Анализ формирования и распределения прибыли предприятия
Основным видом хозяйственной деятельности Общества является производство резино-технических изделий, составляющая 99,5% выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) Общество осуществляет другие виды деятельности: оказание услуг промышленного характера, прочей реализации которые составляют, соответственно, 0,11% и 0,46% от общего объема выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Первым этапом в анализе финансовых результатов является анализ формирования прибыли от продаж, т. к. этот вид деятельности является основным для ЗАО «Саранский завод «Резинотехника». Воспользуемся для анализа прибыли отчетной формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение А - Б), показатели которой отразим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ прибыли (убытка) от продаж ЗАО «Саранский завод «Резинотехника», тыс. руб.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонения | |||
Абсолютное тыс.руб. | Относительное % | ||||||
2011 г. к 2009 г | 2011 г к 2010 г. | 2011 г. к 2009 г | 2011 г к 2010 г. | ||||
Выручка от продажи товаров | 54,7 | 26,1 |
Продолжение таблицы 2.1.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонения | |||
Абсолютное тыс.руб. | Относительное % | ||||||
2011 г. к 2009 г | 2011 г к 2010 г. | 2011 г. к 2009 г | 2011 г к 2010 г. | ||||
Себестоимость проданных товаров | 57,9 | 22,3 | |||||
Валовая прибыль | 37,2 | 56,3 | |||||
Прибыль от продаж | 99,0 | - |
Из таблицы 2.1 видно, что в анализируемом периоде наибольший удельный вес в выручке занимают себестоимость реализуемых услуг 86,2%. Следует отметить, в 2011 г. произошло существенное изменение показателей формирующих прибыль от продажи.
Заметное влияние на изменение прибыли оказывают цены на проданную потребителям резинотехническую продукцию. Результаты года в отрасли частично обусловлены восстановлением спроса со стороны реального сектора экономики, а также, в немалой степени, ростом спроса на резинотехническую продукцию в начале 2011 года и в III квартале 2010 года.
Также из таблицы видно, что сумма выручки увеличилась за отчетный период на 773011 тыс.руб., в процентном соотношение увеличение составило 54,7 соответственно. Данное увеличение вызвано главным образом увеличением себестоимости реализуемых товары в 2011 году.
Но следует отметить увеличение прибыли от продаж на 32243 тыс.руб. в 2010 году и на 61645 тыс.руб. в 2011 г. по отношению к 2009 году. Относительное отклонение соответственно составило 99,0% по сравнению с 2009.
В настоящее время отрасль подходит к критическому уровню износа и, несмотря на точечное инвестирование, проблема продолжает усугубляться. Введение новых мощностей является видимой составляющей проблемы модернизации, в то время как сетевые, небольшие генерирующие и вспомогательные активы продолжают увеличивать степень износа до угрожающих уровней, что наиболее заметно выражается простоях.
Проведем анализ прибыли до налогообложения (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Анализ прибыли (убытка) до налогообложения ЗАО «Саранский завод «Резинотехника», тыс. руб.
Наименование показателя | 2009 г. | 2010г. | 2011г. | Абсолютное отклонение (+,-) | Относительное отклонение, % | ||
2011 от 2009 | 2011 к 2010 | 2011 к 2009 | 2011 к 2010 | ||||
Прочие доходы | 439,2 | 175,8 | |||||
Прочие расходы | 423,5 | 151,6 | |||||
Прибыль до налогообложения | 286,0 | - |
За отчетный период существенно увеличились прочие доходы на 163071 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Это объясняется в основном снижением сумм невостребованной кредиторской задолженности.
Следует отметить и существенное увеличение прочих расходов в основном за счет роста сумм дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности, а также налога на имущество. Как положительную тенденцию следует рассматривать увеличение прибыли до налогообложения за счет выше приведенных составляющих в 2011 году на 55917 тыс.руб. или на 286% по сравнению с 2009 г.
Следует отметить, что все показатели прибыли в абсолютном отношении в 2011 г. увеличились по сравнению с предыдущими годами. Это вызвано главным образом улучшением хозяйственной деятельности ЗАО «Саранский завод «Резинотехника».
Приведем анализ прибыли от обычной деятельности в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Динамика доходов от основной деятельности ЗАО «Саранский завод «Резинотехника», тыс. руб. за 2009 – 2011 гг.
Наименование показателя | 2009 г | 2010 г. | 2011 г. | Абсолютное отклонение (+,-) | Относительное отклонение 2011 к 2009 г., % | |
2011 от 2009 | 2011 от 2010 | |||||
Прибыль от продаж | 99,0 | |||||
Прибыль до налогообложения | 286,0 | |||||
Чистая прибыль | -66 | 287,6 |
Как результат необдуманной финансовой политики предприятия можно наблюдать уменьшение чистой прибыли ЗАО «Саранский завод «Резинотехника», которая за 2009 – 2010 гг уменьшилась на 15719 тыс.руб.; в 2009 – 2011 г.г чистая прибыль увеличилась на 45021 тыс.руб.. В целом за анализируемый период чистая прибыль предприятия увеличилась на 287,6%. Проанализируем распределение чистой прибыли ЗАО «Саранский завод «Резинотехника» по результатам финансовой деятельности за 2009 – 2011 г.г.
Анализируя таблицу 2.4, можно увидеть, что на ЗАО «Саранский завод «Резинотехника» большая часть прибыли расходуется на обеспечение производственного развития ОАО.
Таблица 2.4 – Распределение чистой прибыли на ЗАО «Саранский завод «Резинотехника» за 2009 – 2011 г.г
Статьи распределения прибыли | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменения в 2011 г. по сравнению с 2009 г., % | |||
Тыс.руб. | % | Тыс.руб. | % | Тыс.руб. | % | ||
Чистая прибыль к распределению | -66 | - | |||||
На формирование резервного фонда | 0,3 | - | - | 0,2 | -0,1 | ||
На обеспечение производственного развития общества | 90,8 | - | - | 98,3 | 7,5 | ||
На выплаты материальной и иной помощи | 6,7 | - | - | 9,3 | 2,6 | ||
Вознаграждения по итогам года | 2,2 | - | - | 2,9 | 0,7 |
Большая доля распределенной прибыли пошла на приобретение основных средств, и иного имущества, которое за весь анализируемый период увеличилось на 7,5% или на 44711 тыс.руб. Не оставлен без внимания и резервный фонд, отчисления в который по итогам анализируемого периода стабильны 20 тыс.руб. В ЗАО «Саранский завод «Резинотехника» чистая прибыль расходуется также выплаты не связанные с производством и реализацией услуг. В нее включаются материальная помощью, благотворительная помощь, помощь в содействии и поддержании других коммерческих предприятий. Данные расходы чистой прибыли увеличились за весь анализируемый период на 247 тыс.руб., как и доля в структуре чистой прибыли на 2,6%. Также в этот вид выплат включены вознаграждения по итогам года членам совета директоров и вознаграждения членам ревизионной комиссии (увеличение за весь период на 0,7%, по сумме на 60 тыс.руб.).
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество фирмы. Данное решение принимается на общем собрании акционеров.
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия служит источником финансирования и не только производственного, но и социального развития, а также материального поощрения, но и в случаях нарушения трудового законодательства – уплаты различных штрафов и санкций. Так из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении правил по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях сокрытия прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
Проведя такой сравнительно большой анализ по данному предприятию, можно отметить, что на ЗАО «Саранский завод «Резинотехника» наблюдается устойчивая тенденция в росте прибыли от продаж и чистой прибыли, как результат этого, видно увеличение рентабельности всего предприятия, продаж, капитала. Данное увеличение в основном произошло по причинам уверенного и спланированного управления хозяйственной деятельностью предприятия, увеличения цен на продукцию и себестоимости.
2.2 Оценка методики планирования прибыли
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. На наш взгляд, главные из них — метод прямого счета и аналитический. Раскроем на примерах эти отечественные традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом опыта других европейских государств.
Метод прямого счета. Этот метод наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Его следует использовать при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В х Ц) — (В х С), (11)
где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.
Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет прибыли от реализации товарной продукции
Наименование продукции | Товарный выпуск по плану, т | Цена за ед. прод. за минусом НДС, акцизов, тыс. руб. за 1 т | Плановая полная себестоимость д. прод., тыс. руб. за 1 т | Товарный выпуск по плану, тыс. руб. | Прибыль тыс. руб. (гр.5 – гр.6) | |
в ценах (гр.3 х гр.2) | по полной себестоимости (гр.4 х гр.2) | |||||
Сравнимая*продукция: | ||||||
Формованные изделия | ||||||
Неформованные изделия | ||||||
Техническая пластина | ||||||
Резиновая смесь | ||||||
ИТОГО | — | — | — | |||
Несравнимая** продукция: | ||||||
Изделия для авиации | ||||||
ИТОГО | — | — | — | |||
Остатки готовой продукции на начало планируемого года | — | — | — | |||
Остатки готовой продукции на конец планируемого года | — | — | — | 18998,7 | 21001,3 | |
Всего от реализации товарной продукции | — | — | — | 1719341,3 | 392038,7 |
* Сравнимая продукция — это товарная продукция промышленного предприятия, выпускаемая в порядке массового или серийного производства как в текущем, так и в базисном периоде (который принят для сравнения).
** Несравнимая продукция — это все виды продукции, производство которых впервые начато в текущем году, а также та продукция, которая изготавливалась в прошлом периоде в опытном порядке или находилась на стадии освоения.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод. Этот метод планирования прибыли может быть использован при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
б) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода.
Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV кв.).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года.
На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам продукции готовой и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
А. Определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции) (см. табл. 5).
Таблица 2.6 -Расчет базовой рентабельности, в тыс. руб.
Показатели | Итоги за 9 мес. | План IV кв. | Ожидаемое исполнение за текущий год |
1. Сравнимая товарная продукция истекшего года: | |||
а) по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) | |||
б) по полной себестоимости | |||
2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (п. «а» — п. «б») | |||
3. Поправки к сумме прибыли в связи с имевшими место в течение года изменениями цен, (+ или –) за время с начала года до даты изменения | +3312 | — | +3312 |
4. Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр.3) | |||
5. Базовая рентабельность, % (стр.4*100/стр.1 «б») | 43,8 | 37,9 | 42,3 |
Б. В предстоящем году в данном примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции по себестоимости отчетного года составит 82141,2 тыс. руб. (821412*10/100)
Прибыль по сравнимой товарной продукции предстоящего года исходя из базового уровня рентабельности будет равна 34745,7 тыс. руб. (82141,2*42,3/100)
Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 272000 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) — 320045,7 тыс. руб.
Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 48 045,7 тыс. руб. (320045,7 — 272 000).
В. На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.
Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом: выпуск сравнимой товарной продукции в предстоящем году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 82141,2 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1406340 тыс. руб. (см. табл. 4, гр. 6).
Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно 1324199 тыс. руб. (1406340 – 82141,2), что повлечет снижение плановой прибыли.
Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, необходимо определить удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и предстоящем году. Затем удельный вес каждого изделия в истекшем и предстоящем году умножить на рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыли к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов будут показывать средний уровень рентабельности в истекшем и предстоящем году.
Разница между ними позволяет оценить влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль.
Таблица 2.7 - Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента продукции в планируемом году, %
Наименование продукции | Рентабельность истекшего года по структуре ассортимента продукции в том же году | Рентабельность истекшего года по структуре ассортимента продукции в предстоящем году | ||||
удельный вес в общем объеме сравнимой продукции | Рентабельность | коэффициент (гр.2 х гр.3) / 100 | удельный вес в общем объеме сравнимой продукции | Рентабельность | коэффициент (гр.5 х гр.6) / 100 | |
Формованные изделия | 16,0 | 26,0 | 4,16 | 17,0 | 26,0 | 4,42 |
Неформованные изделия | 40,0 | 37,9 | 15,16 | 42,0 | 37,9 | 15,92 |
Техническая пластина | 32,0 | 40,5 | 12,96 | 33,0 | 40,5 | 13,37 |
Резиновая смесь | 12,0 | 24,6 | 2,95 | 8,0 | 24,6 | 1,97 |
ИТОГО | 100,0 | — | 35,23 | 100,0 | — | 35,68 |
Средняя рентабельность в предстоящем году увеличивается по сравнению с прошлым годом на 0,45% (35,68—35,23). Таким образом, изменение ассортимента продукции в предстоящем году приведет к росту плановой прибыли на 370 тыс. руб. (82141,2*0,45/100).
Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль. Прежде всего значительно снижает плановую прибыль повышение себестоимости (на 502787 тыс. руб.), что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда. Прибыль несколько увеличивается (на 4066 тыс. руб.) в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли (на 370 тыс. руб.) планируется из-за предполагаемого увеличения цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
3 Совершенствование планирования прибыли в современных условиях
3.1 Оптимизация процесса составления плана прибыли предприятия
Стремясь увеличить выручку, отдел продаж старается принять в производство максимальное количество заказов, зачастую даже с минимальной рентабельностью. В ситуации, когда производственные мощности предприятия ограниченны, такая политика продаж неизбежно ведет к снижению прибыли компании и появлению кассовых разрывов. Оптимизировав производственный план компании на основании показателей маржинальной прибыли и трудоемкости выпускаемой продукции, финансовый директор сможет значительно увеличить рентабельность бизнеса.
Остановимся подробнее на перечисленных этапах формирования производственного плана.
План производства составляется на основании данных коммерческого отдела о прогнозе продаж на предстоящий месяц с учетом доступных складских остатков готовой продукции. После того как спланировано количество изделий, которое предстоит произвести, выполняется пересчет производственного плана в нормо-часы. Другими словами, количество производимой продукции умножается на время, необходимое для производства одного готового изделия (трудоемкость изделия).
Информация о трудоемкости изделия (количество нормо-часов, затрачиваемых на изготовление продукции) представляется планово-экономическим отделом. Время, необходимое для выпуска изделия, рассчитывается на основании конструкторско-технологической документации с использованием справочников «Общемашиностроительные нормативы времени» по видам производств, операций, режимов работы оборудования.
Рисунок 3.1 – Регламент оптимизации производственного плана
Такой подход позволяет определить с максимальной точностью трудоемкость и материалоемкость любого готового изделия, состоящего из сотни комплектующих, которые проходят до десятка операций механической обработки. Предприятие может самостоятельно разработать нормы трудоемкости по выпускаемым видам продукции, проведя контрольные замеры времени выполнения тех или иных производственных операций.
Следующий шаг — сравнение плановой потребности в трудовых ресурсах и максимально доступного фонда рабочего времени, который в том числе включает сверхурочные работы и выходные дни. Это позволяет оценить способность компании выполнить поставленный план.
Производственный план корректируется на основании такого показателя, как маржинальная прибыль. Другими словами, из производственной программы исключаются изделия с наименьшей маржинальной прибылью, приходящейся на один нормо-час.
Как показал опыт, изменение производственного плана только на основании показателя маржинальной прибыли не всегда позволяет получить оптимальные решения с точки зрения увеличения рентабельности бизнеса. Поэтому дополнительный контрольный этап формирования производственного плана — это анализ соотношения маржинальной прибыли одного нормо-часа и трудоемкости выпуска одного изделия. Наглядно методику такого анализа можно проиллюстрировать на примере матрицы, приведенной на рисунок 3. 2.
Рисунок 3.2 – Матрица соотношения маржинальной прибыли и трудоемкости
Остановимся подробнее на тех данных, которые представлены в матрице, и охарактеризуем каждый из видов выпускаемой предприятием продукции. Изделие № 1 занимает большую долю в объеме производства предприятия (в нормо-часах), но при этом приносит и максимальную маржинальную прибыль. Изделие № 2 уникально, за счет чего при достаточно низкой трудоемкости предприятие имеет возможность продавать его с большой наценкой. Другой вариант уникального товара — изделие № 3, трудоемкость и наценка которого достаточно высоки. Вероятнее всего, оно находится на стадии внедрения и по мере накопления производственного опыта и увеличения объема выпуска будет приближаться к изделию № 2. Самым проблемным в компании является изделие № 4, на которое приходится более 50% трудозатрат, однако каждый затраченный нормо-час приносит крайне низкую маржинальную прибыль. В перспективе возможно либо увеличение цены, либо постепенный отказ от его выпуска. Изделие № 5 обладает низкими трудоемкостью и маржинальной прибылью в расчете на 1 нормо-час, однако его недостатки компенсируются массовым объемом производства, стабильностью заказов и поступления выручки.
На предыдущем этапе на основе анализа маржинальной прибыли было решено сократить производство изделия № 5 до 8 тыс. штук, при этом общая маржинальная прибыль по компании составляла 37,4 млн руб.
Метод соотношения трудоемкости и маржинальной прибыли свидетельствует об обратном — наименее выгодно для предприятия производство изделия № 4. Благодаря сокращению его выпуска до 1800 штук будет не только обеспечена нормальная загрузка производственных цехов, но и достигнута большая маржинальная прибыль по компании — 37,82 млн руб., что на 400 тыс. руб. превышает предыдущий вариант производственного плана. Анализ соотношения трудоемкости и маржинальной прибыли можно использовать и на стадии принятия решения о выпуске новой продукции. Если новая продукция будет расположена в верхнем левом углу матрицы, то она крайне выгодна для предприятия. Если же в правом нижнем, то ее производство может оказаться убыточным. Для принятия решения о производстве продукции, расположенной в центре матрицы, ее левом нижнем и правом верхнем углах, необходимо проанализировать дополнительную информацию, в первую очередь связанную с развитием рынков сбыта и возможностями быстрого сокращения себестоимости продукции.
3.2 Внедрения новых методов планирования и прогнозирования прибыли предприятия
Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования деятельности ОАО «Саранский завод «Резинотехника» на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в предстоящем году целесообразно, исходя из зарубежного опыта, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.
Как известно, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.
Постоянные затраты — это такие, которые не изменяются в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, уплата процентов за кредит, арендная плата, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и др.
Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, проведение текущего ремонта оборудования и др.
В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.
Приведенные ниже расчеты позволяют определить так называемый эффект производственного рычага.
«Эффектом производственного рычага»называют явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
Допустим, выручка от реализации продукции в 2012 г. составляет 1820616 тыс. руб., в том числе переменные затраты - 1238200 тыс. руб., а постоянные - 197554 тыс. руб.
Таким образом, при суммарных затратах в 1435754 тыс. руб. прибыль равна 384862 тыс. руб. (1820616 - 1435754). Если в 2012 г. выручка от реализации продукции увеличивается на 10%, что составит 2002677,6 тыс. руб. то переменные затраты возрастут также на 10% и будут равны 1 362020 тыс. руб.
Постоянные затраты при этом остаются неизменными, т.е. 197554 тыс. руб. В этом случае суммарные затраты составят 1559574 тыс. руб. (1362020 + 197554), а прибыль - 443103,6 тыс. руб. (2002677,6 — 1559574). При этом прибыль возрастет по сравнению с прошлым годом на 15%
Таким образом, при росте выручки от реализации продукции на 10% прибыль увеличится на 15%.
Изыскивая возможности увеличения прибыли, целесообразно проверить влияние на ее прирост не только переменных, но и постоянных затрат.
Так, если переменные затраты увеличиваются на 10% (1362020 тыс. руб.), а постоянные затраты - на 2% - 201 505,1 тыс. руб., общая сумма всех затрат составит 1 563 525,1 тыс.
Прибыль при этом определяется в сумме 439152,5 тыс. руб. (2002677,6 - 1563525,1) и, следовательно, возрастает по сравнению с прошлым годом на 14,1%
Если далее постоянные затраты увеличиваются на 4% и составляют 205456, 2 тыс. руб. то при 10%-м росте переменных расходов общая сумма всех затрат равна 1 567 476,2 тыс. руб. (1362020 + 205456,2).
Прибыль в этом случае уменьшится до суммы 435 201,4 тыс. руб. (2 002 677,6 - 1 567 476,2), т. е. возрастет лишь на 13,1%
Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются.
Итак, приведенные выше примеры максимизации прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предприятиям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Мы считаем, планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной деятельности предприятий и организаций.