Мотивация персонала как фактор роста производительности труда.
Достижение и поддержание заданного уровня производительности труда в организации зависят от системы мотивации ее сотрудников. В каждой организации система мотивации носит специфический характер, определяемый отраслевыми особенностями организации, масштабами ее деятельности, системой управления, уровнем квалификации персонала, его половозрастной структурой, социальной и национальной принадлежностью, типом темперамента и др.
Человек как основа любого коллектива обеспечивает успешное развитие организации. Недостаточно эффективная мотивация сотрудников в современной системе управления организацией снижает показатели результативности ее деятельности.
Мотивацию поведения сотрудников организации следует рассматривать как умение понимать и воспринимать их внутренние потребности и побуждать к реализации этих потребностей в целях достижения личных и коллективных результатов.
Традиционно в экономической литературе исследуют такие мотивы к труду, как:
- мотив социальности (потребность быть в коллективе), являющийся особенно характерным для восточного (японского) стиля руководства — «групповая мораль». Желание работать в «хорошем коллективе» — основной мотив персонала в России;
- мотив самоутверждения, присущий молодым сотрудникам и работникам с высокой квалификацией;
- мотив самостоятельности, характерный для людей, стремящихся организовать свое дело, стать хозяином бизнеса;
- мотив справедливости, отражающий важнейшую составляющую организации труда. Несоблюдение принципов справедливости в управлении коллективом ведет к снижению производительности труда сотрудников, т.е. демотивации;
- мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку и являющийся одним из сильнейших мотивов. При сравнительно небольших затратах этот мотив дает значительный экономический эффект;
- мотив стабильности (надежности), важный для сотрудников, которые не любят рисковать. Доля сотрудников, считающих главным фактором стабильность, существенно выше доли сотрудников, привыкших рисковать и способных на принятие неформальных решений.
- мотив приобретения новых знаний и других активов (имущества), характерный для среды высококвалифицированных специалистов.
Задачи анализа, численность и состав работающих на предприятии.
Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов включают в себя: определение численности и состава работающих на предприятии, анализ структуры персонала, анализ движения рабочей силы, оценку использования рабочего времени, установление фактов и причин его непроизводительного использования, измерение и изучение динамики производительности труда, ее факторный анализ, определение влияния технико-экономических факторов на производительность труда, выявление резервов дальнейшего ее повышения и более эффективного использования трудовых ресурсов.
Общий численный состав работающих - наиболее полное из используемых понятий. В этом случае учитывают наемных работников всех категорий, связанных с нанимателем трудовым контрактом (даже если его действие приостановлено), в том числе временных и совместителей.
Если изменение численного состава работников за отчетный период невелико, а число работников с неполным рабочим днем незначительно, то можно удовлетвориться приблизительной формулой полу суммы значений численного состава на начало и конец отчетного периода. Тогда среднесписочный состав (Lсп) работников предприятия в данном отчетном периоде: Lсп = (Lн +Lк) : 2, гдеLн - численный состав в начале отчетного периода; Lк - численный состав в конце отчетного периода.
Списочный состав работающих включает в себя работников, вписанных в регистрационные книги персонала. Это значит, что их трудовые книжки сданы в отдел кадров предприятия, а в приказе о назначении на работу указано, что речь идет о штатной должности, полной ставке и т. п. Численный состав работников равен среднесписочному составу за вычетом всех отсутствующих на период учета по любым причинам (в том числе — оплаченные отпуска, обучение, участие в забастовке и т.п.).
Структура персонала.
Независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия подразделяется на категории, среди которых в настоящее время принято выделять следующие: рабочие, служащие, специалисты и руководители.
По социальным категориям рабочих можно разделить: а) на работников очень высокой, средней, малой квалификации, неквалифицированных; б) на работников сферы производства и вспомогательных сфер (обслуживание, склады, упаковка, транспорт ит.п.); в) на работников, осуществляющих автоматизированные, механизированные операции и работников ручного (физического) труда.
Преимущество такого группирования в том, что оно позволяет в качестве основы использовать типовой перечень профессий, а также определить уровень механизации и автоматизации труда рабочих. Для этого достаточно численность рабочих, включенных в группу (в), разделить на общую численность рабочих. В результате получим коэффициент механизации и автоматизации труда: Км = Lм :Lсп ,
гдеLм - число рабочих, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, а также наблюдающих за работой автоматического оборудования.
Цели и задачи анализа структуры численного состава работающих на предприятии не исчерпываются перечисленными выше. Укажем еще на несколько аспектов, которые помогут дать характеристику персонала предприятия.
Движение рабочей силы.
В последнее время в России обострились проблемы занятости. Формы, в которых находят свое выражение подвижность и неустойчивость уровня занятости, различны, но среди них, помимо увольнений и приема на работу, можно выделить: временную работу, работу с испытательным сроком, работу по совместительству, по контракту с ограничительными условиями и т.д. Представление о наличии и движении кадров в целом и по категориям и группам персонала может дать баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы), который включает в себя следующую систему показателей.
Коэффициент интенсивности оборота по приему: Кип = Lп :Lсп
гдеLп - число принятых за период работников.
Коэффициент оборота по выбытию: Кв = Lв :Lсп
где Lв - число выбывших за период работников.
Коэффициент текучести: Кт = Lвл :Lсп
где Lвл — число выбывших за период работников по причинам, относимым к текучести кадров.
Коэффициент замещения: Кэ = (Lп -Lв) :Lсп .
Коэффициент постоянства кадров: Кпк = Lпост :Lк , где Lпост - число работников, проработавших весь отчетный период.
Рабочее время.
Время — это ресурс, ограниченность которого ни у кого не вызывает сомнения. Для измерения затрат рабочего времени используются единицы, принятые для измерения времени вообще — минута, час, сутки, неделя, месяц, квартал, год. Правда, минута как очень малая единица измерения в экономических рас- четах применяется редко и только в специальных целях, например при техническом нормировании.
Исходя из физиологических особенностей человека основными единицами учета рабочего времени определены: чел.-ч и чел,- дн.
Календарный фонд времени работников как в целом, так и по отдельным категориям и группам определяется: а) суммированием списочного числа работников за все календарные дни периода; б) умножением среднего списочного числа работников на число календарных дней в том периоде, за который было определено среднее списочное число.
Полная фактическая продолжительность рабочего дня:
Пф = Общее количество отработанных рабочими за смену чел.-ч (включая сверхурочные работы) : Число работавших в смене рабочих
Фактическая урочная средняя продолжительность рабочего дня
Пу = Общее количество чел.-ч, отработанных рабочими в урочное время : Число работавших в смене рабочи
Режимная продолжительность рабочего дня:
Пу = Общее количество чел.-ч, которые рабочие должны отработать в урочное время : Число рабочих в смене
В ряду показателей, характеризующих использование рабочего времени более детально, определяют среднее число дней работы одного рабочего Дср, среднее число часов работы одного среднесписочного рабочего СЧЧр, среднюю продолжительность рабочего дня (смены) Нсм. Показатели вычисляют по следующим формулам: Дср = ФЧД Т :Lcn, где ФЧД — фактически отработанные чел.-дн.;Lcn — среднесписочная численность работников;