Методы управления государственным имуществом
1.30.1. Организационно-правовые методы
управления государственным имуществом
Методы управления государственным имуществом — это способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей.
В управлении государственным имуществом используются:
1) Организационно-правовые методы — распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом.
2) Организационно-экономические методы — это воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.
К организационно-правовым методам управления государственным имуществом относят те, которые регламентированы российским законодательством.
I. Хозяйственное ведение.
Передача государственного имущества в хозяйственное ведение регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ.
Государственное унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы и муниципальные унитарные предприятия.
Имущество унитарного предприятия находится в собственность государства или муниципалитета и принадлежит этому предприятию либо на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления.
Унитарное предприятие не несёт ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Правовое положение унитарного предприятия определяется ГК РФ и законом «О государственных и муниципальных предприятиях».
Имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, используется государственным унитарным предприятием в пределах, установленных ГК РФ, федеральным законом, уставом, договором (контрактом), заключаемым Росимуществом с руководителем государственного унитарного предприятия. Государственное унитарное предприятие без письменного согласия Росимущества, его территориальных органов не вправе распоряжаться государственным имуществом — продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться им иным способом. Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются условия передачи имущества. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению Росимущества, его территориальных органов и региональных комитетов по управлению имуществом. Право хозяйственного ведения на имущество не может быть передано другим юридическим или физическим лицам. Государственное имущество, переданное в хозяйственное ведение, подлежит обязательному страхованию. Договор хозяйственного ведения подлежит учёту в реестре договоров Росимущества.
II. Оперативное управление.
Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по распоряжению Президента РФ или Правительства РФ.
Государственное имущество, переданное на праве оперативного управления, используется строго по целевому назначению в соответствии с заданиями Правительства или уполномоченного органа.
Казённое предприятие, государственное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом — продавать, передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, отдавать в залог и проводить другие действия, которые могут повлечь за собой отчуждение государственного имущества. Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отражаются условия передачи государственного имущества. Право оперативного управления не может быть передано другим юридическим или физическим лицам. Из права оперативного управления может быть изъято решение Правительства или его уполномоченного органа излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению государственное имущество. Договор оперативного управления подлежит учёту в реестре договоров Росимущества.
III. Управление пакетами государственных акций хозяйственных обществ и товариществ, закреплённых в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ или уполномоченным органом в порядке, определённом федеральном законе. Росимущество формирует федеральный перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых закреплены в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права («Золотая акция»). В перечень включаются акционерные общества, которые:
· производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;
· осуществляют свою деятельность в качестве субъектов естественных монополий;
· занимают доминирующее положение на потенциально конкурентном товарном рынке и подлежат реорганизации в целях создания конкурентной среды на этом рынке;
· акции которых подлежат внесению в уставные капиталы других акционерных обществ, в том числе холдинговых компаний.
1.30.2. Организационно-экономические методы
управления государственным имуществом
1. Консалтинг. Консалтинг в системе управления государственным имуществом направлен на взаимодействие Правительства РФ и уполномоченных им органов с субъектами рыночной инфраструктуры по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом. Консалтинг использует совокупность приёмов, повышающих эффективность управления государственным имуществом путём реорганизации и реинжениринга. Профессиональной консалтинговой деятельностью в сфере управления государственным имуществом имеют право заниматься профессиональные консультанты — юридические и физические лица, на условиях и в порядке, определённом Росимуществом. Отбор консультантов осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится открытым по составу участников и закрытым по форме подачи конкурсных предложений. Соглашение заключается сроком на 1 год и может продлеваться, но не более 2-х раз. Оплата услуг консультанта проводится в соответствии с нормативами оплаты работ, указанных в конкурсном предложении консультанта.
2. Маркетинг. Он позволяет органам управления государственным имуществом выявить потребности потенциальных пользователей и покупателей государственного имущества и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей государственной выгоды. Маркетинг осуществляется на всех стадиях жизненного цикла имущественного комплекса соответствующими структурными звеньями Росимущества и его территориальных органов или профессиональными маркетологами, привлекаемыми на конкурсной основе.
3. Планирование и программирование. Планирование определяет направления эффективного использования объектов государственной собственности, исходя из определённой собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих ценность объекта. С помощью долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования решаются основные задачи в сфере управления государственным имуществом. Функции планирования и программирования в системе управления государственным имуществом выполняют Росимущество и его территориальные органы.
4. Контроллинг. Контроллинг как метод управления государственным имуществом включает совокупность действий и условий проведения внутреннего аудита, систему управления результатами и затратами, связанными с использование государственного имущества, включая движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы с учётом рыночных факторов. Сферой контроллинга являются результаты использования государственного имущества, в том числе пакетов акций, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, закреплённых в государственной собственности. Система контроллинга включает экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и принятие решений по результатам этого анализа. Государственные контроллёры назначаются на государственные унитарные предприятия, имеющие нестабильное экономическое положение. Контроллинг осуществляется на этапах стратегического и тактического управления государственным имуществом.
5. Аудит. Аудит использования государственного имущества направлен на установление достоверности отчётности об использовании имущества государственными предприятиями и учреждениями, хозяйственными обществами и товариществами с государственным участием, а также соответствия совершаемых ими действий нормативным актам РФ. Государственные предприятия и учреждения проходят обязательный аудит российскими организациями, прошедшими сертификацию в федеральных органах исполнительной власти и имеющими лицензию на право проведения аудита государственного имущества. Не допускается участие в аудите государственного имущества иностранных компаний, компаний с иностранными инвестициями, а также физических лиц и аффелированных лиц. Решение о привлечении аудиторской фирмы к проверке бухгалтерской отчётности хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием согласовывается с их органами управления. Внутренний аудит включает оценку внутренних ресурсов, находящихся под контролем предприятия: зданий, земли, оборудования, технологий, патентов, трудовых, финансовых и других ресурсов.
6. Оценка. Объектом оценки является государственное движимое и недвижимое имущество, права собственности, результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием государственного имущества. Оценку государственного имущества осуществляют независимые оценщики. Оценщик не может быть учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки. Оценка государственного имущества проводится в целях:
· определения рыночной стоимости государственного имущества в процессе приватизации и иных сделок;
· налогообложения имущества и доходов;
· определения балансовой стоимости;
· определения ликвидационной стоимости;
· залога;
· страхования.