Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за

Смену определить среднюю величину выработки, моду, медиану и показатели

Вариации выработки (размах вариации, среднее линейное отклонение,

Среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

Группа рабочих по количеству продукции выработанной за смену одним рабочим, шт. Число рабочих с такой выработкой (по вариантам)
40-50
50-60
60-70
70-80
Свыше 80

Решение:

Задача 2.

По данным о размере заработной платы работников двух

Цехов предприятия определить среднюю заработную плату работников

Предприятия, дисперсии заработной платы (среднюю из групповых,

Межгрупповую и общую).

Цех пред- прия- тия Средняя заработная плата, руб. Дисперсия заработной платы Численность работников, чел. (по вариантам)

Решение:

Средняя заработная плата одного рабочего по двум группам:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Дисперсии:

Средняя из групповых дисперсий равна:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Межгрупповая дисперсия равна:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Применяя правила сложения дисперсий, получим общую дисперсию:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Задача 3.

По данным об урожайности зерновых культур в хозяйстве

Района определить среднюю урожайность пшеницы по хозяйству в базисном

Периоде и отчетном периоде.

Номер вари- анта Номер бригады Базисный период Отчетный период
урожайность, ц /га посевная площадь, га урожайность, ц /га валовой сбор, ц

Решение:

а) среднюю урожайность пшеницы по хозяйству в базисном

периоде Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

б) среднюю урожайность пшеницы по хозяйству в отчетном

периоде Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Задание 4.

По данным о выпуске одноименной продукции предприятием за

Период 1995 –1999гг. для анализа ряда динамики определить ежегодный

Абсолютный и относительный прирост, среднегодовой темпы роста и

Прироста (цепным и базисным способом) и средний уровень ряда.

Таблица 8

Номер варианта Объем выпуска продукции по годам, тыс. шт.
9,3 10,9 11,7 14,3 13,2

Решение:

Для анализа ряда динамики определить для каждого года: цепные и базисные (по отношению к 1995 г.) абсолютные приросты; цепные и базисные темпы роста; цепные и базисные темпы прироста; абсолютные значения одного процента прироста.

Рассчитать: среднюю хронологическую ряда динамики; средний абсолютный прирост; средний темп роста; средний темп прироста; среднее значение одного процента прироста; и средний уровень ряда.

Представить полученные данные в табличной форме, сделать выводы.

1) Важнейшим статистическим показателем анализа динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени. Абсолютный прирост с переменной базой называется скоростью роста.

Абсолютный прирост (цепной):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru ;

Абсолютный прирост (базисный):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru ;

где уi - уровень сравниваемого периода;

уi-1 - уровень предшествующего периода;

у0 - уровень базисного периода.

Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста (снижения).

Темп роста (цепной):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru ,

Темп роста (базисный):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru .

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения.

Темп прироста может быть положительным, отрицательным или равным нулю, выражается он в процентах и долях единицы (коэффициент прироста).

Темп прироста (цепной):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru ,

Темп прироста (базисный):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru .

Темп прироста (сокращения) можно получить и из темпа роста, выраженного в процентах, если из него вычесть 100%.

При анализе динамики развития следует также знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста и прироста. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении (замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, в отдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа роста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значение (содержанием) одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени, %:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Абсолютное значение одного процента прироста равна сотой части предыдущего (или базисного) уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем – одним процентом прироста.

Основные аналитические показатели ряда динамики

Показатели Схема расчета   Годы
 
Уровень ряда, уi     9,3   10,9   11,7   14,3   13,2  
Абсолютный прирост, Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru Базисная - 1,6 2,4 3,9  
Цепная - 1,6 0,8 2,6 0,9  
Темп роста, Тр, % Базисная 117,2 125,8 153,8 141,9  
Цепная 117,2 107,3 122,2 92,3  
Темп прироста, Тпр, % Базисная - 17,2 25,8 53,8 41,9  
Цепная - 17,2 7,3 22,2 -0,7  
Абсолютное значение 1% прироста, А цепная - 0,093 0,109 0,117 0,143  
                 

Проанализировав расчетные значения из таблицы, можем сделать вывод, что по сравнению с 1995 г. в каждом последующем году происходило систематическое увеличение абсолютных приростов производства продукции. Цепные абсолютные приросты показывают, что нарастание происходило неравномерно.

Показатели базисных темпов роста свидетельствуют, что по сравнению с 1995 г. происходило систематическое увеличение производства продукции, достигшего в 1999 г. 141,9% базисного уровня. Цепные темпы роста показывают, что нарастание в основном было равномерным. Темпы прироста подтверждают наши выводы.

2) Средний уровень производства продукции предприятием (средняя хронологическая):

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru тыс.шт.

Средний абсолютный прирост:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru или Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru тыс.шт.

Среднегодовой темп роста:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru или Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru %

Среднегодовой темп прироста:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru %.

Среднее значение одного процента прироста:

Задача 1. По данным о производительности труда рабочих цеха за - student2.ru

Таким образом, производство продукции на данном предприятии в период 1995-1999 гг. увеличивалось за год в среднем на 7,255% (т.е. среднегодовой темп прироста составил 7,255%) или на 4,5 тыс.шт. (т.е. среднегодовой абсолютный прирост составил 4,5 тыс.шт.). Среднее производство продукции в год за данный период составило 12,037 тыс.шт..При этом 1% прироста в среднем равен 0,115 тыс.шт..

Задание 5.

При обследовании 5%-ой партии изделий, отобранных из

Наши рекомендации