Цели и задачи анализа и учета товарных запасов
Рациональная организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в оптовых предприятиях связано с организацией ритмичного их снабжения со складов производственных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса розничных покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на оптовом предприятии.
На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.
При изучении товарных запасов на оптовом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учёта:
1. Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам. Данные подсчёты оцениваются в действующих ценах и сводятся в общую сумму. Инвентаризация представляет собой большой трудоёмкий процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объём товарооборота и снижает доходы.
2. Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта. Этот метод не обеспечивает точности, так как основан на пересчёте не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т.п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.
3. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:
З1 + П = Р + Д р + З2
где З1 - товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;
П - поступление товаров в анализируемом периоде, руб.;
Р - реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;
Др - документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (например, учтенные потери на складе), руб.;
З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб.
Например, товарные запасы склада на 1 марта составили 200 тыс. руб., на 30 марта их остаток по итогам инвентаризации был равен 180 тыс. руб. В этот же период поступила продукция на сумму 350 тыс. руб. Объем продаж за анализируемый период составил 290 тыс. руб., кроме того была списана продукция на сумму 5 тыс. рублей. Произведя расчеты можно определить сбалансированность товарных запасов:
200 + 350 = 290 +5 +180
550 – 475 = 75
Определив сбалансированность товарных запасов можно определить, что остаток запасов на 1 апреля (предшествующий период) составит 75 тыс. руб., что значительно меньше, чем на 1 марта (анализируемый или отчетный период) 200 тыс. руб.
Этот метод позволяет обеспечить оперативный учёт и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток - отсутствие возможности исключить из расчётов некоторые не установленные потери, что приводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учёта систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности оптового предприятия. Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов.