Формы административно-территориального устройства
Форма государственного устройства — это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Для характеристики территориальной организации федерального государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», так как он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще всего используют термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба этих термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
1. простая форма (унитарное государство);
2. сложная форма (федерация и конфедерация).
I. Унитарное государство — это простое единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Суверенитет — это независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет означает «верховная власть», «господство», «верховенство».
Отличительные признаки унитарного государства:
1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности.
2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы подчинённости одному центру.
3. Одноуровневая система законодательства (единая конституция на уровне всей страны).
4. Наличие единого гражданства.
Виды унитарных государств:
1. Простое — в составе нет автономных образований, территория государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
2. Сложное — в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
— Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства, где компактно проживает какая-либо народность, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык на равнее с государственным (Франция, Дания, Китай, Азербайджан).
— Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (в Словении итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Также в зависимости от степени подчинённости административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
1. Централизованное унитарное государство — подразумевает строгую субординацию органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
2. Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органом центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
3. Регионалистское (региональное) унитарное государство — это сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, что схожи с субъектами федерации. Такая форма встречается только в четырёх странах: Италии, Испании, ЮАР, Шри-Ланке. Региональное государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящую в рамках одного государства.
II. Федерация (означает «объединение», «союз») — это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Федерация строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Признаки федеративного государства
1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам.
2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (Парламент имеет двухуровневую структуру — верхняя представляет интересы субъектов федерации, а субъекты формируют свои местные парламенты).
3. Двухуровневая система законодательства (Конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта).
4. Вместе с общегосударственным гражданством у субъектов федерации есть возможность устанавливать собственное гражданство.
Виды федераций
1. По способу образования субъектов федерации:
a) Территориальная федерация (административная) — это федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
b) Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия, Югославия, в прошлом СССР).
c) Национально-территориальная федерация (смешанная) — это федеративное государство, в основу формирования которого положены и территориальные, и национальные принципы (Россия).
2. По способу образования самой федерации:
a) Конституционная федерация — образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая Конституция (Пакистан, Индия).
b) Договорная федерация (союзная) — образована в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, СССР, Объединённые Арабские Эмираты).
c) Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно договорной и конституционный способ образования федерации (Россия).
3. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
a) Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
b) Ассиметричная федерация — федерация, в которой один субъект имеет более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
c) Симметричная федерация с элементами ассиметрии — связана с наличием в составе федерации различных автономных образований.
4. В зависимости от соотношения объёмов полномочий федерации и её субъектов:
a) Централизованная федерация — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
b) Децентрализованная федерация — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, а все остальные полномочия являются федеральными.
5. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:
a) Дуалистическая федерация — в Конституции определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.
b) Кооперативная федерация — кроме вопросов исключительного ведения также определяются вопросы совместного ведения.
III. Конфедерация — это временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или преобразуется в федерацию, или снова распадается наряд унитарных государств.
Ранее конфедерацией были Конфедеративные штаты Америки (1776 – 1789), Германия (1815 – 1867), Швейцария (1815 – 1848). В настоящее время — союз между Россией и Белоруссией.
Признаки конфедерации:
1. составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
2. каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; каждое союзное государство имеет собственную Конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя Конституция, но единого законодательства нет;
3. нет единого гражданства;
4. каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.