Орг-ция з/пл и тарифная с/ма на п/п лх

Оплата тр (ОТ)- с/ма отношений, связ-х с обеспеч-ем, и осущ-ем работодателем ден. выплат раб-кам за их труд З/ПЛ- ден.вознаграждение за тр. в зав-ти от квалиф-ии раб-ка, слож-ти, кол-ва и условий выполн-ой р/ты, выплаты компенс-го и стимул-го хар-ра. Мин.размер опл.тр. (МРОТ)- гарантир-ый федер-м з/ном размер месячн.з/пл за труд неквалиф-го раб-ка, полностью отработав-шего норму времени при вып-ии простых р/т в норм-х усл-х тр. Тарифн.ставка (оклад) – фиксир-ый размер ОТ раб-ка за вып-ие нормы тр. опр-ой сложности в ед.време-ни. Фонд з/пл – общая сумма оплаты всех раб-в п/п.

Основой орг.з/пл служит тарифн.с/мА (ТС), кот.уст-ет диффер-ые нормы ОТ в зав-ти от его квал-ции, интен-ти, тяжести или вредности. ТС- совок-ть нормативн. матер-в, регул-х уро-вень осн.з/пл.Вкл-ет тар.квалиф.справочник (ТКС), тар.сетку, тар.ставку. ТКС содерж.перечень типовых р-т, профес-сий, кот.встреч-ся в лх и соот-щие им квал-ные хар-ки и тар.разряды. Прим-ся ~ 8 извлечений из единого ТКС, р/т и проф-ий раб-х.ТКхар-ки сод-ат должн-ые обяз-ти, перечень вопросов, кот.д/н знать раб-к и треб-ия к квал-ции по разрядам р/ты. Професс.раб-х тариф-ся с 1 по 8 разряд. Высококвал-м раб-м, занятым на важн и ответств-х р/х, м.уст-ся тар.ставки исходя из 9-12 разрядов. Тар.сетка – совок-ть тар.разр-в и тар.коэфф-в, уст-ет соотнош-ия в опл.тр в зав-ти от квал-ии раб-х, опред-ой тар. разрядом. Тар.ставки и оклады опр-ют размер ОТ в ед.врем.(час,день, месяц) для раб-х 1-го разряда. для раб-х след-х разрядов – умнож-ем на коэф-т разряда. Дневные тар.ставки устан-ны для 8-час.раб.дня.МТС-800руб. ЧТС=МТС/163часа.ДТС= ЧТС*8ч. ТС вкл-ет и районное регул-ие з/пл, кот.предст-ет собой коэф-ты допол-ой оплаты раб-в в некот-х р-х страны (15% в Уральском регионе). Размер з/пл опр-ся умн-ем заработка (включая надбавки, доплаты, премии) на соответствующий коэф-т.

Стр-ра и размер лх-х п/п-ий

От них зав-т уровень и эфф-ти лх. Е/и произв-ая стр-ра соот-ет объему произ-ва продукции и явл-ся экономичной, при этом достиг-ся более полное и рац-ое исп-ие земель ЛФ, рес-в, обесп-ся рентаб-ть произ-ва. Стр-ра и размер разл-ся по экон.районам страны и внутри них, что не всегда экон-ки обосн-но. Выделять отдел.виды произ-в в самост. струк-ые подразделения целес-но, когда удельный вес их в общих затратах по лх не <10%. На практике м.б. отклонения. Различия в стр-ре п/п лх отражают разл.уровень специализации и концентр-ции произ-ва или вызваны организ-ми проблемами. Размеры п/п зав-т от уровня инт-ти лх, кот.выраж-ся общим объемом произ-ва на ед.S, наличием осн.фондов, числен-тью раб-х., от прир.и экон.усл-й, площади л/за. При опр-ии оптим.разм-в п/п учит-ся возм-ть рац-го исп-иякомплекса лх/х машин, размер общепроиз-х расходов на ед.стоим-ти р/т. С S л/за связаны V л/восст-ия, охр и защ.леса, затрат на транспорт лес.грузов, капит.стр-во. Кол-во и размер лесн-в опр-ся возм-тью обеспеч-ия руков-ва ими со стор.лх. Оптим-ые разм.д/ны иметь и лесн-ва.(7-8 тысга).От S л/за зав-т удельные капвлож-ия, затраты по содержанию ремонтно-механ-х мастерских, общепроиз-ые расходы, суммарн.транспортные расх. В многолесн.р-х S п/п выше, чем в зоне л/степи, средней полосыН/но достигать эфф-ти управления лх – приближение упр-ия к произ-ву, оптим-ия стр-ры и размеров п/п, образ-ие круп.произв-х л/х-х объед-ий. Допол-ные отрасли (охота, рыбное х-во, пчел-во, сбор лек-в)

2.Краткая характеристика организационно-правовых форм предприятий.По организационно-правовому статусу хозяйствующие субъек­ты подразделяются на две группы: обла­дающие правами юридического лица и не обладающие ими. Основная цель коммерческих организаций– извлечение при­были, некоммерческих–достижение уставных целей функцио­нирования. Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяй­ственных товариществ и обществ, производственных кооперати­вов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учре­дителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имуще­ство, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме пол­ного товарищества и товарищества на вере (коммандитного това­рищества).Полное товарищество характеризуется высоким уровнем дове­рия участников друг к другу, тк не исключена ситуация, ког­да сделку от имени товарищества заключает один из них, а имуще­ственную ответственность по ней (при недостатке имущества то­варищества) будут нести все участники личным имуществом. По­этому круг участников полного товарищества ограничен.Товарищество на вере (ТНВ) (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества тем, что наряду с участниками, осуще­ствляющими от имени товарищества предпринимательскую дея­тельность и отвечающими по его обязательствам своим имуще­ством (полными товарищами), имеются один или несколько участ­ников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убыт­ков только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности това­рищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)– коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, ус­тавный капитал которой разделен на доли определенных учреди­тельными документами размеров.Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капи­тал которого разделен на определенное число акций; участники АО(акционеры)не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рын­ке, число акционеров и порядок ведения дел.

Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество, находящееся в государ­ственной собственности, может принадлежать унитарному пред­приятию на праве хозяйственного ведения или оперативного уп­равления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.В зависимости от вида собственника (государство, государ­ственный орган, муниципальный орган) и вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имуще­ство унитарные предприятия подразделяются:

–на государственные на праве хозяйственного ведения;

–государственные на праве оперативного управления (казенные предприятия);

– муниципальные.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с це­лью удовлетворения материальных и иных потребностей участни­ков, осуществляемое путем объединения его членами имуще­ственных паевых взносов.

Некоммерческие организации не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам высших органов управления за выполне­ние возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в этой работе.

Без права юридического лица в аграрной сфере действуют кре­стьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприни­матели, подсобные и садово-огородные хозяйства граждан.

33.Организационно-правовые формы предприятий в лесном хозяйстве в современных условиях.Государственная собственность – это имущество, принадлежа­щее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и ее субъектам (республикам, краям, областям, го­родам федерального значения и т.п.).Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образо­ваниям, является муниципальной собственностью.Объекты государственной и муниципальной собственности закрепляются за юридическими лицами (унитарными предпри­ятиями и учреждениями) во владение, пользование и распоря­жение.Коммерческие организации могут создаваться в формах хозяй­ственных товариществ и обществ, производственных кооперати­вов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учре­дителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имуще­ство, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) этих форм организаций имеют лишь обязательственные права в отношении юридического лица, но не имеют вещественных прав на его имущество.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, ус­тавный капитал которой разделен на доли определенных учреди­тельными документами размеров.

Учредительные документы общества с ограниченной ответ­ственностью – договор, подписанный его учредителями, и утвер­жденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительный документ – устав.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капи­тал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акции – принципиальная особенность этой формы предпри­нимательства, ибо только АО разрешено вы­пускать ценные бумаги. Номинальная стоимость всех выпущен­ных АО акций не должна превышать размер уставного капитала. Законодательством России предусмотрен вы­пуск только именных акций, то есть держатели акций регистриру­ются в специальном реестре.

Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Их отличают следующие принципиальные моменты: способы размещения акций, процедура их переуступки па вторичном рын­ке, число акционеров и порядок ведения дел.Производственным кооперативом (артелью) признается добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, осно­ванной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Создание и деятельность унитарных предприятий регулируются кроме ГК РФ Законом РФ «Об унитар­ных предприятиях» (2002). Имущество, находящееся в государ­ственной собственности, может принадлежать унитарному пред­приятию на праве хозяйственного ведения или оперативного уп­равления, в муниципальной – только на праве хозяйственного ведения.

К федеральным гос. предприятиям относятся научно-производственные учебно опытные л-х и др. Предприятия они создаются по решению уполнамоченного федерального гос. Органа или органа субьекта РФ.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанно­го на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответ­ственность по обязательствам этого предприятия при недостаточ­ности его имущества во всех случаях.

32.Зарубежный опыт планирования лесного хозяйства. В отдельных промышленно развитых странах, на характер планов лесоуправления, методологический подход к их формированию и динамику развития последнего с учетом изменений в структуре спроса на ресурсы и услуги леса.

Такая постановка обзора зарубежного опыта важна именно для дан­ного этапа вхождения России в рыночные отношения, поскольку на госу­дарственном уровне еще не преодолена «аллергия» первых реформаторов крайнего либерального толка к планированию в условиях рыночной эконо­мики. Не случайно на протяжении последнего десятилетия, как ранее от­мечалось, так и не было выработано стратегического программного подхо­да к реформированию основных секторов национальной экономики, в том числе и лесного.

Обзор обсуждаемой проблемы начинается с США потому, что первые реформаторы России взяли эту страну за образец, используя американских советников. Но при этом они упустили то немаловажное явление, что в этой стране большое внимание уделяется стратегическому планированию в лес­ном секторе, для которого примат общественного мнения стал примером и для других стран. Вместе с тем США - крупнейший в мире производитель и потребитель основных лесных продуктов. Но эта страна прошла слож­ный и весьма драматичный путь освоения своих лесов, который отразился на коренном изменении общественного отношения к ним, особенно в по­следней трети XX века.

За последние 20 лет изменился и характер планов и методы их со­ставления. Во-первых, сама лесная политика переросла в общественную политику, т.е. в отношении общественности к лесам, целям и способам их использования и в первую очередь в общественных, а отнюдь не в частных интересах. Поэтому, во-вторых, изменился и характер планов: «... пробле­мы национального лесного планирования – это больше, чем техниче­ские проблемы. Многие из них - это проблемы социальные, экономи­ческие и политические».

Для США определились три уровня планирования: федеральный,региональный (штаты) и местный (районный).

Комитет ученых, назначенный секретарем по сельскому хозяйству, разработал проект правил планирования, который был опубликован 31 ав­густа 1978 г. в соответствующем федеральном реестре. С учетом обще­ственного мнения эти правила были пересмотрены и еще раз опубликованы 4 мая 1979 г. для общего (открытого) обозрения.

Верхний, т.е. федеральный уровень лесного планирования — «национальные планы-носят программный характер» с оценкой ситуации с лесами, их ресурсами с учетом спроса их на долгосрочную перспективу, что было показано на примере приведенного обзора ранее составленных прогнозов.

Затем, на уровне штатов, лесное планирование «отражает федераль­ную структуру за исключением того, что масштабы поменьше и целя со­ответствующих законных органов власти, управляющих лесными землями штатов, различаются». Планирование на уровне штатов, как и федеральное планирование, имеет дело с конкурирующими между собою интересами». При этом и требования аналогичны, включая интегрированный подход, «конструктивный цивилизованный диалог между группами с противо­положными интересами», решать все возникающие проблемы способами, понятными людям». Отмечается, что «пока еще ни одна из попыток лесно­го планирования на уровне штатов не была идеально успешной в решении этих проблем

41.Бизнес-план, его состав, структура и содержание.Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Таким образом, значение бизнес-планирования резко воз­росло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий, акционер­ных обществ и заканчивая представителями малого бизнеса, необходимо знать иуметь составлять бизнес-план.

Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьез­ный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой.

Бизнес-план – это документ, который дает описание ос­новных аспектов будущего проекта, анализирует все риски, с которыми предприниматель может столкнуться, определяет способы реше­ния этих проблем и отвечает, в конечном счете, на вопрос: «Сто­ит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составле­ния. Несмотря на это структура бизнес-плана,достаточно стандартна, и содержит ряд обязательных разделов.Например, оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана – необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рас­сматривать потенциальные инвесторы.

Первый этап в работе над характеристикой сбыта товара – оценка потенциальнойемкости рынка, т.е. общей стоимости Ваших товаров, которые покупатели того или иного региона могут купить. Величина эта зависит от многих факторов: социальных, национальных, культурных, климатических, а главное – экономических, в том числе от уровня дохода потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции и др.

Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, и, следовательно, той доли рынка, которую Вы надеетесь захватить, то есть прогноз объемов продаж. Соответственно, оценивается и максимально возможная сумма реализации. Главное при этом – рассчитать, как объем продаж способен измениться от квартала к кварталу, от года к году.

Когда речь идет о мелком бизнесе, дорогостоящее прогнозирование просто нереально, да и вполне можно ограничиться прикидками, опирающимися на знания специалистов–консультантов и собственный профессиональный опыт.

Важнейший момент на этом этапе – прогноз цены, по которой покупатели будут согласны устойчиво приобретать Вашу продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов или же отказываясь от покупки такого рода продукции вообще. Естественно, при этом Вы соберете и информацию о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. Эта информация направлена на то, чтобы инвестор мог оценить полноту вашего представления о рыночной конъюнктуре и, продуманность проекта.

В 3-ем разделе нужно сообщить потенциальным партнерам, инвесторам и кредиторам все, что известно о конкуренции на рынке, куда должна поступить Ваша продукция. Конкретно необходимо ответить на следующие вопросы:

–кто является крупнейшими производителями данного товара?

–как обстоят их дела: с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом?

–много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих Изделий?

–что собой представляет их продукция–основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

–каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы, в общих чертах, их ценовая политика?

Отвечая на эти вопросы, важно удержаться от самой грубой ошибки при составлении бизнес-плана – лакировки действительности.

В четвертом разделеосновной части бизнес-плана предстоит продумать и объяснить потенциальным партнерам, кредиторам и инвесторам основные элементы плана маркетинга. Этот план представляет собой самостоятельный чрезвычайно важный документ для внутрифирменного пользования.

45.Понятие риска и потери от риска.Потери от риска, возможные при осуществлении предприни­мательской деятельности, подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери проявляются в непредусмотренных предпринима­тельским проектом дополнительных затратах или прямых потерях материальных ресурсов (продукции, сы­рья, топлива и смазочных материалов, энергии и др.).Материальные потери измеряются в тех же единицах, в кото­рых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, то есть в физических единицах массы, объема или в штуках. Чтобы определить общую величину материальных потерь, производят их исчисление в стоимостном выражении, для чего величину потерь в физическом измерении умножают на цену единицы соответствующего ресурса.

Трудовые потерипредставляют собой потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. К ним следует отнести, на­пример, затраты труда трактористов-машинистов на проведение дополнительных работ (не предусмотрен­ных технологической картой), простой рабочих-строите­лей в связи с несвоевременным подво­зом строительных материалов и т. д.

Трудовые потери выражают в человеко-часах или человеко-днях. Перевод трудовых потерь в стоимостное выражение осуще­ствляется умножением числа человеко-часов (дней) на стоимость (цену) одного часа (дня) рабочего времени.

Финансовые потери возникают в случае прямого денежного ущерба, связанного с необходимостью осуществления не преду­смотренных проектом платежей, уплатой дополнительных налогов, штрафов и т.п. Они проявляются также в неполучении или недо­получении денег из тех источников, откуда их предполагалось по­лучить, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставлен­ной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения по непредвиденным причинам цен на реа­лизуемую продукцию и др.

Потери времени имеют место в тех случаях, когда процесс предпринимательской деятельности происходит медленнее, чем было намечено. Это приводит в конечном итоге к недополу­чению готовой продукции и соответствующих доходов, на кото­рые он рассчитывал. Оценку таких потерь осуществляют в часах, неделях, месяцах задержки получения намеченного результата. Для оценки их величины в стоимостном выражении необходимо установить, к каким потерям дохода способны привести случай­ные потери времени.Специальные виды потерь в предприни­мательстве проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей (в результате травматизма из-за несоблюдения тех­ники безопасности и т. д.), окружающей среде, престижу пред­принимателя, а также вследствие других неблагоприятных соци­альных и морально-психологических факторов. Нередко специ­альные виды потерь трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.При проведении комплексного анализа потерь, возможных при осуществлении конкретного вида предпринимательской дея­тельности, необходимо не только установить все источники риска, но и выявить, какие из них превалируют. Внима­ние следует сосредоточить в первую очередь на самом опасном по величине и ве­роятности возникновения виде потерь. Мелкие, второстепенные потери могут быть исключены при количественной оценке уровня риска.

46.Риски и их цена(влияние риска на цену капитала).В условиях неопределенности предприниматель проявляет го­товность идти на риск, поскольку наряду с риском потерь суще­ствует возможность получения дополнительных доходов. Можно выбрать решения, менее рискованные, но при этом будет меньше и получаемая прибыль.

Нулевой риск обеспечивает самый низкий доход. По­лучение более высокого дохода всегда связано с более высоким риском. При самом высоком риске прибыль имеет наи­большее значение.

В связи с этим, инвесторы определяют доходность своих вкладов с учетом уровня финансового риска, присущего определенному типу проекта.

Для получения максимально возможной прибыли предприниматель дол­жен осознанно принять рисковое решение. Его задача в этой си­туации не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым ясно очерченным гарантированным результатом. Гарантий в предпри­нимательстве никто не дает, даже страхование способно только ослабить, но не снять риск полностью. Более того, стремясь из­бежать риска, можно оказаться вне дел. Отсюда важнейшее пра­вило поведения предпринимателя: не уходить от неизбежного риска, а стараться предвидеть его, уметь оценивать его уровень, допустимые пределы.

В Гражданском кодексе РФ подчеркивается, что предприни­мательская деятельность осуществляется гражданами и юридиче­скими лицами на свой риск и под свою имущественную ответст­венность, государство не несет ответственности за результаты их хозяйственной деятельности.

Фактор риска – стимул для предпринимателя к осуществле­нию жесткого режима экономии. Он вынуждает тщательно ана­лизировать рентабельность проектов, нанимать квалифицирован­ных специалистов.

47.Классификация рисков по сфере возникновения и их источники. Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. Предпринимательские формиро­вания сталкиваются с риском при решении как текущих, так и пер­спективных задач. Существуют риски, действию которых подверже­ны все без исключения виды предпринимательской деятельности. Но вместе с тем имеют место специфические риски, характерные лишь для определенных ее видов (риски в производственном предпринимательстве отличаются от коммерческих и т. д.).

По сфере возникновения предпринимательские риски принято подразделять на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпри­нимателя. Речь идет, например, о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятель­ность, неустойчивости политического режима в стране деятель­ности, потерях предпринимателей в результате войны, национа­лизации, забастовок, введения эмбарго и др. Предприниматель не может оказывать на них какое-либо влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Источник внутренних рисков – сама предпринимательская деятельность. Они возникают в случаях неэффективного менедж­мента, ошибочной маркетинговой политики, внутрифирменных злоупотреблений. К их числу относятся, например, кадровые рис­ки, связанные с профессиональным уровнем сотрудников.

По степени правомерности могут быть выделены оправданный (правомер­ный) и неоправданный (неправомерный) риски. Грани­ца между ними в разных видах предпринимательской деятельности различна. Так, в сфере научно-техни­ческого прогресса допусти­мая вероятность получения отрицательного результата на стадиях фундаментальных исследований составляет 5-10 %, прикладных на­учных разработок 80-90 %, проектно-конструкторских разра­боток 90-95 %. Очевидно, что данная сфера предпринимательства характеризуется высоким уровнем риска. Вместе с тем имеются отрасли, в которых риск не допустим (например, атомная энер­гетика).

По однозначности действия фактора риска все риски подразде­ляют на чис­тый (статистический) и спекулятивный (динамиче­ский).

Особенность чистых рисков в том, что они практически всегда приводят к потерям. Потери от этих рисков могут возникать по следующим причинам:

– в результате негативного действия на активы предпринима­тельской организации стихийных бедствий;

–из-за чьих-либо преступных действий;

–как результат неблагоприятного для предпринимательской ор­ганизации изменения законодательства (в связи с прямым изъ­ятием собственности либо с невозможностью взыскать возме­щение с виновника из-за несовершенства законодательства);

–вследствие смерти или недееспособности ключевых работни­ков организации либо ее основного собственника(что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров и с пробле­мами передачи прав собственности).

Спекулятивный (динамический) риск в зависимости от ситуа­ции несет либо потери, либо выигрыш. Значительная часть дело­вых решений носит спекулятивный характер, например при осу­ществлении биржевых операций.

По источнику возникновения различают риски: хозяйственные; связанные с личностью человека; обусловленные природными факторами. Преобладающая часть сельскохозяйственных рисков, особенно при производстве продукции растениеводства, обуслов­лена природными факторами, однако есть риски и хозяйствен­ные, и связанные с личностью человека. Риск, связанный с лич­ностным фактором, возникает из-за того, что предприниматели обладают различными уровнями знаний, навыками и опытом ве­дения предпринимательской деятельности, требованиями к уров­ню рискованности сделок.

По причине возникновения риски классифицируют как следст­вие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. Большая часть рисков, воз­никающих, например, при реализации сельскохозяйственной продукции, материально-техническом обеспечении и производ­ственном обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводи­телей, следствие неопределенности будущего, но значительная их часть связана и с непредсказуемостью поведения партнеров по бизнесу.

С точки зрения длительности действия предпринимательские риски могут быть кратковременными и постоянными. К кратко­временным относят риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например транспортный риск (когда убытки могут возникнуть во время пе­ревозки груза) или риск неплатежа по конкретной сделке. К по­стоянным относят риски, которые присущи предприниматель­ской деятельности в данном географическом районе или в опре­деленной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зда­ний в районе с повышенной сейсмической опасностью.

Выделяют риски по этапу проявления в процессе осуществле­ния предпринимательской идеи (на стадиях разработки, произ­водства, реализации товара и др.) и по несущей стороне, то есть по тому, какая сторона в сделке принимает на себя данный риск (за­казчик, исполнитель и т. д.).

По возможности снижения выделяют риск систематический (неснижаемый, недифференцируемый, недиверсифицированный) и несистематический (снижаемый, дифференцируемый, диверси­фицированный). Это разделение рисков используется прежде все­го для анализа рискованности инвестиций в ценные бумаги. В свою очередь неснижаемый риск можно подразделить на ком­пенсируемый (его нельзя снизить, но можно скомпенсировать с помощью ряда мер, например путем повышения цены дисконта на определенное число процентных пунктов) и некомпенсируемый.

Предпринимательские риски можно подразделить также в со­ответствии с возможностью страхования на страхуемые и нестрахуемые.

К рискам, которые целесообразно страховать, относят вероят­ные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий, автомобильных аварий, порчи или уничтожения продукции при транспортировке, ошибок сотрудников организации, передачи сотрудниками организации коммерческой информации конку­рентам, невыполнения обязательств субподрядчиками, приостановки деловой активности организации, возможного заболева­ния, смерти или несчастного случая с сотрудником организации.

Существует группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска – потенциальный источник дохода предпри­нимателя. Если потери в результате страхуемого риска покрыва­ются за счет выплат страховых компаний, то потери нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств организации. Основ­ные внутренние источники покрытия такого риска – собствен­ный капитал организации и специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть и внешние источники покрытия вероятных потерь (например, в ряде случаев за дочерние органи­зации отвечает материнская).

Наиболее важные виды предпринимательского риска – производственный, коммерческий, имущественный, операционный и финансовый. Все они относятся к категории чистых рисков.

Производственный риск – это риск, связанный с производст­вом и реализацией товаров (продукции, работ, услуг), осуществ­лением любых видов производственной деятельности. Большая часть рисков, возникающих в предпринимательстве, относятся к производственным.

Имущественный риск связан с вероятностью потерь имущества хозяйствующего субъекта вследствие производственных аварий, халатности, кражи, вымогательства, диверсии и по другим анало­гичным причинам.

Операционный риск объединяет транспортный, торговый, организационный и информационный риски.

Транспортный риск возникает при перевозке грузов любым транспортом; он бывает двух видов: карго (нанесение ущерба гру­зу) и каско (нанесение ущерба транспортному средству).

Торговый риск связан с убытками по причине задержки плате­жей, отказа от них, непоставки или недопоставки товара.

Организационный риск возникает при потерях вследствие неэф­фективного ведения дел, ошибок в подборе кадров, недостаточ­ной компетентности сотрудников или злоупотребления ими сво­им служебным положением.

Информационный риск приводит к убыткам из-за утечки ком­мерческой информации, отсутствия или неточности потребляемой информации. К факторам информационного риска принято относить использование средств связи, особенно компьютерных сетей.

Финансовый риск возникает при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. Этот вид риска также присущ сельскохозяйственному предпринима­тельству. Наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска (прежде всего коммерческого), при оценке величины и вероятности финансового риска учитывают такие специфические факторы, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, изменение курса ценных бумаг, де­нег, валюты, ограничения на валютно-денежные операции, воз­можные изъятия части финансовых ресурсов в процессе предпри­нимательской деятельности. Так, неплатежеспособность одного или нескольких участников бизнес-операции, задержка платежей на срок, превышающий нормативный, приводят к снижению дохода других участников, потери которых могут стать критиче­скими.

48.Уровни, показатели и критерии риска.В предпринимательской деятельности в зависимости от вели­чины вероятных потерь выделяют несколько зон (ступеней, уров­ней) риска (рис. 2).

орг-ция з/пл и тарифная с/ма на п/п лх - student2.ru

Область, в которой потери не ожидаются, называют безриско­вой зоной, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери (превышение прибыли).

Под зоной допустимого риска понимают область, в пределах ко­торой потери имеются, но они меньше ожидаемой прибыли, то есть данный вид предпринимательской деятельности сохраняет экономическую целесообразность. В этом случае предпринима­тель рискует не получить прибыль или получить ее лишь частич­но, однако издержки производства и обращения он полностью возмещает. Граница зоны допустимого риска соответствует уров­ню потерь, равному общей сумме расчетной прибыли от предпри­нимательской деятельности.

Следующую, более опасную область называют зоной критиче­ского риска. Она характеризуется возможностью потерь, которые превышают величину ожидаемой прибыли, вплоть до всей суммы расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. Иначе говоря, в этом случае может быть потеряна вся намеченная прибыль и сверх того приходится возме­щать произведенные затраты за свой счет.

Еще более опасной является зонакатастрофического риска. Она представляет собой область потерь, которые по своей вели­чине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной и даже превышающей имуществен­ное состояние предпринимателя. Катастрофический риск спо­собен привести к банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества, поэтому его вероятность должна быть предельно низкой, близкой к нулю, иначе не стоит начи­нать дело.

Поскольку риск определяется как опасность потери ресурсов или доходов, то существует его количественная мера, определяе­мая абсолютным или относительным уровнем потерь, измеряемых в материальном или денежном выражении.

49.Виды анализа рисков и методы оценки их размера.Вид<

Наши рекомендации