III. Ознакомление с правилом употреблением большой буквы в кличках животных.
1. Выполнение упражнения 28.
– Какие слова обозначают названия животных, а какие – их клички?
– Почему в первом предложении слово гусь записано сначала с большой буквы, а затем с маленькой? (Начало предложения.)
– Выпишите названия животных и их клички.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: названия животных пишутся с маленькой буквы, а их клички – с большой.
2. Выполнение упражнения 29.
– К какому произведению художник нарисовал этот рисунок?
– Какие животные изображены на нём? Как зовут этого доктора?
– Прочитайте предложение. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?
– Выпишите клички животных.
Физкультминутка
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, ручки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
– О каком животном стихотворение? Какая у него кличка? Какое из слов вы напишете с большой буквы: Хомка, хомячок?
IV. Формирование новых знаний.
– Прочитайте правило в голубой рамке. Верно ли вы рассуждали?
– Имена, фамилии людей, клички животных – это имена собственные, то есть свои имена.
1. Упражнение 31 – выполняется по заданию в учебнике.
2. Упражнение 32 – самостоятельная работа.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
!Игра «Самый внимательный».
Дети становятся в круг. Если они согласны с утверждением учителя, то меняются местами, не согласны – стоят на месте.
Варианты высказываний:
– Имена, фамилии и отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Отчества людей пишутся с маленькой буквы.
– Клички животных пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:
Дима, котёнок, дядя, Аня, Барсик, мартышка, Пётр Иванович, собака, курица.
Урок 81
Тема: большая буква в названиях стран, городов,
деревень, улиц, рек
Цели: формировать представления о названии стран, городов, сёл, улиц, рек; развивать умение писать названия с большой буквы.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Корова Ночка, козлёнок Гоша, конь Орлик, синий карандаш, собака Жучка, Маша Иванова, у Бори ёлка, попугай Петя, тётя Лена, кот Барсик, Мишин друг.
II. Сообщение темы урока.
1. Выполнение упражнения 35.
– Кому адресованы письма?
– Что, кроме имён и фамилий, указано на конвертах?
– Выпишите сведения с конвертов в следующем порядке:
города: Москва, Коломна.
улица: Плющиха, Гагарина.
фамилия: Степанова, Волкова.
имя: Наташа, Галя.
– Что вы заметили? Сделайте вывод.
Вывод: названия городов, улиц пишутся с большой буквы – это имена собственные.
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 21.
– Какие имена собственные вы знаете?
2.Выполнение упражнения 36. Комментированное письмо.
Физкультминутка
III. Написание слов, одинаковых по звучанию, но имеющих разное смысловое значение.
Упражнение 37 выполняется по заданию в учебнике.
Коллективная работа.
IV. Закрепление.
! Игра «Подумай – назови».
Дети делятся на три группы. Каждой группе выдаётся задание на листочках, дети обсуждают и коллективно выполняют работу.
страна ….
город ….
река ….
имя ….
отчество ….
фамилия ….
После выполнения задания происходит обсуждение.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Незнайка прислал нам письмо. Правильно ли он подписал конверт?
Домашнее задание:выучить сообщение Знайки на с. 21; написать свой адрес.
Урок 82
Тема: чистописание
Цель: упражнять в написании строчных и заглавных букв эЭ, жЖ.
Ход урока
I. Подготовка руки к письму.
Наши пальчики сплетём,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнутся чуть-чуть –
Их расслабить не забудь.
Дети сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения дети встряхивают руками, расслабляя пальцы.
Выполнение подготовительных упражнений для развития свободных движений руки по образцам:
II. Работа над формой строчной буквы э.
1. Анализ буквы.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
При анализе обращается внимание на глубину полуовала, отрыв среднего элемента.
2. Работа в тетради:
– прописывание строки строчной буквы э;
– написание буквосочетаний:
– написание слов, начинающихся с буквы э:
Физкультминутка