Статистика потребления материальных благ и услуг

Потребление - заключительная стадиея воспроизводственного процесса, сводящаяся к использованию про­изведенного продукта для удовлетворения определенных потреб­ностей.

К задачам статистики потребления населения относятся следующие: разработка системы показателей потребления, изучение уровня и структуры потребительских расходов, сопоставление уровня фактического потребления отдельных продуктов питания с минимальными или рациональными нормами, принятыми за социальные стандарты, построение моделей потребления, оценка эластичности и дифференциации потребления, анализ динамики потребления населением товаров и услуг, анализ динамики потребительских цен, покупательной способности денег.

Основными источника информации о потреблении населением товаров и услуг являются БДДРН, ОБДХ, балансы ресурсов и использования основных продуктов питания, данные статистики торговли и предприятий.

Статистика разрабатывает обобщающие стоимостные показатели потребления (расходы домашних хозяйств на конечное потребление, фактическое конечное потребление домашних хозяйств), которые рассматривались выше, фонды личного потребления важнейших продуктов питания, показатели среднедушевого потребления продуктов питания, потребления непродовольственных товаров и услуг.

К наиболее важным потребностям человека, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание, поэтому показатели удельного веса расходов на питание, среднедушевого потребления отдельных его продуктов используют в качестве ин­дикаторов уровня жизни населения.

Фонды личногопотребленияважнейших продуктов питания опре­деляются на основе балансов ресурсов и использования продуктов питания.

Балансы разрабатывают статистические органы на феде­ральном и региональном уровнях в натуральных единицах измере­ния по следующим наименованиям:мясо, молоко, зерно, продукты переработки зерна, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрук­ты, масло растительное, сахар.

Балансы содержат данные, как по сырым продуктам, так и продуктам переработкив переводе в ос­новной вид продукции. Этот перевод осуществляется по специаль­ным коэффициентам.

Например, по мясопродуктамучитывают ко­эффициенты: колбасы вареные, сосиски, сардельки - 1,2, колбасы полукопченые - 1,7, колбасы сырокопченые - 2,5, консервы мяс­ные - 0,5, по молокопродуктам: сыр - 8,8, молочные консервы - 1,0, сухие молокопродукты - 7,3, маргариновая продукция - 0,15.

Схему баланса можно представить следующим образом:

Зн + Пр + Ввоз + И = ПП + П + Вывоз + Э + ФП + 3К)

где Зн - запасы продукции на начало года;

Пр - производство продукции;

Ввоз - ввоз продукции из других регионов России;

И - импорт продукции;

ПП - производственное потребление про­дукции;

П - потери;

Вывоз - вывоз продукции в другие регионы России;

Э - экспорт продукции;

ФП - фонд личного потребления;

Зк - запасы продукции на конец года.

Среднедушевой размер потребления основных продуктов пита­ния рассчитываетсяделением фонда личного потребления на сред­негодовую численность населения.

Справочно. В 2003 г. потребление молока и молочных продуктов снизилось по сравнению с 1990 г. на 40%, мяса и мясопродуктов — на 30%, яиц — на 18%. Потребление картофеля увеличилось на 18%.

Статистический анализ динамики потребления продуктов пи­тания на душу населения включает не только оценку скорости, интенсивности изменения, но и выявление тенденции в рядах ди­намики. Для решения последней задачи можно использовать метод аналитического выравнивания, который заключается в построении уравнения тренда.

Для оценки качества питания используют следующие показате­ли: ежедневная норма калорий в потребленных продуктах питания на душу населения, ежедневная норма белков и жиров в потреб­ленных продуктах питания на душу населения, потребление про­довольствия в процентах от объема общего личного потребления. Оценка уровня и качества питания определяется для населения в целом и по отдельным социальным группам (по доходу, возрасту, полу, характеру занятий и др.).

Анализ потребления непродоволь­ственных товаровоснован на группировке товаров по их назначе­нию и сроку службы. В статистике торговли применяется следую­щая группировка: одежда, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, товары бытовой химии и хозяйственного назначения, транспортные средства, теле-, радиотовары, табачные изделия, строительные материа­лы и др. В статистике торговли определяется объем продаж каждого вида товаров, а в обследованиях бюджетов домашних хозяйств - расходы на приобретение товаров.

К товарам недлительного пользования относятся товары, у которых установлен нормативный срок службы до трех лет, например, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия.

Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы три года и более. Для них используют показатели обеспеченности населения в натуральных единицах измерения на 100, 1000 домохозяйств или на 10 000 человек. В российской статистике разрабатываются показатели обеспеченности населения основными предметами длительного пользования по видам: телевизоры, радиоприемные устройства, магнитофоны, видеомагнитофоны, видеокамеры холодильники и морозильники, стиральные машины, электропылесосы, швейные и вязальные машины, часы, легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, велосипеды и мопеды, фотоаппараты.. В последние годы для оценки уровня жизни учитывают телефонную плотность на 1000 человек населения: телефонные аппараты (включая таксофоны), сотовая связь.

Справочно. В 2003 г. на 1000 человек населения России приходилось 153,2 легковых автомобиля, 266,4 телефонных аппарата и 247 сотовых.

В структуре расходов населения возрастает доля расходов на оплату услуг. В статистике потребления услуг определяют такие показатели, как объем платных услуг населению в текущих и сопоставимых ценах (в процентах к предыдущему периоду), размеру оплаты услуг в среднем на 100 лиц, структура расходов по видам услуг.

Наши рекомендации