар по различным ценам. Она предусматривает установление определенной шкалы возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей, которая учитывает разные виды покупателей, особенности расположения рынков и их характеристики, время покупки, варианты товаров и их модификации. Успех применения дифференцированных цен зависит от точности и качества сегментации рынка.
Разновидностями стратегии дифференцированных цен являются стратегия льготных и стратегия дискриминационных цен.
Стратегия льготных цен. Для покупателей, в которых производитель или продавец имеют определенную заинтересованность, устанавливаются льготные цены. Наряду со стимулированием продаж для постоянных покупателей применяются также меры ценовой конкуренции.
Стратегия дискриминационных цен. В соответствии с этой стратегией цены устанавливаются на самом высоком уровне для данного товара. Она применяется по отношению к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, а также к нежелательным покупателям. Разница в ценах не учитывает различия в издержках. Стратегия осуществляется в различных формах, с учетом времени, места продажи, варианта товара, принадлежности покупателей к определенной группе. Ее реализация также возможна в случае осуществления правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует покупатель: установление высоких ввозных или вывозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.
Стратегия двойного ценообразования (англ. two-part pricing) подразумевает одновременное действие двух тарифов на сопряженные услуги или товары. Стратегия гибких цен, или стратегия эластичных цен (англ. flexible pricing), предусматривает быстрое изменение уровня продажных цен в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Используется при заключении индивидуальных контрактов по каждой партии неоднородных товаров.
Стратегия ценового лидера, другие названия — стратегия следования за ценами лидера на рынке или в отрасли, стратегия следования (англ. follow pricing). При ее применении цена на товар устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным и устойчивым конкурентом на рынке. Данная стратегия широко используется теми организациями, которые не имеют возможности проводить свои собственные разработки ценовой стратегии.
Стратегия конкурентных цен подразумевает определенное действие или бездействие в ответ на снижение конкурентами цены на товар.
Она включает два варианта. Первый — уменьшение цены до уровня конкурентов или еще ниже с целью устоять в конкурентной борьбе, а может быть, даже повысить свою долю на рынке, используется для тех рынков, потерять долю на которых крайне опасно. Второй — сохранение цены на прежнем уровне, несмотря на то что конкуренты произвели снижение цен.
Стратегия противодействия ценовой прозрачности предусматривает разработку и реализацию мер, способных затруднить покупателям сравнение цен компаний-конкурентов. Часто выделяют группу стратегий, основанных на психологических аспектах восприятия цены потребителями. Среди них обычно отмечают стратегию престижных цен и стратегию неокругленных цен.
Стратегия престижных цен (англ. prestige pricing) предусматривает продажу товаров и услуг по высоким ценам. Она рассчитана на покупателей, обращающих пристальное внимание на товарную марку и чутко реагирующих на фактор престижности. Такие потребители не приобретают товары или услуги по ценам, которые считают для себя слишком низкими.
Стратегия неокругленных цен заключается в установлении цен ниже круглых цифр. Исходя из западного опыта, считается, что такие цены покупатели будут воспринимать как желание продавца установить их на минимальном уровне.
Стратегии ассортиментного ценообразования применяются, когда на рынок продвигается набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров, Среди них выделяют установление цен в рамках ассортимента товаров, на дополняющие товары, на обязательные принадлежности, на побочные продукты производства, на комплект товаров.
Стратегия установления цен в рамках ассортимента товаров (англ. product line pricing) предусматривает определение ценового интервала между товарами, входящими в ассортиментную группу. При этом учитывается разница в себестоимости товаров, отличия в восприятии их свойств потребителями, а также особенности цен на конкурирующие товары. Покупатели, как правило, приобретают более совершенный товар, если разрыв цен между соседними моделями ассортиментного ряда невелик, и менее совершенный, если велик.
Стратегия установления цен на дополняющие товары (англ. optional product pricing). Дополняющие — это такие товары, которые продаются или могут продаваться вместе с основными товарами и при совместной эксплуатации делают последние более удобными или престижными. Основная трудность реализации данной стратегии состоит в правильном формировании базового комплекта поставки, который сам по себе должен быть достаточно конкурентоспособным на рынке. Цена на дополняющие товары не должна превышать оценку со стороны потребителя величины связанных с ним преимуществ.
Стратегия установления цен на обязательные принадлежности (англ. captive-product pricing). В рамках этой стратегии часто на обязательные принадлежности назначают цены значительно выше их себестоимости, а на основные товары — ниже. Стоимость первых может быть сравнительно невысокой, но приобретаются они часто, что и обеспечивает высокую прибыль от их производства и продажи.
Стратегия установления цен на побочные продукты производства (англ. by-product pricing). В данном случае под побочными продукта ми подразумевают продукты, изготовленные из отходов основного производства. В современном обществе высоки требования к охране окружающей среды, поэтому утилизация отходов основного производства может оказать существенное влияние на цену товара.
Стратегия установления цен на комплект товаров (англ. product-bundle pricing) предусматривает формирование набора связанных по какому-либо принципу товаров и продажу его по цене ниже суммарной цены входящих в него товаров. Применение стратегии становится эффективным, если эта разница в цене достаточно велика.
Стратегии установления цен по географическому принципу позволяют учесть в цене различное положение покупателя относительно места производства или отгрузки приобретаемого товара. Среди них на практике чаще всего используют стратегию установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, стратегию установления цены франко-борт, стратегию установления зональных цен, стратегию установления цен от базисного пункта, стратегию установления цены с доставкой.
Стратегия установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке (англ. uniform delivered pricing) подразумевает использование одинаковой цены, независящей от расположения покупателя. В цену включены усредненные расходы на транспортировку. Преимуществом использования этой стратегии является упрощение расчетов с покупателями, возможность рекламировать цену независимо от места расположения покупателей. Ее недостаток состоит в ухудшении конкурентных возможностей товара на рынке, где присутствует продукция одинакового с ним качества, но в цене которой заложены меньшие расходы на транспортировку.
Стратегия установления цены франко-борт (англ. FOB-origin pricing). Английская аббревиатура FOB является производной от фразы free on board — «свободно на борту», которая означает, что с момента погрузки товара на борт перевозчика заканчиваются обязательства продавца и каждый покупатель самостоятельно оплачивает свои рас-
ходы по перевозке. Такая стратегия ухудшает условия для успешной конкуренции на географически удаленных рынках.
Стратегия установления зональных цен (англ. zone pricing). Концептуально эта стратегия является промежуточной между двумя описанными. Согласно ей территориально выделяются две или более зоны, в которых покупатели из одной зоны обслуживаются по одинаковой цене, при этом реализуется закономерность — чем дальше зона от продавца, тем выше цена. Основной недостаток этой стратегии проявляется в отношениях продавца с покупателями, близко расположенными к границе между зонами, но по разные стороны от нее. Для них незначительная разница в географическом положении ведет к большой разнице в цене.
Стратегия установления цен от базисного пункта (англ. basing-point pricing). Согласно этой стратегии выбирается географическое место, относительно которого определяются входящие в цену транспортные расходы по доставке товара до места расположения покупателей. При этом фактическое место отгрузки товара в цене прямо не учитывается. Таким образом, при расположении базисного пункта вне места производства или хранения товара цена для покупателей вблизи места производства может возрасти, а для покупателей вдали от места производства — уменьшиться. При работе на больших пространствах обычно стремятся выбрать несколько базовых пунктов, чтобы обеспечить на максимально большой территории существование конкурентных цен.
Стратегия установления цены с доставкой (англ. freight-absorption pricing) подразумевает, что продавец частично или полностью берет на себя расходы по доставке и прямо не включает их в цену. Данная стратегия используется, когда существует уверенность, что прибыль от роста объемов сбыта покроет дополнительные транспортные расходы.
На практике ценовые стратегии применяются в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегических задач. В реальной деловой жизни одновременно используются различные ценовые стратегии, которые должны меняться в соответствии с реальным положением на том или ином рынке и целями, реализуемыми организацией.
№41. Понятие ценообразующих факторов
Рыночная цена товара формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать ценообразующие факторы. По отношению к предприятию они могут быть как внешними и не контролируемыми им, так и внутренними. Кратко остановимся на характеристике основных ценообразующих факторов. Спрос и предложение. Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль. Спрос — это важнейшая категория рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные то вары, распределяет сырье и готовую продукцию. Спрос — это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда пре вращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя. Взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами отражена общей функцией: г 0ох объем спроса на товар х в единицу времени; Рх — цена товара; Ру,..., Р, — цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров; 1 — доход покупателя; IV — уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя; Тх — потребность покупателя в товаре х; /¦' — мнение потребителя о перспективах его благосостояния; 5 — сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром; д — число покупателей. Объем спроса — это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. При изменении хотя бы одного из перечис ленных факторов изменится и объем спроса на данный товар. Однако если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении (ЗОЛ) неизменны, то спрос реально будет зависеть только от цены.
№41. Основные методы установления цен
Применяется целый ряд методов, базирующихся на затратах, которые строятся на основе:
1. переменных затрат;
2. валовой прибыли;
3. рентабельности продаж;
4. рентабельности активов.
Суть метода ценообразования на основе переменных затрат заключается в установлении некоторой процентной наценки к переменным производственным затратам для каждого вида продукции.
№43. Понятие и сущность финансовых ресурсов организации
Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность всех норм , которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы
Сущность: Основу системы финансов России, как было отмечено ранее, составляют финансы организаций (предприятий), поскольку именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов предприятий составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц). Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо перечисленных признаков юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету.
Исходную теоретическую основу финансов организаций (предприятий) в значительной мере определяет само понятие предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта, обладающего правами юридического лица, производящего продукцию, товары и услуги, выполняющего работы и занимающегося различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей и на этой основе извлечение прибыли и приращение капитала.
№44. Классификация финансовых ресурсов организации
Итак, рассмотрим подробнее классификацию финансовых ресурсов компании.
1. По степени ресурсности:
- А1 - деньги, краткосрочные финансовые вложения и т. п., чем можно быстро воспользоваться;
- А2 - оборотные активы и дебиторская задолженность (до 1 года);
- А3 - материалы, продукция, долгосрочные финансовые вложения. Их реализация занимает уже намного больше времени, чем первых двух и часто (из-за скорости) сопровождается значительным снижением стоимости;
- А4 - оборудование, нематериальные активы, то что можно продать в последнюю очередь и то уже при полном банкротстве, а иначе кому нужно предприятие с одними стенами.
2. По праву собственности:
- собственные - принадлежат предприятию (прибыль, другие начисления);
- заемные - не находятся в собственности предприятия, но ими можно воспользоваться в трудное время (кредиты, займы);
- привлеченные - принадлежат другим лицам, но находятся в пользовании предприятия (различные задолженности предприятия (по з/п3 налогам и т.п.));
3. По времени:
- краткосрочные - действуют в течении года (краткосрочные финансовые вложения);
- среднесрочные - от 1 года до 3-х лет (используют для реконструкций и т. п.);
- долгосрочные - от 3-х лет (финансирование основных средств).
Конечно же, большую ценность представляют собой ресурсы А1, ведь их очень легко и в короткие сроки можно перевести в любую необходимую форму. Поэтому, чем больше у предприятия финансовых ресурсов группы А1, тем оно считается более ликвидным и финансово устойчивым. И, конечно же, особое значение имеет количество чистой прибыли предприятия, ведь это первый показатель того, что компания движется в верном направлении.
Напомним, что такое понятие как "классификация финансовых ресурсов" было введено в обиход еще при составлении плана первой пятилетки для страны.
№45. Понятие и сущность прибыли организации
Прибыль предприятия – это основная часть денежных накоплений, которая создается предприятиями всех форм собственности. Она отражает финансовый результат хозяйственной предпринимательской деятельности организации. Прибыль предприятия как показатель эффективности производства позволяет определять объем и качество продукции, уровень себестоимости, производительность труда. С другой стороны, прибыть стимулирует укрепление коммерческого расчета и интенсифицирует производство.
Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.
Функции прибыли:
характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;
прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
№46 виды прибыли.
Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
№47. Понятие и виды рентабельности.
Рентабельность- важный показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. Р. комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
Основные виды рентабельности предприятия условно делятся на две группы: рентабельность активов и продаж.
Вид рентабельности предприятия продаж – это само отношение прибыли организации от продаж до получения выручки без учета НДС. Данный расчет отражает рентабельность по валовой прибыли. Показатель выражает прибыль, которая приходится от каждого заработанного рублика. По сути, данный показатель, это индикатор политики предприятия в ценообразовании, он также хорошо отражает все его способности контроля над издержками. Значения данного показателя колеблются и зависят от конкурентных стратегий, продуктовых линеек. Именно поэтому же показателю довольно часто оцениваются эффективность организаций.
Кроме вида рентабельности предприятия продаж по валовой прибыли, также выделяют вид рентабельности предприятия по ЕВIT, то есть определенная прибыль от осуществившихся продаж до выплаты процентов и налогов на руб. выручки, по чистой прибыли которые были вложены в само производство, а также реализацию товара.
Вид рентабельности предприятия активов включает в себя очень много показателей. Абсолютно все они подчитываются как само отношение прибыли до полной усредненной стоимости установленных определенных активов организации. Простыми словами тогда, каждый показатель в отчете обязан быть разделен на сред. Значение формы № 1 «Бухгалтерский баланс».
Вид рентабельности предприятия по активам считаются относительными показателями, которые характеризуют эффективность всей деятельности. Рассчитываются простым делением чистой прибыли за определенный срок времени. Данный показатель показывает все способности активов организации порождать прибыль.
Разделяют такие вот виды рентабельности предприятия активов как рентабельность производственных фондов, продукции, земного капитала, активов и прочего. Для того чтобы оценить доходность от продажи продукции, нужно рассчитать показатель балансовой прибыли на рубль продаж. Доходность продаж продукции равна балансовой прибыли к объемам продаж. Также доходность можно вычислить и при этом не брать во внимание налог. Тогда чистая прибыль будет равна прибыли баланса, конечно за вычетом налогов за прибыль. Долог равен чистой прибыли объема продаж. Виды рентабельности предприятия на продукцию зависит от цены и себестоимости.
№48.Понитие и классификация доходов и расходов организации
Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.то увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия.
Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации.
Расходы подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами организации по обычным видам деятельности признаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, если ее предметом является:
предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды;
предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и других видов интеллектуальной собственности;
участие в уставных капиталах других организаций.
Доходы подразделяются на:
доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Если предметом деятельности организации является предоставлен