Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.
С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение:
«бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
Мы привыкли называть, что предприятие - это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.
С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ).
Из сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие» заменен термином «организация». Все это внесло определенную путаницу в привычные для нас термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие « малое предприятие», а не « малая организация».
В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие»- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466.
«О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек; в технической сфере -60; в оптовой торговле-50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:
средняя численность занятых на предприятии работников;
ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
величина активов.
Следует учесть факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.
В Европейском Союзе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те у которых;
среднесписочная численность работников – 50человек;
годовой оборот – менее 4 млн. ЭКЮ;
сумма баланса – менее 2 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100-499 - к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главным показателем малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.
В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового Баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по – разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 человек говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В ФРГ официальное определение понятия малого предпринимательства отсутствует, однако в соответствии с идентификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 человек с годовым оборотом не выше 50 млн. ЭКЮ.
Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий;
Ежегодная численность за последние 3 года – менее 5 человек;
Годовой оборот за последние 3 года - менее 1,3 млн. ЭКЮ;
Собственник должен лично учувствовать в управлении.
В Швеции к малым относятся предприятия с численностью до 200 человек, однако, при классификации учитывают следующие особенности:
1. стадия роста данного предприятия;
2. отраслевая принадлежность;
3. географическая сфера деятельности;
4. специальные характеристики владельцев предприятий и правляющих.
В Японии в соответствии с Законом « О малом предпринимательстве» к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:
оптовая торговля – уставной капитал 30 млн. иен, Численность 100 человек.
розничная торговля – уставной капитал 30 млн. иен , численность 50 человек.
добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, строительство – уставной капитал 100млн. иен, численность 300 человек.
другие отрасли экономики – уставной капитал 30 млн. иен, численность 50 человек.
Федеральным Законом « О малом бизнесе США» установлено, что малая фирма – фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов – не более 2 млн. долларов.
В зависимости от количества занятых работников все малые и средние предприятия в США, в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса ( АМБ) , делятся на 5 групп: наименьшие -1-24 человек; малые -25-99 человек; промежуточные – 100-499 человек; крупные- 500-999 человек; крупнейшие- 100 и более человек.
Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:
1. промышленность – до 500 человек;
2. строительство – годовой объем от 7-17 млн. долларов;
3. сельское хозяйство – годовой объем до 3,5 млн. долларов;
4. добыча полезных ископаемых – до 500 человек;
5. транспорт – до 500 человек;
6. оптовая торговля – 100 человек;
7. розничная торговля – объем до 3,5 млн. долларов;
8. услуги – до 3,5 млн. долларов.( в отдельных случаях до 13,5 млн. долларов).
Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:
1. объективность;
2. дифференциацию величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
3. простоту в понимании и использовании;
4. количество критериев, которое не должно превышать трех;
5. стабильность критериев.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является показатель среднесписочной численности работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции их, необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация га производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены[39].
Для того чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний бизнес- это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.
Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения, , необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:
1. валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
2. национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
3. мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
4. трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
5. малого бизнеса в экспорте продукции;
6. налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
7. основного капитала , функционирующего в малом бизнесе;
8. отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
1. в снижении уровня безработицы;
2. в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
3. в улучшение качества обслуживания;
4. в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
5. в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
6. в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
7. в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Вышеперечисленные критерии отнесения к малым предприятиям содержатся в Федеральном законе от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:
- большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
- мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений;
- более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
- снижение косвенных расходов, связанныхс содержанием - управленческих непроизводительных структур;
- повышенная скорость оборота капитала.
Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:
- ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
- ускорять внедрение несложных научно-технических достижений;
- полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
- налаживать выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
.Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Перед малым предпринимательством реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнения свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами, в том числе и в небольших поселениях. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем крупных поставщиков, последние не могут в полной мере удовлетворить индивидуальные запросы каждогопотребителя. Крупныепоставщики ориентируются в основном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает значительная частьнеудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполним пустующие рыночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства. Безусловно, без централизованной государственной поддержки примеры удачного выбора ниши предпринимательской деятельности скорее могут быть исключением из правила. Большинству мелких фирм не удается долгое время удерживаться на рынках, лишь некоторым из них случается выйти в разряд крупных. Часто они или сливаются в более крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются. Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавливаются определенные льготы и оказываются государственная поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Однако, когда, малое предприятие с годовым оборотом 100 тысяч долларов тратит на рекламу 5 тысяч долларов – 5% к обороту. Другое дело, когда фирма с оборотом допустим, 1 миллиард долларов расходует на рекламу 100 тысяч долларов в 0,1% к обороту. Конечно, рекламная компания, организованная крупной фирмой за 100 тысяч долларов, окажет большее воздействие на покупателей, чем реклама малого предприятия.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
В зависимости от того, какой вид деятельностии какую стратегию поведениявыбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патенты, эксплеренты.
Коммутанты.Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Патенты.Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
Эксплеренты.Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь:
• сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;
• развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
• формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;
• развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Малые предприятия создают реальную основу сохранения и развития малых и средних городов. Люди смогут находить интересную, высокоинтеллектуальную работу недалеко от места жительства. И еще один важный фактор: небольшой размер производства благоприятствует нормализации экологической обстановки в регионах .
В Комплексной программе экономического и социального развития Ульяновской области на 2005–2010 годы одной из приоритетных задач деятельности Правительства Ульяновской области было определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений.
Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. За 2011 год в целом по Ульяновской области зарегистрировано 10727 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: индивидуальные предприниматели – 7151, юридические лица – 3576, общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области на 01.01.2012 составило 63388. Анализ количества новых зарегистрированных субъектов предпринимательства по годам показывает, что данный показатель имеет положительную динамику, а ежегодный прирост количества субъектов малого предпринимательства начиная с 2009 года составляет 8-9 тыс.
Развитие малого и среднего предпринимательства сопряжено с созданием новых рабочих мест, так за 2011 год в сфере малого и среднего предпринимательства Ульяновской области создано 17628 новых рабочих мест, что на 26,4% больше установленного на 2011 год плана (12960).
Такая динамика, в основном, соответствует общероссийским тенденциям и обусловлена, прежде всего, общей благоприятной макроэкономической ситуацией в Российской Федерации.
Значительный прирост количества малых предприятий в конце 2005 – начале 2006 годов произошел вследствие изменений в законодательстве РФ о регулировании оборота алкогольной продукции, предусматривающих возможность осуществления розничной торговли алкогольной продукцией только юридическими лицами. Следствием указанных изменений явилась регистрация юридических лиц индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими ранее розничную торговлю алкоголем.
Отдельно необходимо отметить динамику изменения количества индивидуальных предпринимателей, также являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства. До 2003 года наблюдался небольшой, но постоянный рост их числа. Резкое сокращение в 2004 году было вызвано прошедшей перерегистрацией, после чего за год их количество снова увеличилось на 27%.
На заседании Правительства Российской Федерации текущего года была поставлена задача создавать условия для роста количества субъектов малого предпринимательства минимум на 5–10% в год. Данная задача в настоящее время (по итогам 2011 года и первого квартала 2012 года) перевыполняется в два раза.
Но, отмечая положительный прирост малых предприятий за последние два года, мы понимаем, что в абсолютном выражении он явно недостаточен.
Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий, характеризующий количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения. При этом считается, что в Российской Федерации низкий уровень плотности – до 300 малых предприятий на 100 тыс. населения, средний – в интервале от 300 до 700, высокий от 700 и выше.
По состоянию на начало текущего года в Приволжском федеральном округе на 100 тысяч жителей приходилось 600 малых предприятий, в том числе: в Самарской области – 900, в республике Мордовия – 280, в Пензенской области – 510, в Нижегородской – 570, в Саратовской – 510, в Пермской – 370, в Чувашской Республике – 360, в республике Марий Эл – 590.
В Ульяновской области этот показатель в 2009 году был равен 360, по состоянию на 01.01.2010 года – 420, по состоянию на 01.04.2011 года – 540, что, несмотря на явно выраженную динамику роста, безусловно недостаточно.
Такое отставание проявилось не сегодня и является, с одной стороны, следствием сложившейся структуры экономики, уровня экономического развития региона, а также политики, проводившейся на территории области в отношении малого бизнеса с начала 90-х годов.