Реструктуризация организационной структуры управления кризисным предприятием

Главная задача проектирования организационной структуры управления предприятием - сформировать такой состав подраз­делений и так организовать их иерархическую соподчиненность и связи между ними, чтобы обеспечить максимально эффектив­ное управление предприятием с точки зрения существующей или проектируемой структуры его бизнес-процессов.

Как уже отмечалось выше, общая теория менеджмента выде­ляет следующие основные типы организационных структур:

ü линейно-функциональные структуры, которые характерны для мелких и отдельных средних компаний;

ü дивизиональные структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности; среди таких структур обычно выделяют дивизионально-продуктовые структуры и дивизионально-региональные струк­туры;

ü адаптивные организационные структуры, среди которых выделяют проектные, программно- или проблемно-целевые, матричные, сетевые организационные структуры.

Адаптивные организационные структуры - наиболее сложно организованные управленческие структуры, которые отличаются гибкостью структуры управления, небольшим количеством уров­ней управления, децентрализацией принятия управленческих ре­шений. Они характеризуются ориентацией на ускоренную реали­зацию сложных проектов и комплексных программ, а также спо­собностью легко менять свою форму и приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, что позволяет использовать данный тип организационных структур в антикризисном управ­лении с наибольшей эффективностью. Проектная организацион­ная структура управления представляет собой временную струк­туру, созданную для решения конкретной задачи.

Организационная структура матричного типа (рис.2) чаще всего представляет собой наложение временной проектной струк­туры на постоянную линейно-функциональную структуру управ­ления антикризисной управляющей компании. Такая структура наиболее характерна для компаний, специализирующихся на ан­тикризисном управлении предприятиями.

Легко видеть, что антикризисная управляющая компания имеет в сом составе функциональные подразделения специалистов, соответствующих основным функциям антикризисного управления предприятием, которые объединяются в комплексную команду по каждому антикризисному проекту. Отдельные вспомогательные антикризисные функции, такие, как оценка, аудит и т.п. выполняются в рамках этих антикризисных проектов привлеченными компаниями или специалистами (аутсорсинг). Как и в проектной организационной структуре, по каждому антикризисному проекту обеспечивается четкое и жесткое централизованное управление и контроль за ходом его выполнения.

  ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ     РУКОВОДСТВО
  ПРОЕКТ №1 МЕНЕДЖЕРЫ ПРОЕКТА   АНТИКРИЗИСНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ   ФИНАНСОВЫЕ АНАЛИТИКИ       ЮРИСТЫ И АДВОКАТЫ ……………………….   СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОИЗВОДСТВА, МАРКЕТИНГА И Т.Д.
  ПРОЕКТ №2
  ……………….
ПРОЕКТ № N

Рис.2. Адаптивная организационная структура матричного типа компании, специализирующейся на антикризисном управлении.

Процесс проектирования организационной структуры предприятия состоит из следующих обязательных этапов

Ø формирование общей структурной схемы. На этом этапе определяются главные направления реструктуризации бизнеса предприятия и его организационной структуры; число уровнейуправления, степень централизации (децентрализации) полномочий и ответственности на каждом уровне, формы взаимоотноше­ний с окружающей средой, требования к экономическому механизму, алгоритму обработки информации, кадровому обеспечению системы.

Ø разработка состава основных подразделений и связей между
ними. На этом этапе устанавливаются состав конкретных задач и
функций для каждого структурного подразделения организационной системы и внутренние организационные связи между подразделениями.

Ø регламентация организационной структуры. Этот этап включает в себя определение квалификационного состава и численности подразделений, распределение работ между исполни­телями регламентацию порядка выполнения работ и ответственности за результаты их выполнения, разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении совместных работ, определение технологий обработки и порядка обмена информацией.

При проектировании организационной структуры управление
предпримем необходимо обеспечить выполнение следящих
основных принципов:

ü соответствие разрабатываемой структуры стратегическим
целям к направлениям реструктуризации и развития бизнеса пред­приятия;

ü способность эффективного приспособления проектируемой структуры к появлению новых или изменению существующих задач и ограничений в их решении;

ü обеспечение оптимального уровня централизации управления и необходимого уровня управляемости всеми звеньями управления;

ü наличие четкой системы персональной ответственности за результаты выполнения каждой функции;

ü использование современных информационных технологий;

ü наличие службы управления изменениями, выполняющей
функции организационного обеспечения адаптации бизнеса пред-
приятия к изменяющимся условиям его функционирования.

Наши рекомендации