Понятие организационной структуры управления предприятием. основные типы и структуры управления.
Организационная структура управления определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимость и взаимосвязь. Орг. структура управления – упорядоченная совокупность служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязь и соподчиненность. Орг.структура управления предприятием адекватна структуре самого предприятия и соответствует масштабам и функциональному назначению управляемых объектов. Суть управления состоит в сборе, переработке, хранении выдачи информации в виде программ, планов, распоряжений, нормативов, заданий. Каждый из указанных документов содержит подробную информацию о том, что, когда и кому надлежит делать, в каком объеме можно использовать те или иные рес-сы, от кого получить исходные материалы и кому передать готовый продукт. В них указывают права и обязанности исполнителей, устанавливаю необходимые технические, экономические и социальные ограничения, предусматривается контроль исполнения. Внутренняя структура органов управления носит в основном ступенчатый характер, особенно на крупных и средних предприятиях. Известны следующие орг. структуры управления предприятиями:
Линейная структура управления – структура, кот. Образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.: Достоинства:1.четкое разграничение ответственности и компетенции;2.простой контроль;3.быстрые и экономные формы принятия решений;4. персонификация ответственности. Недостатки: высокие профессиональные требования к руководителю;сложные коммуникативные взаимосвязи исполнителей.
Функциональная структура – структура, при кот. предполагается создание подразделения для выполнения определенных функций на всех уровнях. Управленческие решения делятся на функциональные и линейные. В данной структуре линейный и функциональный руководители вмешиваются в дела друг друга.НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Слабые стороны:1.отсутствие единого технического руководителя по проекту2.снижение персональной ответственности за конечный результат3.сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам. Сильные стороны:1.профессионально специализированные руководители подразделений2. снижение риска ошибочных решений3.высокие возможности координирования4. простота формирования и реализации единой инновационной политики.
Дивизионная структура управления – характеризуется выделенным в составе организации практические самостоятельные (дивизионные) единицы по продуктам, инновации, рынка сбыта. Применяются в практике корпоративного управления, когда управляемая организация относится к разряду крупных и крупнейших по масштабам производства и численности, работающих и характеризуется разнообразным выпуском продукции, широтой рынка сбыта.
Слабые стороны:1.высокая потребность в руководящих кадрах2. сложность координирования3.сложность осуществления единой политики4.разнооьщность персонала5.повышенные затраты за счет дублирования функций Сильные стороны: 1.четкое разграничение ответственности2.высокая гибкость и адаптивность системы3.высокая самостоятельность структурных единиц4. простота коммуникативных сетей
Адаптивная структура – относятся матричные и проектные структуры.Проектная–структура ориентированная на обеспечение эффективности управления параллельно выполняемых на предприятии крупных проектов. При этом получают автономию определенная совокупность подразделений, участвующих в отдельных проектах во главе с руководителями этих проектов, кот. несет всю ответственность за разработку и реализацию проекта. Он наделен всеми правами по управлению подчиненного ему подразделения.Преимущество:1.высокая гибкость и адаптивность системы;2.снижение риска ошибочности3.Разграничение сферы ответственности4.целевое руководство проектом на основе единоначалияСлабые стороны:1.сложные механические координации2.возможность конфликтов из-за двойной подчиненности3.размытость ответственности по отдельному проекту4.сложность контроля работ по проекту в целом.
Матричная структура управления–структура, сочетающая в себе вертикальные, и линейные, и функциональные связи управления с горизонталью. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан выполнять указания по проекту или специальных штабов, образованных для руководства отдельными проектами и работами. Руководитель проектов устанавливает состав и очередность работ, а руководитель функциональных подразделений несут ответственность за их надлежащим выполнением. Слабые стороны:1.слабые механические координации2.возможность конфликтов Сильные стороны: четкое разграничение по ответственности; .высокая гибкость и адаптивность подразделений
Рациональная структура управления –определяется размерами предприятия, характером выпускаемой продукции.В целом данная структура должна отвечать следующим требованиям:1.обеспечение четкого управления на всех уровнях2. оперативное реагирование на возможные изменения3. иметь четкое распределение прав и обязанностей4. быть недорогой и др.