Место предприятия в экономике страны. сущность предприятия.

МЕСТО ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой страх и риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством, но прежде всего оно социальная единица. Предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой зарплаты; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д. Предприятие – это не только хозяйствующий субъект экономики, но и юр.лицо. Юр.лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом в суде.Важной целью деятельности предприятия являются достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Для достижения поставленной цели предприятия должны: выпускать высококачественную продукцию, рационально использовать производственные ресурсы, разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управления, заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия, проводить гибкую ценовую политику и осуществлять др.функции. На эффективную деятельность предприятия оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Внутренние делятся на следующие группы: связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка, связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием, связанные с организационно-правовой формой хозяйствования, связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе, связанные со спецификой производства и отрасли, связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой, связанные с амортизационной и инвестиционной политикой. Внешние делятся на след.группы: связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка, связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе, связанные с инфляционными процессами, связанные с деятельностью гос-ва.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ.

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков:

- по характеру потребляемого сырья – предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности,

- по назначению готовой продукции – предприятия, производящие средства производства, и предприятия, производящие предметы потребления,

- по признаку технической и технологической общности – предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладание механических и химических процессов производства,

- по времени работы в течении года – предприятия круглогодичного и сезонного действия,

- по признаку размеров – крупные, средние и малые предприятия,

- по специализации и масштабам производства однотипной продукции – специализированные, диверсифицированные и комбинированные предприятия.

НЕОБХОИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и не перспективу. Планирование, административное управление и определяют одним понятием – «менеджмент».Без планирования на может эффективно работать любая организация. Оно всегда необходимо при любом виде деятельности организации. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. Существует несколько методов планирования: балансовый; расчетно-аналитический; экономико-математический; графоаналитический; программно-целевые. Балансовый метод планирования обеспечивает установление связи между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др. Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный. Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др. Программно-целевые методы позволяют составить план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и прирученных к определенным срокам. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется график типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ПЕРСПЕКТИВНОЕ, ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПЕРАТИВНО –ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное (стратегическое); текущее; оперативно-производственное. Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10 – 15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее. Текущее (годовое) планирование осуществляется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделются на заводские, цеховые, бригадные. Оперативно-производственное планирование уточняет задание текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно—производственного планирования является сменно-суточное планирование.

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

Бизнес-план может состоять из следующих разделов: 1.возможности фирмы2.виды товаров3.рынки сбыта товаров4.конкуренция на рынках сбыта5.план маркетинга6.план производства7.организационный план8.правовое обеспечение деятельности фирмы9.оценка риска и страхование10.финансовый план11.стратегия финансирования

В разделе «возможности фирмы» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т.е. для стратегического планирования фирмы разрабатываются программа деятельности, цены и стратегия фирмы. В разделе «виды товаров» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Раздел «рынки сбыта товаров» направлен на изучение рынков и позволяют предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. В разделе «конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры. В плане маркетинга рассматриваются: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах. В плане производства рассматривается производственный план и главная задача здесь – доказать, что фирма в состояние производить нужное кол-во товаров требуемого качества. В организационном плане рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала. В разделе «правовое обеспечение деятельности фирмы» рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствования. В разделе «оценка риска и страхование» освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму. В разделе «финансовый план» рассматривается план, как бы обобщающий все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении. В разделе «стратегия финансирования» определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. ВАРИАНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОГРАММЫ, ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

План производства продукции (производственная программа) определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия – службой маркетинга и ведется в такой последовательности: 1.определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам. 2.составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям. 3.на основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода. 4.объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом. 5.на основе объема производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция. 6.составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками. 7.производственная программа планируется по основным цехам предприятия. Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции. Номенклатура продукции – наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции – разновидность этих изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.п.) в разрезе номенклатуры. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении, неотъемлемой частью которого является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей. Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью определяют общий объем производства и планируют объем товарной, валовой и реализованной продукции.

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА): ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

План производства продукции (производственная программа) определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия – службой маркетинга и ведется в такой последовательности: 1.определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам. 2.составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям. 3.на основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода. 4.объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом. 5.на основе объема производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция. 6.составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками. 7.производственная программа планируется по основным цехам предприятия. Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции. Номенклатура продукции – наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции – разновидность этих изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.п.) в разрезе номенклатуры. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении, неотъемлемой частью которого является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей. Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью определяют общий объем производства и планируют объем товарной, валовой и реализованной продукции.

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАЛОВОЙ, ТОВАРНОЙ И РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ.

Важнейшим условием успешной работы предприятия является обеспечение производство заказами потребителей. На основе заказов формируются текущие и оперативно-календарные планы предприятия. План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта. При этом портфель заказов отдела сбыта обычно состоит из 3 разделов: 1.текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия 2.среднесрочные заказы (со сроком исполнения до 1-2 лет и более) 3.перспективные заказы (в том числе прогнозные на 2-5 лет и более). Для большинства предприятий в условиях рыночных отношений избежать риска крайне трудно. Чтобы минимизировать его, не обанкротиться и не изготовлять продукцию, не находящая, многие предприятия придерживаются правил:

Ограничение процесса создания продукции, кот. намечается вывести на рынок без предварительного договора на поставку лишь подготовкой технической документации, расчетами и подготовкой необходимых производственных мощностей, а также экономическими расчетами себестоимости, перспективной цены и трудоемкости единицы изделия. Максимальная унификация комплектующих узлов, технологии по всем номенклатуре изготовляемых изделий с т, чтобы при отказе потребителя от изделия, производство кот. уже начато, можно было быстро и без больших потерь переключить на изготовление др. изделия. Стремление найти самый выгодный для предприятия рынок сбыта продукции. Имея в виду достаточную емкость рынка, возможность добиться высоких договорных цен, получить гарантии оплаты за поставленную продукцию и услуги. Стремление хотя бы к min преимуществам своего продукции по сравнению с продукцией конкурента. Эти преимущества могут касаться лишь какого-то одного параметра изделия и учитывать интересы какой-то отдельной группы потребителей, но обязательно должны присутствовать. Стремление же превзойти конкурента по всем параметра обойдется очень дорого. Расширение рекламы продукции. Стремление стать более надежными у всех потребителей. Большое внимание уделяется поставщикам: 1.качеству поставляемой по кооперации продукции; 2.надежности поставщику; 3.цене поставляемых товаров; 4.гибкости производства поставщика. Для решения проблемы реализации мало выйти на рынок с партией продукции и найти на нее разового покупателя. Чтобы наладить стабильную работу, предприятию необходимо обеспечить постоянный стабильный рынок СА для этого продукция должна соответствовать требованиям, кот. предъявляют к ней потребители (качество и цена единицы продукции). Чтобы не отстать от конкурентов, специалисты, ответственные за конкурентоспособность продукции, осуществляют постоянный контроль цен и качества продукции на рынках сбыта. Для выявления причин снижения конкурентоспособности продукции проводиться тщательное обследование ее конструкции, технологии изготовления, качества и цены материалов и комплектующих изделий, состояния орг-ции производства и др. Обследование ведется для выявления причин отклонения параметров изделия и его компонентов от средних рыночных или отраслевых параметров. Причины снижения конкурентоспособности продукции определяется заводскими специалистами или же при помощи сторонних специалистов по договорам. На основе ведомости разрабатывается план ликвидации отмеченных недостатков с целью повышения конкурентоспособности на рынках сбыта. На отдельных более ответственных участках производства, где нередко допускаются снижение качества продукции целесообразно создавать группы качества. В задачи таких групп входит выявление причин снижения качества продукции, нахождение путей быстрого и экономически эффективного устранения недостатков.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУЦИИ.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:1.Смета затрат на производство продукции (по экономическим элементам)2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.3. Плановые калькуляции отдельных изделий4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико- экономическим факторам. Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико- экономическим факторам; процент снижения себестоимости сравнимой продукции.

2 метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия. Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, т.к. он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влить на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:1. технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой технике и технологии;2. организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства труда на предприятии в плановом периоде;3. изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;4. уровень инфляции в плановом периоде; 5. специфические качества, которые зависят от особенностей производства; Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета принимается, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции, прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах( за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.

П = ( О х Ц ) – ( О х С ) Где П – плановая прибыль; О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции ( за вычетом НДС ) ; С – полная себестоимость единицы продукции. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При данном методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

57.Порядок формирования и распределения прибыли хозяйствующего субъекта.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов. Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Права и возможности в распределении и использовании прибыли имеют большое значение для любого хозяйствующего субъекта, так как прибыль выступает основным источником финансового, производственного и социального развития, ма

Действующий порядок распределения прибыли соответствует нынешнему этапу становления рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. Налоговые платежи не должны влиять на заинтересованность предприятия в результатах деятельности. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать не только современное положение предприятия, но и перспективы его развития.

Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций (холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осуществляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъекта.

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ, ВИДЫ. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Инновация это материальный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новой формы и труда производства обслуживания и управления, включая новую форму контроля, учета, методы планирования, анализа и т.д.

Существует 2 типа технологических инноваций: продуктовая и процессная.

Продуктовая инновация охватывает внедрения новых или усовершенствования продуктов, поэтому продуктовая инновация подразделяют на 2 вида: базисная инновация и улучшающая продуктовая инновация. Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. Инновация деятельности представляет собой процесс, направленный на разработку инноваций реализацию результатов законченных научных исследований; либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
практике финансового планирования применяют следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Основные задачи финансового планирования на предприятии: обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования; выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств; устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами; соблюдать интересы акционеров и других инвесторов; контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.


СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности Основные задачи финансового планирования: . обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование; . соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала; . гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет. выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные; . контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование

ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА.

Процедура банкротства - совокупность разнообразных меро­приятий, применяемых к предприятию-должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несо­стоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; . мировое соглашение. Наблюдение - процедура банкротства, имеющая целью под­готовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия (санацию), либо на его ликвидацию. Осуществляет­ся под контролем кредиторов. Внешнее управление - процедура банкротства, осуществляе­мая в целях восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, на­правленных на оздоровление финансового состояния предпри­ятия, в том числе путем продажи части его имущества. Продол­жительность внешнего управления составляет не более 12 меся­цев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев. Конкурсное производство - судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудитель­ной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредито­рами. Целью конкурсного производства является: соразмерное удовлетворение требований кредиторов; объявление должника свободным от долгов; предотвращение неправомерных действий сторон в отно­шении друг друга. Мировое соглашение - процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) пред­приятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассроч­ки или скидки с долгов.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ФИН. ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РАЗДЕЛЫ.

На предприятии составляется план финансового оздоровле­ния предприятия. Этим планом обосновывается общая потреб­ность предприятия в инвестициях, вскрываются внутренние ре­зервы в целях изыскания собственных источников финансирова­ния и определяется потребность в заемных средствах.

План мероприятий по финансовому оздоровлению предпри­ятия составляется по мероприятиям всех направлений санации, рассмотренным в предыдущем вопросе данной лекции о санации предприятия.

МЕСТО ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой страх и риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством, но прежде всего оно социальная единица. Предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой зарплаты; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д. Предприятие – это не только хозяйствующий субъект экономики, но и юр.лицо. Юр.лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом в суде.Важной целью деятельности предприятия являются достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Для достижения поставленной цели предприятия должны: выпускать высококачественную продукцию, рационально использовать производственные ресурсы, разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управления, заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, обеспечи

Наши рекомендации