Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

Основные теоретические вопросы.

1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.

2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.

3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.

Основной целью аптечной организации является удовлетво­рение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение при­были. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятель­ности.

Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.

Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.

В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.

Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная ве­личина товарных запасов аптеки).

Относительные величины характеризуют соотношение между дву­мя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они мо­гут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).

Показатели динамики характеризуют изменение явления во вре­мени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.

Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объек­та, совокупности и выражаются следующим образом:

Величина части совокупности

Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.

Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).

Таблица 1.

Периодический ряд динамики

Отчетный период ГодА Год Б Год В Год Г
Объем реализации аптеки, млн руб. 8,0 15,0 49,5 72,0


Составляющие периодического ряда в абсолютных показате­лях, как правило, можно суммировать и получать новый ряд ди­намики, каждый показатель которого характеризует величину за более длительный период времени.

При сравнении экономических показателей за ряд лет необхо­димо учитывать инфляционные процессы, которые приводят к повышению уровня цен. Поэтому для реальной оценки и прогно­зирования все исходные данные должны быть сопоставимы, т.е. выражены в ценах одного года. Для этого используются индексы цен (/цен), которые рассчитываются как частное от деления цены (или суммы цен) ЛП отчетного периода на цену (сумму цен) прошлого базисного периода:

Iцен= Цена ЛП в данном периоде

Цена ЛП в предыдущем периоде

Iцен общий= ∑Цены всех ЛП в данном периоде

∑Цены всех ЛП в предыдущем периоде

Используя индексы цен, рассчитываются реальные значения показателя для каждого периода (в сопоставимых ценах).

Объем реализации аптеки

Отчетный период Год А Год Б Год В
Номинальный объем реализации, млн руб. 100,0 150,0 200,0
Индекс цен 1,0 2,5 5,0
Реальный объем реализации*, млн руб. 100 : 1 = 100,0 150 : 2,5 = 60,0 40,0 (200/5)

* Реальный объем реализации ежегодно снижается.

При анализе динамических рядов используются абсолютные и относительные величины, в том числе реальные ежегодные и сред­негодовые темпы роста (прироста) за исследуемый период.

Темп роста показывает во сколько раз изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:

Т роста = Значение показателя последующего года

Значение показателя предыдущего года

Он может быть выражен как в виде коэффициента, так и в виде процента.

Темп прироста показывает на сколько процентов изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:

Значение показателя Значение показателя

последующего года --- предыдущего года 100%

Тприроста = Значение показателя

предыдущего года

Если рассчитанные темпы роста (прироста) имеют определен­ную тенденцию изменения, то она переносится на прогнозируе­мый период. Если ежегодные темпы роста (прироста) не имеют ярко выраженной тенденции изменения показателя во времени, то рассчитывается среднегодовой темп роста (прироста) Т по фор­муле средней арифметической или средней хронологической:

Т=Т12+... + Тn. Т=√ Т1.T2.....T,

где Т1,Т2, ...,Тn— ежегодные темпы роста (прироста).

Объем реализации аптеки

Отчетный период Год А Год Б Год В Год Г ГодД (план)
Номинальный объем реализации, млн руб. 100,0 180,0 343,2 546,0 982,8 (327,6 х3)
Индекс цен 1,0 1,5 2,2 2,5 3,0
Реальный объем реализации, млн руб. 100,0 120,0 156,0 218,4 327,6 (218,4 х 1,5)
Темп роста 1,2 1,3 1,4 1,5

Рис.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки

Товарооборот — объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чис­той прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных эко­номических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов, издержек) начи­нается с прогноза годового объема реализации.

Объем реализации Л С и ИМН измеряется в абсолютных пока­зателях (сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация но группам товаров.

На величину товарооборота аптечной организации влияют сле­дующие факторы:

– товарная номенклатура;

– объем товарных запасов;

– численность населения;

– количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений;

– число врачей и фармацевтических работников;

– характер потребителей товаров аптечного ассортимента;

– способ продажи;

– интенсивность и эластичность спроса;

– уровень цен;

– качество информационной работы и т.д.

Под влиянием одних факторов объем реализации может увели­чиваться. Другие факторы, наоборот, сдерживают реализацию ЛП и ИМИ.

Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа вра­чей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэф­фективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здраво­охранение и др.

Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМИ: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП и ин­формации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, не­обходимость промежуточного потребителя (врача).

Общей положительной тенденцией является ежегодное увели­чение объема реализации аптеки, которое связано с расширени­ем ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличением доходов населения и т.д.

При прогнозировании возможных изменений товарооборота, особенно от реализации безрецептурных ЛС и парафармацевтических товаров, необходимо учитывать ценовую эластичность спро­са (табл. 2).

Таблица 2

Структура объема реализации

Признак Составные части
Характер потребителя   Товарная номенклатура     Способ продажи Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям — институциональным потребителям (боль­ницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление.Такая продажа может произ­водиться как по безналичному, так и за наличный расчет   Фармацевтические товары (ЛС, ИМН). Парафармацевтические товары (санитар­но-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары (медицинские приборы, посуда для меди­цинских целей и др.)   Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску

Факторы, влияющие на объем реализации населению и орга­низациям, отличаются, и поэтому прогнозирование объема реа­лизации населению и ЛПУ производится раздельно.

Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

Основные теоретические вопросы.

1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.

2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.

3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.

Основной целью аптечной организации является удовлетво­рение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение при­были. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятель­ности.

Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.

Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.

В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.

Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная ве­личина товарных запасов аптеки).

Относительные величины характеризуют соотношение между дву­мя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они мо­гут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).

Показатели динамики характеризуют изменение явления во вре­мени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.

Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объек­та, совокупности и выражаются следующим образом:

Величина части совокупности

Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.

Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).

Таблица 1.

Наши рекомендации