Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия

Прибыль — это один из важнейших оценочных показателей хозяйствен­ной деятельности.

Прибылькак экономическая категория отражает доход туристского предприятия от производства и реализации туристского продукта (услуги), других видов деятельности. Она имеет как количественное, так и качест­венное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и затратами на производство туристского продукта; во втором — характеризует эффективность деятельности предприятия, определяемую как отношение результатов хозяйственной де­ятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Кроме того, прибыль выступает в качестве источника

Экономика туризма




Экономика туризма



удовлетворения разнообразных потребностей предприятия, общества, соб­ственника, работника. Функции прибыли:

♦ характеризует экономический эффект, полученный в процессе
деятельности предприятия, т.е. конечный финансовый результат. Его поло­
жительная величина свидетельствует о том, что выручка от реализации
продукции превышает все расходы, связанные с ее производством;

♦ стимулирующая. Означает, что прибыль является одновременно фи­
нансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов турис­
тского предприятия, которое заинтересованно в получении максимальной
прибыли, поскольку последняя является основным источником расширения
его деятельности и решения социальных вопросов коллектива;

♦ источник формирования бюджетов разных уровней. Прибыль фор­
мирует бюджеты в виде налогов и отчислений и удовлетворяет интересы го­
сударства, предприятия, собственника, работника.

В зависимости от метода исчисления различают следующие виды прибыли:

♦ экономическая — разность между полученной выручкой и экономичес­
кими издержками;

♦ бухгалтерская — разность между полученной выручкой и бухгалтер­
скими издержками. Данный вид прибыли тождественен балансовой прибы­
ли и прибыли от реализации;

♦ прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценнос­
тей, имущественных прав. Определяется как положительная (отрицатель­
ная) разница между выручкой, полученной от реализации, и затратами на
производство и реализацию этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за
исключением основных средств), имущественных прав, учитываемыми при
налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых соглас­
но установленному законодательными актами порядку из выручки, получен­
ной от реализации товаров (работ, услуг):

Преализ. = Вр - 3 - Н;

♦ номинальная. Характеризует фактически полученный размер прибыли;

♦ реальная. Это номинальная прибыль, скорректированная на уровень
инфляции;

♦ недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) —
денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгод­
ном использовании принадлежащих ему ресурсов;

♦ прибыль от реализации основных средств — положительная (отрица­
тельная) разница между выручкой от реализации основных средств, умень­
шенной на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной
от реализации товаров (работ, услуг), и остаточной стоимостью основных
средств;

♦ налогооблагаемая прибыль (НОП) исчисляется исходя из суммы при­
были от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основ-

ные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшен­ных на сумму расходов по этим операциям. При определении НОП не учитываются:

- прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов, об­
лагаемых налогом на доходы, исчисляемая как разность между начисленны­
ми дивидендами (приравненными к ним доходами) и налогами на доходы;

- прибыль (убыток), полученная от осуществления лотерейной деятель­
ности, игорного бизнеса, реализации (погашения) ценных бумаг.

НОП уменьшается на суммы:

- налога на недвижимость;

- прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений
производственного назначения и жилищного строительства, а также погаше­
ние кредитов банка, полученных и использованных на эти цели;

- льгот, установленных законодателем для организаций, использующих
труд инвалидов; резидентов парка высоких технологий и некоторых других
категорий.

В целях льготирования предприятия для определения налогооблагаемой базы обязаны вести раздельный учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и затрат по соответствующим видам деятельности. Последние являют­ся стоимостной оценкой используемых в процессе производства и реализа­ции продукции, товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материа­лов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на производство и реализацию. Состав затрат представляет собой группировку расходов, учитываемых при налогообложе­нии прибыли по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- амортизация основных средств и нематериальных активов, используе­
мых в предпринимательской деятельности;

- затраты на социальные нужды (ФСЗН, ФЗ);

- прочие затраты.

Таким образом, алгоритм расчета налогооблагаемой базы и суммы налога на прибыль таков:

1. Доходы от реализации.

2. Затраты на производство и реализацию, учитываемые при налогообло­
жении.

3. Покупная стоимость товаров, приобретенных для последующей реали­
зации.

4. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки, полученной от реализации
товаров (работ, услуг).

5. Сальдо внереализационных доходов и расходов (+; -).

6. Íàëîãîâàÿ áàçà (1-2-3-4 + 5).

7. Налог на недвижимость.

Экономика туризма




Экономика туризма



8. Льготируемая прибыль.

9. Прибыль к налогообложению (6 - 7 - 8).

10. Налог на прибыль(9 : 100). Прибыль облагается налогом по ставке
24 %, 15 % ЧАЭС. Налоговый период — календарный год; отчетный пери­
од — календарный месяц. Сумма налога на прибыль определяется нарастаю­
щим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы,
уменьшенной на сумму налоговых льгот и налоговой ставки. Плательщик
налога на прибыль представляет в налоговые органы налоговую декларацию
(расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет со­
бой чистую прибыль, за вычетом налогов и отчислений, производимых из
нее;

♦ балансовая прибыль является объектом распределения, т.е. направ­
ляется в бюджет и по статьям использования на предприятии (рис. 10.1).

распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в ус­таве предприятия и определяется соответствующим положением.

Размер прибыли от реализации зависит от следующих основных факто­ров:

♦ себестоимости туристского продукта;

♦ объема реализации;

♦ уровня действующих цен на туристский продукт.
Основные пути увеличения прибыли:

♦ увеличение объема продаж;

♦ расширение перечня туристских продуктов и дополнительных услуг;

♦ повышение качества обслуживания потребителей;

♦ снижение себестоимости туристского продукта по элементам структу­
ры затрат;

♦ расширение рынка сбыта;

♦ совершенствование политики управления;

♦ продажа (сдача в аренду) излишнего имущества и др.



ОЬЕ

Наши рекомендации