Матрица «привлекательность отрасли – конкурентоспособности» (матрица GeneralElectric (GE) / McKinsey)
Алгоритм построения матрицы:
Шаг №1: определение критериев для оценки конкурентоспособности;
Шаг №2: определение веса (= важность) каждого критерия привлекательности и конкурентоспособности;
Шаг №3: оцениваем каждый сегмент от 1 до 10, где 1 – наименее соответствует утверждению в столбце А, а 10 – максимально соответствует утверждению;
Шаг №4: рассчитываем общий балл конкурентоспособности и привлекательности с учетом важности критерия.
Таблица 15 – Оценка конкурентоспособности
Критерии конкурентоспособности | Вес фактора | Оценка выраженности фактора от 1 до 10 | Итоговая оценка на | Итоговая оценка на | |
100% | LG | Samsung | 7.25 | 5.69 | |
Товар компании имеет уникальное преимущество (уникальные свойства, уникальные технологии, уникальную бизнес-модель) | 2.16 | 0.81 | |||
Товар компании удовлетворяет потребности целевой аудитории от использования товаром | 1.8 | 1.8 | |||
Сила бренда, под которым реализуется товар сопоставима или выше, чем у конкурентов (бренд имеет хороший имидж, высокий уровень знания, лояльность аудитории) | 0.75 | 1.5 | |||
Компания обладает достаточными ресурсами для функционирования на новом рынке (финансовые, трудовые, временные, квалификация) | 0.84 | 0.48 | |||
Компания является гибкой и может быстро адаптироваться к рыночным изменениям | 0.9 | 0.7 |
Продолжение таблицы 15 - Оценка конкурентоспособности
Уровень конкуренции в сегменте низкий (игроки малоактивны, рынок не насыщен и не поделен) | 0.16 | 0.16 | |||
Медленная реакция со стороны конкурентов на деятельность компании | 0.64 | 0.24 |
Шаг №1: определение критериев для оценки конкурентоспособности;
Шаг №2: определяем критерии для оценки привлекательности рынка, на который вы хотите войти или текущего рынка;
Шаг №3: определение веса (= важность) каждого критерия привлекательности и конкурентоспособности;
Шаг №4: оценим сегмент от 1 до 10, где 1 – наименее соответствует утверждению в столбце А, а 10 – максимально соответствует утверждению;
Шаг №5: рассчитаем общий балл конкурентоспособности и привлекательности с учетом важности критерия.
Таблица 16 – Оценка конкурентоспособности
Критерии привлекательности сегмента | Вес фактора | Оценка выраженности фактора от1 до 10 | Итоговая оценка на | Итоговая оценка на | |
100% | LG | Samsung | 8.10 | 4.75 | |
Объем продаж сегмента высокий | 1.2 | 0.96 | |||
Темпы роста сегмента высокие или превышает темпы роста рынка | 0.9 | 0.5 | |||
Кол-во игроков в сегменте незначительно | 0.27 | 0.18 | |||
Инвестиции в рекламу в сегменте отсутствуют или находятся на низком уровне | 0.8 | 0.4 | |||
Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте | 0.5 | 0.45 | |||
Низкий уровень культуры использования продукта (= значит есть возможность роста) | 1.12 | 0.56 | |||
Сила конкурирующих брендов не велика (низкий уровень знания, лояльности, несформированный имидж продукта) | 0.96 | 0.36 | |||
На рынке существуют неудовлетворенные и скрытые потребности | 1.05 | 0.3 |
Продолжение таблицы 16 - Оценка конкурентоспособности
Прогнозируется долгосрочный рост сегмента | 0.8 | 0.64 | |||
Риски влияния факторов (экономических, политических, социальных тенденций) минимальны | 0.5 | 0.4 |
Разместим анализируемые сегменты в матрице согласно количеству набранных баллов:
Таблица 17 – Матрица «привлекательность отрасли – конкурентоспособности»
Привлекательность сегмента | Высокая (8 -10 баллов) | Сегмент №1 LG | ||
Средняя (4 – 7 баллов) | Сегмент №2 Samsung | |||
Низкая (0 – 3 балла) | ||||
Низкая (0- 3 балла) | Средняя (4 – 7 баллов) | Высокая (8-10 баллов) | ||
Конкурентоспособность товара компании в сегменте |
Ячейка №2.
Высокая привлекательность сегмента (LG) – средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте.
Сегмент с высоким потенциалом для компании:
· Все усилия в продвижении (реклама, промо - акции и т.п.) концентрировать на конкурентных преимуществах товара;
· Четко определить источники роста в сегменте (с точки зрения потребителей и конкурентов); выстраивать избирательную четкую стратегию нападения только на тех конкурентов, против которых у компании есть явное преимущество;
· Остерегаться прямой борьбы «лоб в лоб» с лидерами рынка, обладающими высокой конкурентоспособностью.
Ячейка №5.
Средняя привлекательность сегмента (Samsung) – средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте.
Вход в сегмент возможен в случае, если рынок обладает высоким потенциалом в будущем или компания прогнозирует усиление конкурентных преимуществ:
· Детально рассмотреть возможность усиления конкурентных преимуществ;
· Четко определить источники бизнеса в сегменте (у каких конкурентов планируется забирать долю рынка), выстраивать четкую стратегию против них;
· Рекомендуются умеренные инвестиции для постепенного укрепления позиций на рынке;
· Выбирать ограниченные методы продвижения с максимальной отдачей.