Материально-техническое обеспечение (мто) предпринимательства
1. Современная система МТО.
2. Торговля как условие МТО в ПД (предпринимательской деятельности).
3. Способы МТО в ПД.
4. Тендерная система закупок.
Современная система МТО
МТО – это способ организации деятельности предприятия, позволяющее определить усилия различных единиц производящих и реализуемых товаров и услуг с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов используемых фирмой для реализации своих экономических целей.
Коммерческая деятельность предприятия – это вся организация и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов.
МТО предприятия состоит из следующих работ:
1. Определение текущей и перспективной потребности во всех видах материально-технических ресурсов.
2. Поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров.
3. Организация доставки сырья и материалов на предприятие.
4. Входящий контроль качества.
5. Приемка и хранение на складах.
6. Подготовка материалов к производственному потреблению, учет и контроль за экономичным расходование материальных ресурсов.
Функции МТО:
1. Координация спроса и предложения на конкретный товар при минимальных издержках, как в стратегическом, так и в тактическом отношении.
2. Поддержание на должном уровне отношений фирмы с конкретными поставщиками и клиентами.
Главная задача МТО – это ликвидация производственных сбоев, обусловленных нестыковкой движения товаров, материалов, информации и компетенции.
Таким образом, МТО находится в самом сердце осуществляемой компании в различных областях выбора, центре предпринимаемых действий. Оно представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы. Выполняя функцию контроля, МТО утрачивает материальный характер.
Торговля как условие МТО в ПД (предпринимательской деятельности)
В рыночных условиях МТО производства осуществляется преимущественно на основе свободной купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой торговли.
Оптовая торговля – это способ реализации продукции в больших количествах для обеспечения производственного потребления, т.е. внутри производства или с целью последующей продажи.
МТО через систему оптовой торговли имеет следующие организационные формы:
1. Прямые договоры между производителями и потребителями.
2. По договорам с посредниками.
3. Через фирменные магазины предприятий.
4. Комиссионная торговля лишними для предприятия сырьем, материалами через специальные магазины.
5. Ярмарочная торговля.
Способы МТО в ПД
МТО осуществляется: коммерческими фирмами оптовой торговли; отделами материально-техническими средствами; товарными биржами; на аукционах; на ярмарках, выставках; на основе бартерных сделок, по клирингу (система безналичного расчета).
Кроме того, предприятие прибегает к следующим формам приобретения необходимых средств производства (аренда, лизинг).
Тендер – это конкурсная форма размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг. Цель его проведения – эффективное использование средств по средством обеспечения более низкой цены на приобретаемые товары, работы, услуги при требуемом качестве, а также создание конкуренции среди претендентов и заключения контракта с заказчиками.
Участники тендера:
1. Руководитель предприятия заказчика.
2. Ответственное лицо из состава персонала заказчика, которое принимает решение о проведении закупок, создает временно или постоянно действующую комиссию, устанавливает критерии определения наилучшего тендерного предложения, определяет условия контракта закупки, осуществляет процедуру закупки и их оформления и др.
3. Тендерная комиссия.
4. Претенденты – юр или физ лица, которые предоставили заказчику тендерное предложение на поставку товаров.
5. Специалист в данной отрасли в качестве наблюдателя.
Порядок проведения тендерной закупки:
1. Разработка и утверждение заказчиком потребительских показателей и требований к каждому из закупаемых товаров, а также критериев присуждения претенденту контракту закупки.
2. Учреждение тендерной комиссии процедуры закупок.
3. Публикация тендерного приглашения в официальном печатном издании, рассылка приглашений производителям необходимых товаров с указанием условий и правил проведения процедуры тендера.
4. Подготовка претендентом предложения на поставку отвечающих потребностям заказчика.
5. Представление тендерных предложений в письменном виде о заключении контракта на закупку товара.
6. Вскрытие, рассмотрение, оценка и сопоставление предложений.
7. Акцепт (соглашение на подписание контракта) тендерного предложения и подписание контракта.