Матрица «General Electric» (GE /McKinsey)

В начале 70-х годов появилась аналитическая модель, совместно предложенная компанией «Дженерал электрик» (General Electric) и консалтинговой фирмой «МакКинси и Ко.» (McKinsey & Co.) и получившая название «модель GE /McKinsey». Матрица «General Electric используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц. [5]

В качестве одного из основных достоинств модели GE /McKinsey можно отметить то, что различным факторам (оси Х и У) могут даваться различные весовые коэффициенты в зависимости от их относительной важности для бизнеса. [11].

Структуру модели характеризует то, что в центре её внимания находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены предприятием (Табл.).

Таблица

Матрица GE

Матрица «General Electric» (GE /McKinsey) - student2.ru

Индекс силы позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, степени конкурентности цены, качества продукта, эффективности сбыта, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотруд­ников. Возможно взвешивание используемых показателей.

Принято три уров­ня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая. Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины при­были, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов.

Используется три уровня градации дан­ного индекса: высокая, средняя и низкая.

Пересечение линий, характеризую­щих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, кото­рая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль,

после чего ее следует покинуть.

Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадратов решетки, могут быть формулированы следующим образом:

1 Сохранение и упрочение позиции на рынке путем:

• инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной

ско­ростью;

• концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса.

2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон

деятельности.

3. Обеспечение выборочного роста путем:

• специализации на основе сильных сторон деятельности;

• поиска путей преодоления слабых сторон деятельности;

• ухода с рынка, если отсутствуют указания о приемлемом росте объема

продаж.

1. Крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные

сег­менты; поддержание способности противодействовать конкурентам;

обеспечение высокой прибыльности путем повышения

производи­тельности.

2. Защита существующих программ рыночной деятельности;

концентра­ция инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск относительно низким.

3. Ограниченное расширение деятельности, или «сбор урожая»,

обеспечи­вается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, при этом следует минимизировать инвестиции и ра­ционализировать все производственно-сбытовые операции.

7 Сохранение позиции и перефокусировка деятельности путем:

• перенесения акцента на зарабатывание текущих денег;

• концентрации на привлекательных сегментах;

• защиты сильных сторон деятельности.

8. Главный акцент на зарабатывание денег путем:

• защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах;

• модернизации продуктовой линии;

• минимизации инвестиций.

9. Уход с рынка. При этом необходимо:

• вовремя распродать товары по выгодной цене;

• резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования. Сегодня существуют разнообразные вариации матрицы GE.

В основе всех их лежат как правило, стремления увеличить число и разнообразие учитываемых в ходе анализа факторов или предложить больше вариантов стратегических решений для той или иной позиции.

Все вышеперечисленные методы оценки конкурентных преимуществ являются общетеоретическими. Их применение на практике является досточно простым, но при этом важно знать какие показатели в большей степени позволят раскрыт конкурентное состояние отрасли. Для предприятий отрасли гостеприимства таковыми будут являться:

· Особенности развития отрасли и конкурентоспособность развития предприятий;

· Принадлежность предприятия к определенной категории гостиници;

· Перечень предоставляемых сервисных услуг;

· Качество обслуживания;

· Уровень цен;

· Состояние ресурсов предприятия и т.д.

Детальный анализ этих показателей на примере предприятия отрасли позволяет сводить это в единую систему с использованием моделей SWOT – анализа и GE /McKinsey и получать в последствии так называемы конкурентный анализ.

Наши рекомендации