Тема 8. Выбор позиции в конкуренции с помощью матрицы «Дженерал Электрик-Мак-Кинзи» (General Electric / MkKinsey).

Модель «Мак-Кинзи-7С» (MkKinsey-7S). Последовательность преобразований при анализе семи факторов модели.

Условия применения, параметры и показатели матрицы «Мак-Кинзи» и др. моделей (Shell/DPM (Шелл/ДПМ), Hofer/Shendel (Хофер/Шендел) ADL/LС (Артур Д. Литтл)), отличительные особенности. Правила и варианты решений по выбору позиций в конкуренции. Варианты оценки позиций в конкурентном статусе.

Проверка набора стратегических зон хозяйствования на осуществимость методом «Мак-Кинзи», проверка перспектив рентабельности, отдачи капитальных вложений, времени, обеспеченности инвестициями. Условия проверки. Оптимальный подход к формированию портфеля инвестиций. Границы применения матрицы.

Тема 9. Выработка концепции набора стратегических зон хозяйствования на перспективу.

Матрица баланса жизненных циклов, цели применения. Краткосрочная перспектива. Долгосрочная перспектива. Содержание порядка (шагов) расчетной балансировки желаний фирмы с ее возможностями. Показатели матрицы баланса жизненных циклов в краткосрочной и долгосрочной перспективе, их соотношение. Принятие решений относительно набора СЗХ.

Тема 10. Стратегическая гибкость фирмы.

Принцип стратегической гибкости в управлении набором стратегических зон хозяйствования. Уязвимость фирмы от внешних и внутренних неожиданностей. Определение степени уязвимости. Оценка стратегической гибкости. Характеристика неожиданностей. Вероятное воздействие, бальное измерение суммы влияющих вероятностей по каждой стратегической зоне хозяйствования.

Ориентированный показатель гибкости, способы ее определения.

Тема 11. Синергизм и внутренняя взаимосвязь факторов внутрифирменного планирования.

Концепция синергизма и порядок изменения набора видов деятельности. Типы синергизма. Значение синергизма в условиях нестабильности и жесткой конкуренции. Порядок оценки синергизма по матрице взаимной поддержки стратегических зон хозяйствования. Уровень синергизма в действующих и потенциальных линиях. Синергические ориентиры.

Раздел IV. Стратегический выбор плана развития предприятия.

Тема 12. Управление стратегическим набором при множественных ориентирах.

Противоречия ориентиров в управлении стратегическим набором. Приоритетность множественных целей и факторы их определяющие. Количественная оценка и выбор ориентиров в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Оценка стратегического набора при множественных ориентирах (рост, рентабельность, гибкость, синергизм). Последовательность логических операций в процедуре стратегического планирования деятельности фирмы. Инструменты управления набором видов деятельности. Модель Андертона. Модели учета показателей интересов производителя и потребителя («четыре СИ» и «четыре ПИ»).

Тема 13. Методы ввода в набор новых стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Группы новых СЗХ. Метод текущей корректировки. Метод предварительного планирования. Метод накопления стратегического опыта. Уровень нестабильности и выбор метода ввода новых СЗХ в набор. Критерий проверки СЗХ. Контроллинг НИОКР.

Тема 14. Стратегические аспекты технологии.

Типы технологий, их влияние на жизненный цикл спроса. Понятие стабильной, плодотворной, изменчивой технологии, их характеристика (графики). Понятия базовой и ключевой технологий. Проблемы перехода к новой технологии, время технологического перехода (график, образная кривая). Параметры технологического перехода. Диаграмма полных и текущих затрат атакующей обороняющей продукции. Влияние технологических факторов на стратегию ведения дела и стратегию конкуренции. Футуршок.

Тема 15. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики.

Стратегия фирмы по отношению к обществу. Фирма реактор, производящая богатство. Эволюция социальных трудностей. Роль фирмы в современном обществе. Негативные побочные явления, связанные с деятельностью фирм. Сдвиг в социальных ценностях, изменение в идеологии. Области контроля предпринимательского поведения. Рычаги государственного воздействия на деятельность фирмы в регионе. Региональное планирование. Альтернативные сценарии, ступени приоритетности. Воздействие ограничений. Анализ «поля сил». Влияние на предпринимательскую стратегию и стратегию социальной ответственности. Концепция производственной демократии.

Раздел V. Синтез стратегического планирования и стратегического управления посредством реализации стратегии развития предприятия.

Тема 16. Разработка рыночных стратегий интернационализации.

Цели, стратегические критерии, этапы интернационализации. Глобальный синергизм. Местные условия. Выбор стратегии, распределение полномочий и ответственности. Управленческий потенциал. Воздействие рыночной стратегии на прибыль. Увеличение эффективности деятельности компании: бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процессов (РБП), аутсорсинг.

Тема 17. Реализация стратегии фирмы (предприятия).

Реализация стратегического плана на предприятии. Управление и контроль за реализацией стратегического плана, его корректировка. Оценка экономических показателей стратегического плана. Выбор путей достижения цели, миссии предприятия.

От выполнения долгосрочного плана – к реализации стратегии. Отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана. Условия успешной реализации стратегии. Основные этапы цикла реализации стратегии.

Стратегические изменения. Система стратегических изменений. Ключевые стратегические изменения. Органичность стратегических изменений.

Управление процессом реализации стратегических изменений. Концептуальные подходы. Реализация стратегии и получение информации. Разработка программы конкретных действий. Отличие стратегического планирования от стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.

Тема 18. Управление стратегическими изменениями.

От стратегического планирования к стратегическому управлению. Четыре этапа эволюции. Степень изменчивости – агрессивность - открытость. Диагностика изменчивости условий. Определение агрессивности стратегии фирмы. Многообразие возможностей. Планирование и анализ стратегической позиции. Модель управления изменениями «EASIER» (ИЗИ)

Примерная тематика курсовых работ.

1. Обоснование и выбор миссии предприятия.

2. Определение целей компании с учетом цикличности развития экономических систем.

3. Организация процесса и процедура стратегического планирования на предприятии.

4. Анализ и оценка внешней среды фирмы (SWOT, PEST, многофакторный системный анализ).

5. Анализ ресурсного потенциала фирмы (SNW - подход).

6. Стратегические альтернативы и процесс их выбора в условиях глобальной экономики.

7. Использование методов сценарного анализа стратегической неопределенности при обосновании стратегии развития фирмы.

8. Инструменты позиционирования и прогнозирования, применяемые при стратегическом планировании деятельности компании.

9. Выбор и обоснование стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц).

10. Стратегические, хозяйственные центры, обоснование их функций, структуры и назначения.

11. Преимущества и недостатки базовой модели ВКГ.

12. Обоснование стратегии по моделям Мак Кинзи (GE/Mс Kinsey, 7S).

13. Сфера применения модели Shell/DPM.

14. Преимущества модели ADL/LC и условия ее применения.

15. Содержание модели 7S и ее интерпретации.

16. Целевое использование модели Hofer/Shendel.

17. Оценка бизнес-портфеля фирмы с позиций моделей Хофера/Шендела, ADL/LС.

18. Оценка различных подходов к выбору эталонной стратегии на уровне фирмы (модели: BCG, GE/Mc Kinsey, Shell/DPM, Hofer/Schendel, ADL/LC)

19. Отличительные особенности современного инструментария выбора вариантов стратегии фирмы в условиях кризиса инсоринговых организаций.

20. Аутсорсинг, партнерство и интеграция компаний в современных условиях глобализации бизнес-процессов.

21. Методы совершенствования процессов планирования при современных тенденциях развития компании (реинжиниринг, бенчмаркинг, аутсорсинг)

22. Реализация стратегического плана на уровне бизнес-единиц.

23. Оценка и выбор продуктово-маркетинговой стратегии.

24. Выбор и реализация стратегии диверсификации.

25. Выбор и реализация стратегии интеграции.

26. Стратегия совместного развития конкурентных и предпринимательских видов деятельности.

27. Обоснование стратегий ведения отдельных видов бизнеса и их системы в условиях локальных и глобальных конкурентных преимуществ.

28. Выбор стратегии функциональных подсистем (производственная, финансовая, управления персоналом и др.).

29. Привлекательность стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц) и их оценка при выборе стратегии фирмы.

30. Оценка уровня стратегических капитальных вложений при определении конкурентного статуса фирмы (КСФ).

31. Оценка будущей эффективности действий стратегии при определении КСФ.

32. Оценка потенциала фирмы при реализации глобальной стратегии.

33. Оценка потенциала фирмы при реализации локальной стратегии.

34. Выбор и оценка позиций фирмы в конкуренции.

35. Постановка стратегических задач и их выбор в антикризисном управлении.

36. Управление набором стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц) фирмы.

37. Стратегическая гибкость фирмы и ее оценка.

38. Синергизм фирмы и оценка его уровня.

39. Создание преимуществ стратегического синергизма фирмы.

40. Управление стратегическим набором при множественных ориентирах.

41. Обоснование технологической стратегии бизнеса.

42. Обоснование сценария развития общества и выбор стратегии фирмы.

43. Согласование идей социальной ответственности бизнеса и стратегии фирмы по отношению к обществу.

44. Влияние на предпринимательскую стратегию идей социальной ответственности.

45. Процесс интернационализации и реализация выбранной стратегии.

46. Планирование реализации стратегии и выполнение долгосрочного плана.

47. Управление и контроль за процессом реализации стратегии фирмы.

48. Информационное обеспечение стратегического планирования.

49. Организационная культура в стратегическом планировании.

50. Управление изменениями на базе инновационной стратегии.

51. Управление кругооборотом капитала по модели Андертона.

52. Обоснование обновления производства на основе графиков спроса и технологий.

53. Риски, их выявление и учет в обосновании стратегии фирмы.

54. Анализ стратегических позиций с учетом изменчивости среды фирмы и управление изменениями.

55. Приведение потенциала фирмы в соответствии с изменчивостью ее среды.

56. Обоснование мероприятий по устранению разрыва между стратегией и возможностями фирмы.

57. Планирование и анализ стратегической позиции при применении модели управления изменениями.

3.Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Понятие и значение планирования в рыночной системе, этапы ее развития.

2. Концентрация стратегического планирования: сущность, принципы и функции.

3. Миссия предприятия, ее обоснования.

4. Отличительные черты стратегического планирования.

5. Стратегическое планирование на уровне страны, региона, отрасли и фирмы.

6. Стратегическая сегментация, определение СЗХ и их стратегий.

7. Стратегическое хозяйствование центры (СХЦ), их функции.

8. Жизненные циклы спроса и технологий, их фазы.

9. Параметры СЗХ и порядок из выделения.

10. Анализ внешней среды по важнейшим группам факторов, показатели их характеризующие.

11. Пять функций обследования предприятия, его сильных и слабых сторон.

12. Анализ состояния маркетинга на предприятии.

13. Финансовый (бухгалтерский) учет, его состояние как важнейший фактор внутреннего анализа.

14. Анализ функций производства.

15. Анализ человеческих ресурсов, культуры и образа компаний.

16. Четыре стратегические альтернативы предприятия.

17. Выбор стратегии с учетом международных целей.

18. Характеристика матрицы БКГ.

19. Управление путем ранжирования стратегических задач.

20. Инструментарий стратегического анализа деятельности предприятия.

21. Реакция руководства предприятия на слабые сигналы.

22. Управление в условиях неожиданных событий.

23. Необходимость и порядок оценки привлекательности СЗХ.

24. Оценка уровня стратегических капитальных вложений.

25. Типовые стратегии.

26. Характеристика модели Мак-Кинзи и условия ее применимости.

27. Оценка конкурентного статуса фирмы.

28. Характеристика матрицы Артура Де’Литла.

29. Матрица 7S.

30. Характеристика 4-х матричной модели анализа.

31. Преимущества 4-х матричной модели по сравнению с другими матрицами.

32. Анализ набора СЗХ.

33. Сущность стратегической гибкости и условия применения.

34. Оценка стратегической гибкости.

35. Концепция и закономерности синергизма.

36. Оценка синергизма, синергетический эффект.

37. Синергизм в области НИОКР.

38. Управление набором СЗХ при множественных ориентирах.

39. Обоснование стратегических позиций на основе использования всего комплекса инструментария.

40. Выработка концепции набора СЗХ на перспективу (балансировка набора СЗХ).

41. Выполнение плана и внесение в него изменений.

42. Организационная схема планирования и взаимосвязь видов функциональной деятельности.

43. Изменчивость технологий и функций управления.

44. Инновации, их влияние на технологию.

45. Значение исследования и разработок в стратегии развития предприятия.

46. Относительные размеры инвестиций в НИОРК.

47. Понятие контроллинга на примере НИОКР.

48. Показатели НИОКР, методика определения.

49. Стратегия фирмы по отношению к обществу.

50. Условия и этапы выхода предприятия за рубеж.

51. Глобальный синергизм.

52. Потенциал фирмы в развитии.

53. Конкурентная стратегия, ее зависимость от диагностики внешней и внутренней среды.

54. Анализ стратегических позиций и изменчивость среды.

Примерный перечень вопросов к экзаменам.

Тестовые задания находятся в УМК дисциплины на кафедре, электронный вариант – в библиотеке.

Наши рекомендации