Проблемы в системе управления государственным и муниципальным имуществом в РФ.

В управлении государственным и муниципальным имуществом существуют серьезные недостатки, которые носят сущностный характер. Сформировавшаяся в настоящий момент в России система управления государственной собственностью, опираясь на западные теоретические концепции, зачастую противоречит национальным интересам и подрывает основы экономической безопасности. Необоснованное копирование зарубежного опыта приводит к разрушению сложившейся системы хозяйствования, так как экономическая система каждой страны формируется на основе национальных хозяйственных традиций, культуры, религии. Продолжающийся процесс приватизации ведет к утрате экономической независимости России и подчинению ее мировому транснациональному капиталу.

Управление государственной собственностью строится по сетевому принципу, при котором взаимодействуют равноправные субъекты управления, занимающиеся координацией деятельности вместо управления. Это приводит к возрастанию транзакционных издержек, увеличивает время согласования управленческих решений, а также количество нормативно-правовых документов. В конечном итоге утрачивается целостность управления и его результативность.

Господствующий в управлении государственной собственностью России технократический, рациональный тип управления приводит к его бюрократизации, исчезает творческое начало, присущее управлению как искусству.Используемые в новой программе управления государственным имуществом инструменты свидетельствуют об усилении процесса бюрократизации: создание дорожных карт по каждому направлению, методических рекомендаций, стандартов и регламентов управления. Ключевое внимание уделяется институциональным и организационным факторам управления.

Современная парадигма как система взглядов на государственное управление предполагает гибкость и умение адаптироваться к внешней среде, социализацию управления с его ориентацией на творческий потенциал всех субъектов, умение преодолевать стереотипы и быть ответственными за результаты.

Правовая база в области управления государственной собственностью в Российской Федерации на современном этапе не соответствует российским правовым традициям и опирается на западную философию права. Это ведет к количественному, а не качественному росту нормативно-правовой базы и усложняет процесс управления государственной собственностью, увеличивает издержки.Только перечень документов, которые нужно учитывать при принятии управленческих решений состоит из нескольких страниц. Помимо федерального законодательства такая же пирамида нормативно-правовых актов принимается субъектами федерации и муниципальными образованиями. А если учитывать еще документы, принимаемые в отраслевых министерствах, то станет очевидной вся сложность и неповоротливость такого управления.В частности, только в лесной отрасли России за период с 1917-1991 годы было принято 774 документа, а за период 1992-2008 гг. – 1792 г.[79] Помимо этого, в уже принятые документы вносятся бесчисленные поправки.

Серьезной проблемой стало нарушение законов, которые регулируют приватизацию государственного имущества и его аренду. В результате мероприятий, проведенных Генеральной прокуратурой РФ, были выявлены решения, принятые органами власти по незаконной продаже имущества[80].

Распространенным явлением был вывод активов с предприятий, в которых государство имеет пакет акций. В Нижегородской области в суде была оспорена законность сделки по ОАО "Нижегородский порт". Государству в ОАО "Нижегородский порт" принадлежит 16,6% акций и земельный участок площадью 19,2 га. При этом ОАО "Нижегородский порт" имеет задолженность по аренде – около 3 млн. руб. Было доказано, что ОАО "Нижегородский порт" было незаконно передано право на аренду земли, принадлежащей государству, дочерней структуре девелоперской компании "Макромир", что впоследствии привело к покупке Нижегородского порта компанией "Макромир".

По сообщению Росимущества, в 2009 г. оно вернуло в казну государства незаконно используемое федеральное имущество на сумму свыше 10 млрд. руб.

В настоящее время в законодательство уже внесены изменения, которые увеличивают ответственность руководителей ФГУП за результаты своей деятельности.

Не до конца сформирован реестр государственной собственности. Состав имущества постоянно меняется. Росимущество не может найти 190 федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, которые записаны в реестре государственной собственности по г. Москве. По заявленному юридическому адресу их просто нет. Росимущество должно провести процедуру ликвидации, чтобы исключить их из реестра.

Мы полагаем, что для исправления ситуации в сфере правового регулирования государственной собственностью, во-первых, опираться при создании законов на нормы, правила, обычаи национальной экономики, российскую хозяйственную этику «нравственного закона», во-вторых, ограничиться принятием законов только на федеральном уровне, так как именно здесь формируется правовая идеология, которая позволит остальным управленческим уровням действовать оперативно, не отвлекая ресурсы на согласование законодательства.

Серьезной проблемой в системе отношений государственной собственности является подмена общенародных интересов личными интересами недобросовестных чиновников. В настоящее время крупные государственные компании находятся фактически во владении элитных группировок, которые ведут борьбу за контроль над финансовыми потоками.

Сформировалась такая система, при которой частные лица, пользуясь бесконтрольностью государственных органов, присваивают государственные доходы и часть прибыли государственных предприятий[81].

Российский бизнес зачастую развивается не за счет своего производства, а за счет захвата государственной собственности. Примеров тому множество: огромные средства «осваиваются» в системе ЖКХ при ремонте домов, установке приборов учета, строительстве дорог, трубопроводов и газопроводов. Частный сектор борется именно за эти бюджетные средства вместо того, чтобы совершенствовать производство, снижать его издержки.

Проникновение чисто рыночных отношений в систему отношений государственной собственности приводит к тому, что государство перестает выполнять свою важнейшую функцию – защиту общественных интересов. Большая часть населения России почти полностью отстранена от результатов функционирования государственной собственности и использования общественных благ.

В настоящее время в РФ существует множество субъектов, разрабатывающих политику управления государственным имуществом: Министерство экономического развития, Министерство финансов, Росимущество, Росрезерв, Роскадастр, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Росатом и другие государственные корпорации, отраслевые министерства, саморегулируемые организации (союз оценщиков, арбитражные управляющие, аудиторы и др.), комитет Государственной Думы по собственности. Сюда можно добавить еще влиятельные политические партии и экспертное сообщество. Большое количество организаций требует усилий по координации и согласованию деятельности, теряется время, увеличиваются трансакционные издержки на управление.

Наши рекомендации