Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.
Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.
Основные теоретические вопросы.
1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.
2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.
3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.
Основной целью аптечной организации является удовлетворение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение прибыли. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятельности.
Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.
Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.
В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.
Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная величина товарных запасов аптеки).
Относительные величины характеризуют соотношение между двумя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они могут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).
Показатели динамики характеризуют изменение явления во времени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.
Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объекта, совокупности и выражаются следующим образом:
Величина части совокупности
Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.
Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).
Таблица 1.
Периодический ряд динамики
Отчетный период | ГодА | Год Б | Год В | Год Г |
Объем реализации аптеки, млн руб. | 8,0 | 15,0 | 49,5 | 72,0 |
Составляющие периодического ряда в абсолютных показателях, как правило, можно суммировать и получать новый ряд динамики, каждый показатель которого характеризует величину за более длительный период времени.
При сравнении экономических показателей за ряд лет необходимо учитывать инфляционные процессы, которые приводят к повышению уровня цен. Поэтому для реальной оценки и прогнозирования все исходные данные должны быть сопоставимы, т.е. выражены в ценах одного года. Для этого используются индексы цен (/цен), которые рассчитываются как частное от деления цены (или суммы цен) ЛП отчетного периода на цену (сумму цен) прошлого базисного периода:
Iцен= Цена ЛП в данном периоде
Цена ЛП в предыдущем периоде
Iцен общий= ∑Цены всех ЛП в данном периоде
∑Цены всех ЛП в предыдущем периоде
Используя индексы цен, рассчитываются реальные значения показателя для каждого периода (в сопоставимых ценах).
Объем реализации аптеки
Отчетный период | Год А | Год Б | Год В |
Номинальный объем реализации, млн руб. | 100,0 | 150,0 | 200,0 |
Индекс цен | 1,0 | 2,5 | 5,0 |
Реальный объем реализации*, млн руб. | 100 : 1 = 100,0 | 150 : 2,5 = 60,0 | 40,0 (200/5) |
* Реальный объем реализации ежегодно снижается.
При анализе динамических рядов используются абсолютные и относительные величины, в том числе реальные ежегодные и среднегодовые темпы роста (прироста) за исследуемый период.
Темп роста показывает во сколько раз изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:
Т роста = Значение показателя последующего года
Значение показателя предыдущего года
Он может быть выражен как в виде коэффициента, так и в виде процента.
Темп прироста показывает на сколько процентов изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:
Значение показателя Значение показателя
последующего года --- предыдущего года 100%
Тприроста = Значение показателя
предыдущего года
Если рассчитанные темпы роста (прироста) имеют определенную тенденцию изменения, то она переносится на прогнозируемый период. Если ежегодные темпы роста (прироста) не имеют ярко выраженной тенденции изменения показателя во времени, то рассчитывается среднегодовой темп роста (прироста) Т по формуле средней арифметической или средней хронологической:
Т=Т1+Т2+... + Тn. Т=√ Т1.T2.....T,
где Т1,Т2, ...,Тn— ежегодные темпы роста (прироста).
Объем реализации аптеки
Отчетный период | Год А | Год Б | Год В | Год Г | ГодД (план) |
Номинальный объем реализации, млн руб. | 100,0 | 180,0 | 343,2 | 546,0 | 982,8 (327,6 х3) |
Индекс цен | 1,0 | 1,5 | 2,2 | 2,5 | 3,0 |
Реальный объем реализации, млн руб. | 100,0 | 120,0 | 156,0 | 218,4 | 327,6 (218,4 х 1,5) |
Темп роста | — | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
Рис.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки
Товарооборот — объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов, издержек) начинается с прогноза годового объема реализации.
Объем реализации Л С и ИМН измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация но группам товаров.
На величину товарооборота аптечной организации влияют следующие факторы:
– товарная номенклатура;
– объем товарных запасов;
– численность населения;
– количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений;
– число врачей и фармацевтических работников;
– характер потребителей товаров аптечного ассортимента;
– способ продажи;
– интенсивность и эластичность спроса;
– уровень цен;
– качество информационной работы и т.д.
Под влиянием одних факторов объем реализации может увеличиваться. Другие факторы, наоборот, сдерживают реализацию ЛП и ИМИ.
Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др.
Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМИ: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача).
Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема реализации аптеки, которое связано с расширением ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличением доходов населения и т.д.
При прогнозировании возможных изменений товарооборота, особенно от реализации безрецептурных ЛС и парафармацевтических товаров, необходимо учитывать ценовую эластичность спроса (табл. 2).
Таблица 2
Структура объема реализации
Признак | Составные части |
Характер потребителя Товарная номенклатура Способ продажи | Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям — институциональным потребителям (больницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление.Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет Фармацевтические товары (ЛС, ИМН). Парафармацевтические товары (санитарно-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары (медицинские приборы, посуда для медицинских целей и др.) Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску |
Факторы, влияющие на объем реализации населению и организациям, отличаются, и поэтому прогнозирование объема реализации населению и ЛПУ производится раздельно.
Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.
Основные теоретические вопросы.
1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.
2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.
3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.
Основной целью аптечной организации является удовлетворение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение прибыли. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятельности.
Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.
Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.
В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.
Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная величина товарных запасов аптеки).
Относительные величины характеризуют соотношение между двумя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они могут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).
Показатели динамики характеризуют изменение явления во времени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.
Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объекта, совокупности и выражаются следующим образом:
Величина части совокупности
Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.
Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).
Таблица 1.