Орг-ция з/пл и тарифная с/ма на п/п лх
Оплата тр (ОТ)- с/ма отношений, связ-х с обеспеч-ем, и осущ-ем работодателем ден. выплат раб-кам за их труд З/ПЛ- ден.вознаграждение за тр. в зав-ти от квалиф-ии раб-ка, слож-ти, кол-ва и условий выполн-ой р/ты, выплаты компенс-го и стимул-го хар-ра. Мин.размер опл.тр. (МРОТ)- гарантир-ый федер-м з/ном размер месячн.з/пл за труд неквалиф-го раб-ка, полностью отработав-шего норму времени при вып-ии простых р/т в норм-х усл-х тр. Тарифн.ставка (оклад) – фиксир-ый размер ОТ раб-ка за вып-ие нормы тр. опр-ой сложности в ед.време-ни. Фонд з/пл – общая сумма оплаты всех раб-в п/п.
Основой орг.з/пл служит тарифн.с/мА (ТС), кот.уст-ет диффер-ые нормы ОТ в зав-ти от его квал-ции, интен-ти, тяжести или вредности. ТС- совок-ть нормативн. матер-в, регул-х уро-вень осн.з/пл.Вкл-ет тар.квалиф.справочник (ТКС), тар.сетку, тар.ставку. ТКС содерж.перечень типовых р-т, профес-сий, кот.встреч-ся в лх и соот-щие им квал-ные хар-ки и тар.разряды. Прим-ся ~ 8 извлечений из единого ТКС, р/т и проф-ий раб-х.ТКхар-ки сод-ат должн-ые обяз-ти, перечень вопросов, кот.д/н знать раб-к и треб-ия к квал-ции по разрядам р/ты. Професс.раб-х тариф-ся с 1 по 8 разряд. Высококвал-м раб-м, занятым на важн и ответств-х р/х, м.уст-ся тар.ставки исходя из 9-12 разрядов. Тар.сетка – совок-ть тар.разр-в и тар.коэфф-в, уст-ет соотнош-ия в опл.тр в зав-ти от квал-ии раб-х, опред-ой тар. разрядом. Тар.ставки и оклады опр-ют размер ОТ в ед.врем.(час,день, месяц) для раб-х 1-го разряда. для раб-х след-х разрядов – умнож-ем на коэф-т разряда. Дневные тар.ставки устан-ны для 8-час.раб.дня.МТС-800руб. ЧТС=МТС/163часа.ДТС= ЧТС*8ч. ТС вкл-ет и районное регул-ие з/пл, кот.предст-ет собой коэф-ты допол-ой оплаты раб-в в некот-х р-х страны (15% в Уральском регионе). Размер з/пл опр-ся умн-ем заработка (включая надбавки, доплаты, премии) на соответствующий коэф-т.
Стр-ра и размер лх-х п/п-ий
От них зав-т уровень и эфф-ти лх. Е/и произв-ая стр-ра соот-ет объему произ-ва продукции и явл-ся экономичной, при этом достиг-ся более полное и рац-ое исп-ие земель ЛФ, рес-в, обесп-ся рентаб-ть произ-ва. Стр-ра и размер разл-ся по экон.районам страны и внутри них, что не всегда экон-ки обосн-но. Выделять отдел.виды произ-в в самост. струк-ые подразделения целес-но, когда удельный вес их в общих затратах по лх не <10%. На практике м.б. отклонения. Различия в стр-ре п/п лх отражают разл.уровень специализации и концентр-ции произ-ва или вызваны организ-ми проблемами. Размеры п/п зав-т от уровня инт-ти лх, кот.выраж-ся общим объемом произ-ва на ед.S, наличием осн.фондов, числен-тью раб-х., от прир.и экон.усл-й, площади л/за. При опр-ии оптим.разм-в п/п учит-ся возм-ть рац-го исп-иякомплекса лх/х машин, размер общепроиз-х расходов на ед.стоим-ти р/т. С S л/за связаны V л/восст-ия, охр и защ.леса, затрат на транспорт лес.грузов, капит.стр-во. Кол-во и размер лесн-в опр-ся возм-тью обеспеч-ия руков-ва ими со стор.лх. Оптим-ые разм.д/ны иметь и лесн-ва.(7-8 тысга).От S л/за зав-т удельные капвлож-ия, затраты по содержанию ремонтно-механ-х мастерских, общепроиз-ые расходы, суммарн.транспортные расх. В многолесн.р-х S п/п выше, чем в зоне л/степи, средней полосыН/но достигать эфф-ти управления лх – приближение упр-ия к произ-ву, оптим-ия стр-ры и размеров п/п, образ-ие круп.произв-х л/х-х объед-ий. Допол-ные отрасли (охота, рыбное х-во, пчел-во, сбор лек-в)
2.Краткая характеристика организационно-правовых форм предприятий.По организационно-правовому статусу хозяйствующие субъекты подразделяются на две группы: обладающие правами юридического лица и не обладающие ими. Основная цель коммерческих организаций– извлечение прибыли, некоммерческих–достижение уставных целей функционирования. Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).Полное товарищество характеризуется высоким уровнем доверия участников друг к другу, тк не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключает один из них, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будут нести все участники личным имуществом. Поэтому круг участников полного товарищества ограничен.Товарищество на вере (ТНВ) (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества тем, что наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)– коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО(акционеры)не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рынке, число акционеров и порядок ведения дел.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.В зависимости от вида собственника (государство, государственный орган, муниципальный орган) и вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество унитарные предприятия подразделяются:
–на государственные на праве хозяйственного ведения;
–государственные на праве оперативного управления (казенные предприятия);
– муниципальные.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Некоммерческие организации не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам высших органов управления за выполнение возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в этой работе.
Без права юридического лица в аграрной сфере действуют крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, подсобные и садово-огородные хозяйства граждан.
33.Организационно-правовые формы предприятий в лесном хозяйстве в современных условиях.Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и ее субъектам (республикам, краям, областям, городам федерального значения и т.п.).Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.Объекты государственной и муниципальной собственности закрепляются за юридическими лицами (унитарными предприятиями и учреждениями) во владение, пользование и распоряжение.Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью – договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительный документ – устав.
Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акции – принципиальная особенность этой формы предпринимательства, ибо только АО разрешено выпускать ценные бумаги. Номинальная стоимость всех выпущенных АО акций не должна превышать размер уставного капитала. Законодательством России предусмотрен выпуск только именных акций, то есть держатели акций регистрируются в специальном реестре.
Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рынке, число акционеров и порядок ведения дел.Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Создание и деятельность унитарных предприятий регулируются кроме ГК РФ Законом РФ «Об унитарных предприятиях» (2002). Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.
К федеральным гос. предприятиям относятся научно-производственные учебно опытные л-х и др. Предприятия они создаются по решению уполнамоченного федерального гос. Органа или органа субьекта РФ.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества во всех случаях.
32.Зарубежный опыт планирования лесного хозяйства. В отдельных промышленно развитых странах, на характер планов лесоуправления, методологический подход к их формированию и динамику развития последнего с учетом изменений в структуре спроса на ресурсы и услуги леса.
Такая постановка обзора зарубежного опыта важна именно для данного этапа вхождения России в рыночные отношения, поскольку на государственном уровне еще не преодолена «аллергия» первых реформаторов крайнего либерального толка к планированию в условиях рыночной экономики. Не случайно на протяжении последнего десятилетия, как ранее отмечалось, так и не было выработано стратегического программного подхода к реформированию основных секторов национальной экономики, в том числе и лесного.
Обзор обсуждаемой проблемы начинается с США потому, что первые реформаторы России взяли эту страну за образец, используя американских советников. Но при этом они упустили то немаловажное явление, что в этой стране большое внимание уделяется стратегическому планированию в лесном секторе, для которого примат общественного мнения стал примером и для других стран. Вместе с тем США - крупнейший в мире производитель и потребитель основных лесных продуктов. Но эта страна прошла сложный и весьма драматичный путь освоения своих лесов, который отразился на коренном изменении общественного отношения к ним, особенно в последней трети XX века.
За последние 20 лет изменился и характер планов и методы их составления. Во-первых, сама лесная политика переросла в общественную политику, т.е. в отношении общественности к лесам, целям и способам их использования и в первую очередь в общественных, а отнюдь не в частных интересах. Поэтому, во-вторых, изменился и характер планов: «... проблемы национального лесного планирования – это больше, чем технические проблемы. Многие из них - это проблемы социальные, экономические и политические».
Для США определились три уровня планирования: федеральный,региональный (штаты) и местный (районный).
Комитет ученых, назначенный секретарем по сельскому хозяйству, разработал проект правил планирования, который был опубликован 31 августа 1978 г. в соответствующем федеральном реестре. С учетом общественного мнения эти правила были пересмотрены и еще раз опубликованы 4 мая 1979 г. для общего (открытого) обозрения.
Верхний, т.е. федеральный уровень лесного планирования — «национальные планы-носят программный характер» с оценкой ситуации с лесами, их ресурсами с учетом спроса их на долгосрочную перспективу, что было показано на примере приведенного обзора ранее составленных прогнозов.
Затем, на уровне штатов, лесное планирование «отражает федеральную структуру за исключением того, что масштабы поменьше и целя соответствующих законных органов власти, управляющих лесными землями штатов, различаются». Планирование на уровне штатов, как и федеральное планирование, имеет дело с конкурирующими между собою интересами». При этом и требования аналогичны, включая интегрированный подход, «конструктивный цивилизованный диалог между группами с противоположными интересами», решать все возникающие проблемы способами, понятными людям». Отмечается, что «пока еще ни одна из попыток лесного планирования на уровне штатов не была идеально успешной в решении этих проблем
41.Бизнес-план, его состав, структура и содержание.Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.
Таким образом, значение бизнес-планирования резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий, акционерных обществ и заканчивая представителями малого бизнеса, необходимо знать иуметь составлять бизнес-план.
Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой.
Бизнес-план – это документ, который дает описание основных аспектов будущего проекта, анализирует все риски, с которыми предприниматель может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает, в конечном счете, на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Несмотря на это структура бизнес-плана,достаточно стандартна, и содержит ряд обязательных разделов.Например, оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана – необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы.
Первый этап в работе над характеристикой сбыта товара – оценка потенциальнойемкости рынка, т.е. общей стоимости Ваших товаров, которые покупатели того или иного региона могут купить. Величина эта зависит от многих факторов: социальных, национальных, культурных, климатических, а главное – экономических, в том числе от уровня дохода потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции и др.
Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, и, следовательно, той доли рынка, которую Вы надеетесь захватить, то есть прогноз объемов продаж. Соответственно, оценивается и максимально возможная сумма реализации. Главное при этом – рассчитать, как объем продаж способен измениться от квартала к кварталу, от года к году.
Когда речь идет о мелком бизнесе, дорогостоящее прогнозирование просто нереально, да и вполне можно ограничиться прикидками, опирающимися на знания специалистов–консультантов и собственный профессиональный опыт.
Важнейший момент на этом этапе – прогноз цены, по которой покупатели будут согласны устойчиво приобретать Вашу продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов или же отказываясь от покупки такого рода продукции вообще. Естественно, при этом Вы соберете и информацию о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. Эта информация направлена на то, чтобы инвестор мог оценить полноту вашего представления о рыночной конъюнктуре и, продуманность проекта.
В 3-ем разделе нужно сообщить потенциальным партнерам, инвесторам и кредиторам все, что известно о конкуренции на рынке, куда должна поступить Ваша продукция. Конкретно необходимо ответить на следующие вопросы:
–кто является крупнейшими производителями данного товара?
–как обстоят их дела: с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом?
–много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих Изделий?
–что собой представляет их продукция–основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?
–каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы, в общих чертах, их ценовая политика?
Отвечая на эти вопросы, важно удержаться от самой грубой ошибки при составлении бизнес-плана – лакировки действительности.
В четвертом разделеосновной части бизнес-плана предстоит продумать и объяснить потенциальным партнерам, кредиторам и инвесторам основные элементы плана маркетинга. Этот план представляет собой самостоятельный чрезвычайно важный документ для внутрифирменного пользования.
45.Понятие риска и потери от риска.Потери от риска, возможные при осуществлении предпринимательской деятельности, подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Материальные потери проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях материальных ресурсов (продукции, сырья, топлива и смазочных материалов, энергии и др.).Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, то есть в физических единицах массы, объема или в штуках. Чтобы определить общую величину материальных потерь, производят их исчисление в стоимостном выражении, для чего величину потерь в физическом измерении умножают на цену единицы соответствующего ресурса.
Трудовые потерипредставляют собой потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. К ним следует отнести, например, затраты труда трактористов-машинистов на проведение дополнительных работ (не предусмотренных технологической картой), простой рабочих-строителей в связи с несвоевременным подвозом строительных материалов и т. д.
Трудовые потери выражают в человеко-часах или человеко-днях. Перевод трудовых потерь в стоимостное выражение осуществляется умножением числа человеко-часов (дней) на стоимость (цену) одного часа (дня) рабочего времени.
Финансовые потери возникают в случае прямого денежного ущерба, связанного с необходимостью осуществления не предусмотренных проектом платежей, уплатой дополнительных налогов, штрафов и т.п. Они проявляются также в неполучении или недополучении денег из тех источников, откуда их предполагалось получить, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения по непредвиденным причинам цен на реализуемую продукцию и др.
Потери времени имеют место в тех случаях, когда процесс предпринимательской деятельности происходит медленнее, чем было намечено. Это приводит в конечном итоге к недополучению готовой продукции и соответствующих доходов, на которые он рассчитывал. Оценку таких потерь осуществляют в часах, неделях, месяцах задержки получения намеченного результата. Для оценки их величины в стоимостном выражении необходимо установить, к каким потерям дохода способны привести случайные потери времени.Специальные виды потерь в предпринимательстве проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей (в результате травматизма из-за несоблюдения техники безопасности и т. д.), окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических факторов. Нередко специальные виды потерь трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.При проведении комплексного анализа потерь, возможных при осуществлении конкретного вида предпринимательской деятельности, необходимо не только установить все источники риска, но и выявить, какие из них превалируют. Внимание следует сосредоточить в первую очередь на самом опасном по величине и вероятности возникновения виде потерь. Мелкие, второстепенные потери могут быть исключены при количественной оценке уровня риска.
46.Риски и их цена(влияние риска на цену капитала).В условиях неопределенности предприниматель проявляет готовность идти на риск, поскольку наряду с риском потерь существует возможность получения дополнительных доходов. Можно выбрать решения, менее рискованные, но при этом будет меньше и получаемая прибыль.
Нулевой риск обеспечивает самый низкий доход. Получение более высокого дохода всегда связано с более высоким риском. При самом высоком риске прибыль имеет наибольшее значение.
В связи с этим, инвесторы определяют доходность своих вкладов с учетом уровня финансового риска, присущего определенному типу проекта.
Для получения максимально возможной прибыли предприниматель должен осознанно принять рисковое решение. Его задача в этой ситуации не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым ясно очерченным гарантированным результатом. Гарантий в предпринимательстве никто не дает, даже страхование способно только ослабить, но не снять риск полностью. Более того, стремясь избежать риска, можно оказаться вне дел. Отсюда важнейшее правило поведения предпринимателя: не уходить от неизбежного риска, а стараться предвидеть его, уметь оценивать его уровень, допустимые пределы.
В Гражданском кодексе РФ подчеркивается, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами на свой риск и под свою имущественную ответственность, государство не несет ответственности за результаты их хозяйственной деятельности.
Фактор риска – стимул для предпринимателя к осуществлению жесткого режима экономии. Он вынуждает тщательно анализировать рентабельность проектов, нанимать квалифицированных специалистов.
47.Классификация рисков по сфере возникновения и их источники. Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. Предпринимательские формирования сталкиваются с риском при решении как текущих, так и перспективных задач. Существуют риски, действию которых подвержены все без исключения виды предпринимательской деятельности. Но вместе с тем имеют место специфические риски, характерные лишь для определенных ее видов (риски в производственном предпринимательстве отличаются от коммерческих и т. д.).
По сфере возникновения предпринимательские риски принято подразделять на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет, например, о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, неустойчивости политического режима в стране деятельности, потерях предпринимателей в результате войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и др. Предприниматель не может оказывать на них какое-либо влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Источник внутренних рисков – сама предпринимательская деятельность. Они возникают в случаях неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, внутрифирменных злоупотреблений. К их числу относятся, например, кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем сотрудников.
По степени правомерности могут быть выделены оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности различна. Так, в сфере научно-технического прогресса допустимая вероятность получения отрицательного результата на стадиях фундаментальных исследований составляет 5-10 %, прикладных научных разработок 80-90 %, проектно-конструкторских разработок 90-95 %. Очевидно, что данная сфера предпринимательства характеризуется высоким уровнем риска. Вместе с тем имеются отрасли, в которых риск не допустим (например, атомная энергетика).
По однозначности действия фактора риска все риски подразделяют на чистый (статистический) и спекулятивный (динамический).
Особенность чистых рисков в том, что они практически всегда приводят к потерям. Потери от этих рисков могут возникать по следующим причинам:
– в результате негативного действия на активы предпринимательской организации стихийных бедствий;
–из-за чьих-либо преступных действий;
–как результат неблагоприятного для предпринимательской организации изменения законодательства (в связи с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);
–вследствие смерти или недееспособности ключевых работников организации либо ее основного собственника(что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров и с проблемами передачи прав собственности).
Спекулятивный (динамический) риск в зависимости от ситуации несет либо потери, либо выигрыш. Значительная часть деловых решений носит спекулятивный характер, например при осуществлении биржевых операций.
По источнику возникновения различают риски: хозяйственные; связанные с личностью человека; обусловленные природными факторами. Преобладающая часть сельскохозяйственных рисков, особенно при производстве продукции растениеводства, обусловлена природными факторами, однако есть риски и хозяйственные, и связанные с личностью человека. Риск, связанный с личностным фактором, возникает из-за того, что предприниматели обладают различными уровнями знаний, навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности, требованиями к уровню рискованности сделок.
По причине возникновения риски классифицируют как следствие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. Большая часть рисков, возникающих, например, при реализации сельскохозяйственной продукции, материально-техническом обеспечении и производственном обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей, следствие неопределенности будущего, но значительная их часть связана и с непредсказуемостью поведения партнеров по бизнесу.
С точки зрения длительности действия предпринимательские риски могут быть кратковременными и постоянными. К кратковременным относят риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например транспортный риск (когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза) или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным относят риски, которые присущи предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.
Выделяют риски по этапу проявления в процессе осуществления предпринимательской идеи (на стадиях разработки, производства, реализации товара и др.) и по несущей стороне, то есть по тому, какая сторона в сделке принимает на себя данный риск (заказчик, исполнитель и т. д.).
По возможности снижения выделяют риск систематический (неснижаемый, недифференцируемый, недиверсифицированный) и несистематический (снижаемый, дифференцируемый, диверсифицированный). Это разделение рисков используется прежде всего для анализа рискованности инвестиций в ценные бумаги. В свою очередь неснижаемый риск можно подразделить на компенсируемый (его нельзя снизить, но можно скомпенсировать с помощью ряда мер, например путем повышения цены дисконта на определенное число процентных пунктов) и некомпенсируемый.
Предпринимательские риски можно подразделить также в соответствии с возможностью страхования на страхуемые и нестрахуемые.
К рискам, которые целесообразно страховать, относят вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий, автомобильных аварий, порчи или уничтожения продукции при транспортировке, ошибок сотрудников организации, передачи сотрудниками организации коммерческой информации конкурентам, невыполнения обязательств субподрядчиками, приостановки деловой активности организации, возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником организации.
Существует группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска – потенциальный источник дохода предпринимателя. Если потери в результате страхуемого риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств организации. Основные внутренние источники покрытия такого риска – собственный капитал организации и специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть и внешние источники покрытия вероятных потерь (например, в ряде случаев за дочерние организации отвечает материнская).
Наиболее важные виды предпринимательского риска – производственный, коммерческий, имущественный, операционный и финансовый. Все они относятся к категории чистых рисков.
Производственный риск – это риск, связанный с производством и реализацией товаров (продукции, работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности. Большая часть рисков, возникающих в предпринимательстве, относятся к производственным.
Имущественный риск связан с вероятностью потерь имущества хозяйствующего субъекта вследствие производственных аварий, халатности, кражи, вымогательства, диверсии и по другим аналогичным причинам.
Операционный риск объединяет транспортный, торговый, организационный и информационный риски.
Транспортный риск возникает при перевозке грузов любым транспортом; он бывает двух видов: карго (нанесение ущерба грузу) и каско (нанесение ущерба транспортному средству).
Торговый риск связан с убытками по причине задержки платежей, отказа от них, непоставки или недопоставки товара.
Организационный риск возникает при потерях вследствие неэффективного ведения дел, ошибок в подборе кадров, недостаточной компетентности сотрудников или злоупотребления ими своим служебным положением.
Информационный риск приводит к убыткам из-за утечки коммерческой информации, отсутствия или неточности потребляемой информации. К факторам информационного риска принято относить использование средств связи, особенно компьютерных сетей.
Финансовый риск возникает при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. Этот вид риска также присущ сельскохозяйственному предпринимательству. Наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска (прежде всего коммерческого), при оценке величины и вероятности финансового риска учитывают такие специфические факторы, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, изменение курса ценных бумаг, денег, валюты, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия части финансовых ресурсов в процессе предпринимательской деятельности. Так, неплатежеспособность одного или нескольких участников бизнес-операции, задержка платежей на срок, превышающий нормативный, приводят к снижению дохода других участников, потери которых могут стать критическими.
48.Уровни, показатели и критерии риска.В предпринимательской деятельности в зависимости от величины вероятных потерь выделяют несколько зон (ступеней, уровней) риска (рис. 2).
Область, в которой потери не ожидаются, называют безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери (превышение прибыли).
Под зоной допустимого риска понимают область, в пределах которой потери имеются, но они меньше ожидаемой прибыли, то есть данный вид предпринимательской деятельности сохраняет экономическую целесообразность. В этом случае предприниматель рискует не получить прибыль или получить ее лишь частично, однако издержки производства и обращения он полностью возмещает. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному общей сумме расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
Следующую, более опасную область называют зоной критического риска. Она характеризуется возможностью потерь, которые превышают величину ожидаемой прибыли, вплоть до всей суммы расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. Иначе говоря, в этом случае может быть потеряна вся намеченная прибыль и сверх того приходится возмещать произведенные затраты за свой счет.
Еще более опасной является зонакатастрофического риска. Она представляет собой область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной и даже превышающей имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества, поэтому его вероятность должна быть предельно низкой, близкой к нулю, иначе не стоит начинать дело.
Поскольку риск определяется как опасность потери ресурсов или доходов, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь, измеряемых в материальном или денежном выражении.
49.Виды анализа рисков и методы оценки их размера.Вид<