Принципы построения орг-ой структуры управления, проблемы оптимизации.

Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Принцип – это основное правило, требование, идея управления, их основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. На основе принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Различают следующие основные стороны организации управления: функциональная (профессионально направленная), количественная, пространственная и временная. На их основе строятся как общие, так и частные (характерные для отдельных предприятий и сфер деятельности) принципы управления. Среди частных принципов выделяют:

Принцип целевой совместимости и сосредоточения заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при кот. все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

Принцип непрерывности и надежностиозначает создание таких организационно­-хозяйственных и технических условий, при кот. достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса. Решение этой задачи определяется:1надежностью и слаженностью функционирования как самой управляющей системы и ее органов, так и управляемого объекта.2наличие обратной связи между всеми компонентами управляющих органов и управляемых объектами;3заранее предусмотренными процедурами и конкретными мерами устранения возникающих помех.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия. Для этого работа и функции кооперирующихся звеньев и каждого работника строго разграничиваются, а после этого поэтапно увязываются между собой в единую синхронно действующую систему. Завершение одного этапа работ является началом следующего. Продолжительный период от принятия решения до его реализации поэтапно должен быть увязан с конкретными исполнителями, а также с объемами рес-ов и источниками финансирования.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. Различные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы каждый выполнял свою работу. Подготовка управленческого решения и ответственности за его реализацию возлагаются на орган, кот:1.лучше всего осведомлен о состоянии дел на объекте, по кот. принимаются решения;2.больше всего заинтересован в реализации и высокой эффективности принятого решения;3.в состоянии нести материальную, юридическую и административную ответственность за качество принятого решения и полноту его реализации.

Принцип научности и обоснованности методов управления исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Производство – та среда, где на основе законов природы и законов общественного развития синтезируются законы производства. Работать на производстве и не знать его законов – означает работать вслепую. Принцип научности не может быть реализован лишь на основе знаний законов производства. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа информации. Важнейшим условием нормального функционирования механизма управления экономикой на всех уровнях является достаточная информационная и техническая вооруженность труда управленческого персонала.

Принцип эффективности управления вызван наличиеммноговариантных путей достижения одной и той же поставленной цели. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно рисковать, чтобы не отставать от конкурентов.После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом исполнения, иначе теряется время, и обесцениваются рес-сы.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства. Предприятия размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. За эксплуатацию указанных рес-ов предприятия обязаны вносить соответствующую плату. Многие предприятия и целые отрасли нуждаются в гос. Поддержке. Местные органы власти обязаны проявлять заботу о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории. Такое содружество и взаимный контроль в настоящее время становится практической необходимостью. При отсутствии необходимых контактов между предприятиями и соответствующими органами власти принимаются экономические необоснованные решения.



Наши рекомендации