Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии: процессный подход
Предприятие следует рассматривать как основное звено экономики, именно на нем осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Предприятие — производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятие при административно-командной (центральноуправляемой) системе было основной хозяйственной единицей, оно являлось органом централизованно управляемого народного хозяйства, т.е. формальным предприятием, а в условиях рыночной экономики становится автономным, т.е. реальным предприятием — субъектом предпринимательства. В соответствии с действующим законодательством предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Реформирование внешнеэкономической сферы радикально изменило статус предприятия. В условиях демонополизации и децентрализации внешнеэкономических связей предприятие, оставаясь объектом управления в системе государственного управления ВЭД, стало равноправным субъектом внешнеэкономической деятельности. Оно и раньше участвовало во внешних связях государства, но как технический исполнитель, а в новых условиях стало участником, самостоятельно распоряжающимся результатами своего труда, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
Трансформация предприятия из состояния исполнителя в положение субъекта внешнеэкономической деятельности вызвала необходимость перестройки системы управления ВЭД на предприятии как в направлении появления новых функций, так и формирования новой организационной структуры управления, отражающей возросшую роль предприятия в развитии внешнеэкономической сферы.
Управление внешнеэкономической деятельностью – это непрерывный процесс, включающий формулировку стратегии внешнеэкономической деятельности; распространение на предприятии информации о выбранном направлении; разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно успеха в достижении стратегических целей внешнеэкономической деятельности предприятия.
Управление внешнеэкономической деятельностью – это дисциплина, изучающая внешнеэкономическую деятельность на микроуровне т.е. на уровне предприятия. Предмет ее изучения охватывает планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия.
Таким образом, исходя из определения управления внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие основные функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:
1. Планирование – составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов
2. Организация – создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью, определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей
3. Мотивация персонала, занятого в системе управления ВЭД предприятия.
4. Контроль внешнеэкономических операций (как в оперативном, так и в стратегическом режиме – текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организация проведения соответствующих ревизий по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь.
5. Регулирование - координация и согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы
Наряду с основными функциями управления, можно выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия:
1. Аналитическая, которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов.
2. Товарно-производственная – совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.
3. Сбытовая, предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на экспорт.
4. Осуществление определенной ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.
Функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия реализуются отдельными подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют организационную структуру внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим более подробно основные этапы реализации функции управления ВЭД предприятия.
Планирование ВЭД
5.1.1. Задачи и принципы планирования ВЭД
Планирование — важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяйствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ресурсов, необходимых для их достижения.
В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие работает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внешних факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обеспечивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирования является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последующей управленческой деятельности. Они должны не только определять цели предприятия на рынке, но и предусматривать конкретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе планирования ВЭД решаются частные задачи:
• расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;
• минимизация издержек производства;
• совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;
• повышение качества продукции.
Характер и содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу основных принципов относятся единство (системность), непрерывность, точность, участие.
Принцип единства (системности) означает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по горизонтали — путем координациипланов функциональных подразделений предприятия. Координация выражается в том, что планирование одних частей организации должно быть связано с плановой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не набор документов и решений, а взаимосвязанная система.
Принцип непрерывности находит отражение в непрерывности процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования делают необходимым постоянную корректировку планов.
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Понятие гибкости означает придание процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые называют «финансовыми подушками».
Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хозяйствования, особенно это важно при разработке планов на короткие промежутки времени, в которых конкретность и проработка деталей планов должны быть обязательными.
Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа участия выражаются в следующем:
• каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что позволяет более глубоко понимать различные стороны ее деятельности;
• участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формируется командный дух в коллективе;
• работники предприятия, занимаясь планированием, расширяют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.
Организация процесса планирования имеет свои особенности на разных по масштабам деятельности предприятиях. Крупные фирмы имеют в своем составе специальные плановые подразделения, располагают достаточными финансовыми возможностями для привлечения внешних консультантов, особенно при определении стратегических задач. Средние и мелкие предприятия встречаются с большими трудностями при планировании, но процесс этот им нужен еще в большей степени. Внешняя среда таких предприятий более неопределенная и непредсказуемая. С другой стороны, внутренняя среда такой организации более проста, управляема, а потому лучше обозрима.
5.1.2. Структура планов предприятия
Планирование на предприятии включает систему планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную перспективу. При разработке таких планов определяются общие цели предприятия и средства их достижения. Такие планы называют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вторых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприятия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются текущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.
В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъектов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы подразделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).
В содержательном аспекте система планов характеризует различные стороны деятельности предприятия. Их взаимосвязь представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь планов работы предприятия
5.1.3. Виды планирования
В процессе планирования внешнеэкономической деятельности предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений развития, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.
Сформировать стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходимые средства.
Объектами стратегического планирования являются основные стороны деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хозяйствования.
Стратегическое планирование — процесс многоэтапный.
Содержанием первого этапа является анализ и оценка внешней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюнктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействующие на разные аспекты текущей деятельности, определять факторы, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть возможности достижения целей путем корректировкипланов.
Содержание второго этапа — рассмотрение стратегической позиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегического диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, зависящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов.
На третьем этапе осуществляется разработка стратегий развития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия предусматривает решение следующих задач:
• формирование общей стратегии;
• формирование конкурентной стратегии;
• формирование функциональных стратегий предприятия.
Когда стратегия сформирована, она превращается в открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, общую, деловую и функциональные стратегии, программу действий, проекты, бизнес-планы.
Реализация стратегических планов достигается на основе текущего технике-экономического планирования. Его содержанием является текущее планирование (как правило, годовой период) всех сторон производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Это планы маркетинга по освоению новой продукции, по труду и зарплате, издержкам и финансам, материально-техническому обеспечению, техническому, производственному и социальному развитию и другим сторонам деятельности. Все они сводятся в текущий комплексный план развития предприятия — бизнес-план текущей работы предприятия. Наряду с этим для привлечения инвестиций, получения кредитных источников финансирования деятельности предприятие разрабатывает бизнес-план инвестиционных проектов.
5.1.4. Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
Важнейшими показателями, характеризующими объем внешних связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта являются как товарыотечественного, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные характеристики товаров.
Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.
Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осуществляются по ценам, учитывающим стоимостьтовара
и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.При стоимостной оценке импортируемых товаров учитываются их стоимость и расходы по транспортировке до границы страны-импортера.
При планировании экспорта и импорта наряду со стоимостными применяются натуральные и условно-натуральные измерители. Натуральные показатели (тонны, килограммы, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. На их основе определяется потребность в производственных мощностях, материальных, трудовых, энергетических и иного вида ресурсах.
Условно-натуральные измерители позволяют привести все виды выпускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (удобрения азотные N в тоннах, удобрения калийные К20 в тоннах, микросхемы серии «X» и т.д.).
На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, средние цены, рост (снижение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции. Планируя данные показатели ВЭД, необходимо определить влияние каждого из них.
В качестве примера рассмотрим динамику экспортных поставок тканей на предприятии (табл. 1).
Таблица 1
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Изменения |
Объем поставок в стоимостном выражении, млн дол. США | 15,225 | +4,225 | |
Количество, млн пог. метров | 10,5 | +0,5 | |
Ср. цена 1 пог. метра, дол. США | 1,1 | 1,45 | +0,350 |
Определим влияние факторов:
1) рост физического объема экспорта:
(10,5 — 10,0)*1,1 = 0,550 млн дол. США;
2) рост средней цены:
(1,45 — 1,1)*10,5 = 3,675 млн дол. США.
Всего изменения: 0,55 + 3,675 = 4,225 млн дол. США.
Таким образом, рост экспортных продаж на 87 % (3,675 из 4,225) связан с повышением средней цены поставляемых тканей. Дальнейший анализ требует выявления соответствующих причин. Если такой рост вызван углублением степени обработки ткани, улучшением их потребительских характеристик и не отражается на снижении конкурентоспособности товара, его можно предусматривать в планах ВЭД предприятия.
Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, в противном случае — отрицательным.
Определение размеров внешнеторгового оборота предприятия является основой для планирования доходов от внешнеэкономической деятельности, издержек производства, прибыли, валютных доходов и других параметров деятельности предприятия.
Доходы от внешнеэкономической деятельности — составная часть общего результата хозяйственной деятельности предприятия. Однако при их определении необходимо учитывать ряд особенностей:
во-первых, денежные средства, из которых формируются доходы от ВЭД, поступают в иностранной и национальной валюте;
во-вторых, часть валютных средств в соответствии с законодательством должна быть продана государству с компенсацией в национальной валюте;
в-третьих, величина дохода от ВЭД зависит и от курсовой разницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Доходы от ВЭД состоят из выручки от продажи товаров, услуг, научно-технической продукции, финансовых и других неторговых операций, курсовой разницы.
При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте, в последнем случае валютная выручка умножается на прогнозируемый на данный календарный период курс иностранной валюты к национальной.
Издержки предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Любые виды ВЭД требуют определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных пак с производством, так и с реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка и т.д.). Кроме того, предприятия платят налоги, часть которых также включается в издержки. Все затраты предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с производством и реализацией продукции, принято называть ее себестоимостью.
Планирование себестоимости ВЭД осуществляется по общей схеме планирования на предприятии.
Определение себестоимости производится в соответствии с действующими основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако специфика ВЭД, особенности правового поля, в рамках которого она осуществляется, вызывают необходимость учитывать ряд особенностей. Наряду с особенностями, характерными для планирования доходов предприятия, необходимо принимать во внимание следующее:
• в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства как в своей стране, так и за рубежом;
• структура расходов, связанных с ВЭД, отличается возрастанием доли коммерческих расходов.
Появляются новые виды затрат: оплата таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранного государства, сертификатов и лицензий; предприятие несет расходы по обработке и страхованию грузов, страхованию гражданской ответственности, заграничным командировкам; значительно возрастают транспортные издержки. Все это необходимо предусматривать, планируя издержки при осуществлении ВЭД.
Непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушение законодательства в области таможенного, валютного и налогового законодательства, а также с невыполнением обязательств перед зарубежным партнером, не планируются.
Прибыль от внешнеэкономической деятельности определяется как разность между доходами от ВЭД и расходами на нее.
Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных единицах в составе общей прибыли при формировании финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчитывается при выборе возможных вариантов экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. На основе определения валютной прибыли определяется и валютная эффективность.
Планированию прибыли ВЭД должен предшествовать анализ факторов, влияющих на ее размеры. При экспорте — это рост объема продаж и снижение себестоимости.
В качестве примера проведем расчет влияния этих факторов на изменение размера прибыли, исходя из данных табл. 2.
Удельные издержки на рубль экспорта составили: в базовом году — 1,8 / 2,0 = 0,9 р.; в планируемом — 2,047 / 2,3 = 0,89 р.
За счет снижения удельных затрат планируется получить:
2300 (0,9 0,89) = 0,023 млрд р. прибыли.
За счет роста объема экспорта:
(2,3 2,0) • (1 0,9) = 0,03 млрд р.
Рост прибыли за счет обоих факторов составит:
0,023 + 0,03 = 0,053 млрд р.
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Результат |
Объем экспорта в национальной валюте, млрд бел. р. | 2,3 | +0,3 | |
Полные затраты на выполнение экспортной программы в национальной валюте, млрд бел. р. | 1,8 | 2,047 | +0,247 |
Прибыль от экспорта, млрд бел. р. | 0,2 | 0,253 | +0,53 |
Таблица 2
Анализ показывает, что за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.
Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних — техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, ноу-хау, сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов — затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и их возврат, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.
Планирование ВЭД предприятия осуществляется на основе действующих норм и нормативов, цен, таможенного и валютного законодательства. Основная задача планирования ВЭД — обеспечение валютного самофинансирования и самоокупаемости в экспортно-импортной деятельности, научно-техническом и производственном сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельностивключает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период.
Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказываются общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и выгодности. Бизнес-план внешнеэкономического проектапредполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для организации. Обычно в нем приводятся:
•анализ и характеристика рынка на предмет проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;
•анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;
•анализ конкурентных позиций своей фирмы;
•анализ внешней среды бизнеса;
•характеристика товара, предназначенного для поставки за рубеж;
•местоположение и характеристика предприятия, его производящего;
•оценка рисков данного проекта;
•финансовая обоснованность проекта.
Фирма имеет право самостоятельно определять формы, методы, и объемы работы на внешнем рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью. При решении вопроса о выборе варианта выхода на зарубежные рынки особое внимание следует уделять конкурентным преимуществам. Достижение этой цели обеспечивается на производственной фирме решением более частных задач:
- расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков сбыта за рубежом;
- минимизация издержек производства и удельных затрат на единицу продукции;
- снижение издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта;
- повышение качества продукции посредством применения новых технологий, материалов.