Вопрос. Формы правления и административно-территориального устройства государства.

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Форма правления отвечает на вопрос «кто правит?»

Выделяют 2 разновидности форм правления:

ü Монархия. (От лат. Monos – один, arkhein – правитель) - единовластие.

Признаки: В монархии высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Монархия в наше время делится на:

1. абсолютную - это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. (Саудовская Аравия, Бруней)

2. конституционную - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

-

Монарх
Дуалистические монархии существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Монарх управляет страной через назначаемое им и ответственное обычно только перед ним правительство; парламент издает законы и утверждает бюджет, монарх имеет право абсолютного или отлагательного вето на решение парламента.

правительство
Парламент

- Парламентарная отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства или по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что «монарх царствует, но не правит». Пример – великобритания, япония, швеция, испания, бельгия, дания, нидерланды.

Монарх
Парламент
Правительство

ü Республика (переводится:общественное дело)- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами избираемыми населением на определенный срок.

Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков:

- Верховная власть принадлежит коллегиальному органу;

- Власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

- Высшие органы государственной власти избираются народом;

- Высшие органы государственной власти избираются на определенный срок;

- Юридическая ответственность главы государства и должностных лиц.

Республики бывают: президентские, парламентские, смешанные.

Большинство республик мира относят к президентским.

Президент
Парламент
Правительство
НАРОД
Президентская республика:

Глава государства – президент. Избирается народом непосредственно или опосредованно и относится к исполнительной власти.

В классической президентской республике президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он получает свои полномочия в результате избрания на известный срок. Он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением, и ответственности перед парламентом не несет. Парламент избирается народом отдельно и принадлежит к законодательной власти. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов.

Пример: США, Бразилия, Аргентина, Сирия, Турция

Президент
Парламент
Правительство
НАРОД
Парламентская республика:

Правит партия парламентского большинства, если таковое имеется. Парламент формирует и отзывает правительство. Реальна исполнительная власть принадлежит главе правительства. (ангела меркель в германии). Президент избирается не народом, а членами парламента, оставленный, по существу, только представительские функции. Распустить парламент президент может лишь по инициативе правительства, либо в соответствии с предписаниями законодательства. Правительство имеет право законодательной инициативы, а иногда право вето на законопроект.

Глава государства в парламентской республике обладает широкими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства и тд.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Пример: ФРГ, Италия, Индия, Ирландия, Австрия

Правительство
НАРОД
Президент
Парламент
Смешанная (полупрезидентская) республика:

Президент не возглавляет исполнительную власть, а является главой государства. Избирается народом, равно как и парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое несет двойную ответственность перед президентом и перед парламентом. Назначает правительство президент при участии парламента. Президент может распустить парламент, имеет право отлагательного вето на акты парламента. Иногда парламент Может принять участие в процедуре импичмента (процедуре отрешения президента от власти).

Примеры: Франция, Казахстан, Белоруссия, Финляндия, Португалия, РФ.

Административно-территориальное деление государства.

В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.

Наши рекомендации