От учетной прибыли к экономической прибыли
Один из основных недостатков прибыли, указываемой фирмой в финансовых отчетах, как показателя прибыльности заключается в том, что она объединяет в себе два вида отдачи: нормальную отдачу от капитала как вознаграждение за инвестирование и экономическую прибыль как чистый излишек, остающийся после оплаты всех входных ресурсов (включая капитал). В последние годы ученые и финансовые консультанты настоятельно рекомендуют фирмам различать эти два элемента и сосредоточить внимание на экономической прибыли как цели и показателе деятельности. Чтобы подчёркнуть отличие экономической прибыли от прибыли в бухгалтерском смысле, экономисты и деловые стратеги используют для обозначения экономической прибыли термины "рента" или "экономическая рента".
Таблица 1результаты деятельности ведущих компаний США в 1995 году согласно различным показателям прибыльности
КОМПАНИЯ ЧИСТЫЙ ROE2 ROE3 EVA4 MVA5 Отдача от
ДОХОД 1 (%) (%) (млн.долл.) (млн.долл.) акционерного
(млн долл.) капитала6
__________________________________________________________________________ (%)
General Motors 6 881 4,1 29,5 3 225 -8 172 28,5
General Electric 6 573 9,4 22,2 1852 80 792 45,3
Exxon 6 470 5,9 16,0 1113 39 048 38,1
Philip Morris 5 450 10,3 39,0 1165 51628 64,8
IBM 4178 5,8 18,6 2 541 -5 878 25,7
Coca-Cola 2 986 16,6 55,4 2140 87 820 29,3
Wal-Mart 2 740 2,9 18,6 265 35 974 5,3
Procter & Gamble 2 645 7,9 25,0 624 40 000 36,7
Hewlett-Packard 2 433 7,7 20,6 295 26 037 69,4
Mobil 2 376 3,6 13,2 -926 21378 37,5
1 Чистая прибыль после уплаты налогов (источник: Fortune 500).
2 Чистый доход в процентах выручки от продаж (источник: Fortune 500).
3 Чистый доход в процентах стоимости акционерного капитала (источник: Fortune 500).
4 Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added - EVA), равная чистой операционной прибыли после уплаты налогов минус стоимость капитала (источник: Stern Stewart Performance 1000,1997).
5 Рыночная добавленная стоимость (Market Value Added - MVA), равная полной рыночной стоимости (акционерный капитал плюсдолги) минус полные инвестиции в активы, сделанные инвесторами (источник: Stern Stewart Performance'] 000,1997).
6 Сумма дивидендов в 1995 году и прироста рыночной стоимости акций за 1995 год, отнесенная к стоимости акций в начале 1995года.
Наиболее широко используемый поход к измерению прибыльности на основе концепции экономической прибыли разработан и активно популяризируется нью-йоркской консультативной компанией "Стерн Стюарт" (Stern Stewart & Company). Центральное место в этом подходе занимает экономическая добавленная стоимость (EVA), равная чистой операционной прибыли после уплаты налогов (Net Operating Profit after Tax - NOP AT) минус средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC). Так, например, показатель ЕVA для компании "Анхойзер-Буш" (Anheuser-Busch) вычисляется следующим образом:
Операционная прибыль 1 756 млн долл.
минус Налоги 617 млн долл.
минус Стоимость капитала 904 млн долл.*
= Экономическая добавленная стоимость 235 млн долл.
*Стоимость акционерного капитала составляет 14,3%, затраты на обслуживание долгов (с учетом освобождения выплат процентов от налогов) 5,2%, средневзвешенная стоимость капитала 11,3% и полный использованный капитал 8 млрд долл. Отметим, что стоимость акционерного капитала вычисляется с помощью модели оценки капитальных_ активов: стоимость акционерного капитала = безрисковая ставка процента плюс вознаграждение за риск. Вознаграждение за риск равно превышению биржевой нормы прибыли над безрисковой ставкой процента, умноженному на бета-коэффициент фирмы (служащий мерой систематического риска).
Экономическая прибыль обладает преимуществами перед учетной прибылью как при постановке целей для компаний и бизнес-единиц, так и при оценке результатов деятельности. Использование экономической прибыли в качестве целевого показателя позволяет избежать опасностей, возникающих, когда менеджеры ориентируются на максимизацию полной при-были (инвестирование проектов, приносящих большую прибыль, которая тем не менее, не покрывает затраты на инвестированный капитал) или на максимизацию нормы прибыли (не-достаточное инвестирование или продажа прибыльных активов). Таким образом, максимизация экономической прибыли согласуется с максимизацией акционерной стоимости компании. Хотя мы ограничились описанием параметра EVA, введенного компанией "Стерн Стюарт", концепция экономической прибыли не является изобретением этой компании. Аналогичный подход был предложен Джоном Кеем (Кау, 1993). Кей использовал термин "добавленная стоимость", определив ее как "... разность между (разумно рассчитанной) стоимостью продукции фирмы и (разумно рассчитанной) стоимостью использованных ею входных ресурсов. Понимаемая таким образом добавленная стоимость является одновременно адекватным мотиватором деятельности корпорации и адекватным показателем ее достижений".
Одно из преимуществ использования экономической прибыли вместо учетной прибыли для оценки прибыльности заключается в укреплении финансовой дисциплины благодаря прояснению того факта, что бизнес, приносящий прибыль, меньшую, чем стоимость капитала, в действительности является убыточным. Джеймс Минан, главный финансовый директор компании АТ & Т, рассказывает:
Эффект использования параметра EVA для оценки бизнесов компании AT&T - потрясающий. Положительная операционная прибыль больше не является для нас "хорошей". Теперь мы бываем удовлетворены, только если она превышает стоимость капитала.________________
Переход к новым правилам оценки прибыльности произвел особенно впечатляющий эффект в тех случаях, когда неожиданно обнаружилось, что направления деятельности, считавшиеся прибыльными, в действительности в течение многих лет приносили убытки. Многие компании создали основанные на концепции EVA системы для укрепления финансовой дисциплины и переориентации всех аспектов стратегии и операций на максимизацию акционерной стоимости. Среди компаний, сообщивших об улучшении деятельности в результате внедрения систем финансового контроля, основанных на концепции экономической добавленной стоимости, такие знаменитые фирмы, как "Кока-Кола" (Coca-Cola), "Бриггс & Страт-тон" (Briggs & Stratton), "Эли Лилли" (Eli Lilly) и "Бартон Груп" (Burton Group). В блоке 1 комментируется опыт применения концепции EVA в компании "Вэрити Корпорэйшн" (Varity Corporation).