В соответствии с перечисленными задачами группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические.

Типологическая группировка- это разделение качественно разнородной совокупности на классы, социально – экономические типы, однородные группы единиц.

С помощью типологической группировки можно проследить зарождение, развитие и отмирание различных типов явлений.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупностина группы, характеризующие ее структуру по какому либо варьирующему признаку.

С помощью таких группировок могут изучаться: состав населения по полу, возрасту, месту проживания; состав предприятий по численности занятых, стоимости основных фондов и. т.д.

Аналитическойназывается группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.

Всю совокупность признаков можно разделить две группы: факторные и результативные. Факторными, называются признаки, под воздействием которых изменяются другие признаки – объединяемые в группу результативныхпризнаков.

При построении аналитической группировки необходимо соблюдать следующие:

· в основу группировки закладывается факторный признак;

· каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

Пример аналитической группировки показан в таблице 2

 
  В соответствии с перечисленными задачами группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические. - student2.ru

Данные таблицы 2 показывают зависимость между суммой активов банка и численностью занятых, а так же суммой балансовой прибыли. Чем больше сумма активов, тем выше прибыль банка и численность его сотрудников. У первой группы средняя численность занятых в 2,8 раза меньше, чем у пятой, а балансовая прибыль меньше в 9,1 раза.

Преимущество метода аналитических группировок перед другими методами анализа связи (например, корреляционно – регрессионным) состоит в том, что он не требует соблюдения каких, либо условий для своего применения, кроме одного – качественной однородности исследуемой совокупности.

 
  В соответствии с перечисленными задачами группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические. - student2.ru

В основе группировки могут быть положены как количественные ( объем торгов, курс доллара в рублях , возраст человека и т. д.), так и качественные (атрибутивные) признаки (пол человека, национальность, форма собственности и т. д. ).

В случае построения группировок по количественному признаку возникает проблема определения количества групп. При этом необходимо учитывать степень колеблемости группировочного признака. Чем больше его колеблемость, тем больше следует образовывать групп. При этом возрастает точность воспроизведения характера исследуемого объекта.

На первом этапе для определения числа групп можно воспользоваться формулой СТЕРДЖЕССА

В соответствии с перечисленными задачами группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические. - student2.ru , ( 1 )

где n – число групп;

N- число единиц совокупности.

Однако следует помнить, что формула позволяет получить удовлетворительные в случае если совокупность состоит из значительного числа единиц и их распределение по признаку положенному в основание группировки, близко к нормальному.

После определения числа групп необходимо определить интервалы группировки.

Интервал- это значение варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале и наоборот.

Величина интервала– разность между верхней и нижней границами интервала.

Интервалы группировки в зависимости от их величины бывают равными и неравными..

В случае если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит более или менее равномерный характер, то целесообразно формировать группировку с равными интервалами.

Величина равного интервала определяется по следующей формуле:

h= В соответствии с перечисленными задачами группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические. - student2.ru , ( 2 )

где R= Хmax-Xmin –размах вариации.

Если величина интервала, рассчитанная по формуле (2) представляет собой величину, имеющую один знак до запятой (0,66; 1,372; 5,8), то полученные значения целесообразно округлять до десятых и их использовать в качестве шага интегрирования (0,7; 1,4; 5,8).

Когда величина интервала имеет две значащие цифры до запятой и несколько знаков после запятой, то значение надо округлять до целого числа ( получено – 12, 785; принимаем –13).

В случае когда рассчитанная величина интервала представляет собой 3 – х , 4 – х и более значащее число, величину следует округлять до ближайшего числа, кратного 100 или 50.(получено – 248; принимаем 250).

Группировки с неравными интервалами применяются, когда значение признака варьируют неравномерно и в значительных размерах, что характерно для большинства социально – экономических явлений, особенно при анализе макроэкономических показателей.

Величина интервалов, изменяющихся в арифметической прогрессии, определяется по формуле

hi+1 = hi + a ; ( 3 )

В геометрической прогрессии

hi+1 = hi *g ; ( 4 )

где а – константа - число, которое будет положительным при прогрессивно возрастающих интервалах и наоборот.

g-константа – положительное число, которое при прогрессивно возрастающих интервалах будет больше 1 и наоборот.

Наши рекомендации