Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.

21.1. Понятие и экономическая сущность санации

Санация – это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства предприятия, улучшение его финансового положения, а также повышение конкурентоспособности. Санацию можно назвать реорганизационной процедурой. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности должника. Существует три случая, когда проводится санация:

· в случае, если кредиторы еще не возбудили дело о банкротстве. При этом предприятие по своей инициативе прибегает к внешней помощи, пытаясь самостоятельно найти выход из сложившейся кризисной ситуации;

· в случае, если само предприятие обращается в арбитражный суд, заявляя о банкротстве и предлагая условия санации;

· в случае, если решение о санации выносится арбитражным судом для удовлетворения требований предприятия-должника и кредиторов.

Два последних случая предполагают осуществление санации в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга. Более широкий выбор форм имеет санация, которая инициируется самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В таком случае она носит предупредительный характер, в полной мере согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Санация, инициируемая предприятием, представляет сложный процесс, требующий эффективного финансового управления на всех стадиях его осуществления. Можно выделить основные этапы, по которым осуществляется такое управление.

Первый этап – определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.

Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние продолжает обостряться.

Возможность проведения санации определяется выходом из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. И если по результатам объективной оценке такая перспектива имеется, то санация, которую инициирует предприятие, имеет шансы на успех.

Второй этап – обоснование концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, при этом определяет ее предстоящие направления и формы.

Методами санации являются:

· сокращение акционерного капитала с помощью выпуска новых акций, а также при обмене их на большее количество старых;

· предоставление субсидий правительством;

· льготные займы;

· предоставление льгот по налогообложению;

· национализация предприятий и др.

В зависимости от глубины кризиса на предприятии, а также в связи с условиями предоставленной внешней помощи, существует санация предприятия двух видов, каждая из которых имеет ряд форм:

Санация предприятия, которая направлена на реорганизацию долга. При этом статус юридического лица предприятия остается неизменным. Она призвана помочь устранению неплатежеспособности. Этот тип санации осуществим в том случае, если кризисное состояние предприятия признано временным:

· погашение долга предприятия за счет средств бюджета. Только государственные предприятия санируются в такой форме;

· погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, который обслуживает предприятие. Перед этим проводится аудит последнего;

· перевод долга на другое юридическое лицо. Этим юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность и которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

· выпуск облигаций и других ценных бумаг под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, который обслуживает предприятие.

Санация предприятия, при которой статус юридического лица санируемого предприятия будет изменен. Иное название этой санации – реорганизация, которая осуществляется исключительно при глубоком кризисном состоянии фирмы. Она требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация).

Выделяют следующие основные формы санации предприятия, направленной на его реорганизацию:

Слияние – предприятие-должник сливается с иным финансово устойчивым предприятием. Результатом становится потеря должником самостоятельного юридического статуса. Если в результате санации объединяются предприятия одной отрасли, то это горизонтальное слияние. Объединение предприятий смежных отраслей – это вертикальное слияние, объединение не связанных отраслевыми или технологическими особенностями предприятий – это конгломератное слияние.

Поглощение – предприятие-должник приобретается санатором. Последний получает целостный имущественный комплекс, основную часть его активов. А санируемое предприятие может сохраниться как юридическое лицо в виде дочернего предприятия.

Разделение используется для предприятий, которые осуществляют многоотраслевую производственную деятельность.

Преобразование в открытое акционерное общество. По инициативе группы учредителей создается открытое акционерное общество. Для этого необходимо обеспечить минимальный размер уставного фонда, утвержденный законодательством.

Передача в аренду. Касается государственных предприятий, которые сдаются в аренду членам трудового коллектива. При этом коллектив арендаторов принимает на себя долги санируемого предприятия.

Приватизация. Также используется для санации государственных предприятий.

Любое выведение из кризиса осуществляется под контролем арбитражного суда на условиях, определенных соответствующим соглашением. Санирование предприятия может длиться не более 18 месяцев. Арбитражный суд может продлить этот срок на полгода. Санация завершена, если ее цели достигнуты или, напротив, предприятие признано банкротом.

Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются:

· экономическое и финансовое состояние должника к началу санации;

· основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника;

· цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

· расчет эффективности предложенной формы санирования;

· формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотношения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.

Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых категорий лиц, либо по результатам проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации. Первоочередное право на участие в проведение санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.

Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.

Участники санации вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ним сроки, распределение между участниками ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т.д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее не эффективности решением арбитражного суда.

21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом

Впервые положения о проведении восстановительных процедур в отношении государственных предприятий появились в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». В Указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов) предприятий неплатежеспособными. После признания таких предприятий банкротами предусматривалось применение к ним «специальных процедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий». Однако, неясно, каким образом могла содействовать оздоровлению ликвидация. Этот закон утратил силу.

В настоящее время в российском законодательстве действует Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 27 сентября 2002). В главе II указано предупреждение банкротства. Статья 30 описывает меры по предупреждению банкротства организации, где сказано, что в случае возникновения признаков банкротства, установленных настоящим ФЗ, руководитель должника обязан направить учредителям должника, собственнику имущества должника-унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Статья 31 определяет санацию. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). Должник или иные лица могут принять на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Если рассматривать санацию предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то она будет осуществляться следующим образом. Когда нужно реорганизовать долг предприятия, производится санация без изменения юридического лица. Для предприятий, которые находятся в государственной и муниципальной собственности выделяются деньги на погашение долга из бюджета. Если предприятие пребывает в глубоком кризисе, то санация осуществляется рядом процедур, путем изменения организационно-правовой формы деятельности. Этими процедурами могут быть передача в аренду и приватизация. Они используются для санации государственных предприятий. Рассмотрим их поподробней.

Аренду в научной литературе иногда называют приватизацией управления и направлено на преодоление низкой эффективности предприятия. Передается госсобственность трудовым коллективам (или другим лицам) на возмездных началах, т.е. за плату. Как правило, на сдачу предприятия в аренду проводится конкурс. Сейчас в России такая практика постепенно прививается, реализуют ее государственные унитарные предприятия. Соединение в основной массе элементов собственности государства и арендатора означает по существу создание предприятия, основанного на смешанной собственности. При аренде с последующим выкупом арендатор постепенно переводит госсобственность в частную или коллективную. Получила широкое распространение аренда госимущества без права его выкупа, а также доверительное (трастовое) управление, когда предприятие обеспечивается залогом и имеет большую экономическую свободу и независимость. Аренда без права выкупа широко распространена в России. Причем не всегда это делается легально, хотя для многих бюджетных учреждений это становится основной статьей дохода.

Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является одним из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов - надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории. Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества: зданий, помещений, земельных участков. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко аренда действующих муниципальных предприятий.

Нормативно-правовые акты, регулирующие передачу в пользование и владение государственным и муниципальным имуществом, можно назвать следующие:

ФЗ РФ «О защите конкуренции» (ст. 17.1);

· Приказ ФАС РФ от 10 февраля 2010 г № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества») (5 марта 2010 г. вступил в силу).

В Приложении 1 Приказа ФАС России № 67 прилагаются Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Можно выделить следующие положения Приложения.

Базой для принятия решений по договорам аренды должна стать рыночная стоимость объектов недвижимости. Для этого необходимо составлять реестры начальной стоимости объектов, которая и станет основой для определения конкурсной арендной платы и правильности платежей за арендуемое имущество.

Четкое определение контрольных функций органов управления государственным имуществом, прав и обязанностей должностных лиц с вытекающими полномочиями и ответственностью позволит обеспечить эффективность арендных отношений всех участников предпринимательской деятельности, включая государство.

Фискальная сторона вопросов аренды государственной собственности может быть строго определена как по характеру объектов государственной собственности, так и по способам и формам государственного контроля за ней.

Для анализа и принятия соответствующих решений необходимо обобщать конкретные факты использования аренды государственной собственности с нарушениями действующего законодательства.

В связи с тем, что в соответствии с Законом РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. № 2872-1 арендатор может передавать свои арендные права в залог без согласия арендодателя (в том числе и государства, если договор аренды заключен с правомочными государственными органами), если иное не предусмотрено договором аренды, возникает возможность многократного перезалога арендных прав с утратой целей, которые были первоначально определены договором аренды.

Этот и другие вопросы аренды государственной собственности еще требуют своего урегулирования.

Для защиты государственного имущества, передаваемого в аренду, от рисков, а также в целях компенсации за утраченное государственное имущество, переданное в аренду, следует ввести обязательное страхование недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, чтобы обеспечить внебюджетную компенсацию нанесенного ему ущерба.

О приватизации государственного и муниципального имущества сказано в ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В законе дается определение приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляться комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.

Приобретение государственной собственности - это приобретение покупателем права на получение дохода от использования всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость имущества (часто символическую), а должен выплатить доход, который могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования ресурсов. К сожалению в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий.

Можно рассмотреть пример. Государству принадлежало около 400 ФГУП Минобороны РФ. С 1993 по 2001 гг. 87 унитарных предприятий Минобороны были обанкрочены, износ основных производственных фондов тогдашних предприятий составлял 80%, большинство ФГУП убыточны. Госзаказы были не в состоянии обеспечить их стабильное существование, поэтому имели место часто незаконные, теневые виды деятельности: продажа имущества, сдача в аренду основных средств и др. Естественно, от такой деятельности государство никакого дохода не получало. Поэтому особенно важной является задача трансформации ФГУП или другими словами - реорганизация. У этой задачи были два направления:

Образование казенных предприятий (предприятиям предоставляются различные льготы, их деятельность относительно стабильна, существует возможность оказания платных услуг для внешней рыночной среды);

Образование акционерных обществ (данный способ наиболее был выгодным для госбюджета, т. к. 100% акций вновь создаваемого предприятия принадлежало государству).

Для проведения трансформации унитарные предприятия должны предоставить в Минимущество показатели своей деятельности: выручку, чистую прибыль, чистые активы. Из этих данных будет сформирован реестр показателей эффективности деятельности унитарных предприятий и представлен потенциальным покупателям.


Наши рекомендации