Теоретико- методологические основы развития предприятий малого бизнеса

Введение

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

В конкретных российских условиях конца XX - начала XXI веках малые предприятия создавались двумя путями: 1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; 2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей - частных или юридических лиц.

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Малые предприятия способны к более быстрому обороту средств и самоокупаемости в условиях финансовой нестабильности и экономического кризиса, быстро адаптируясь к изменениям рыночных параметров развития бизнеса.

В современной рыночной экономике малый бизнес занимает ведущие позиции во всех экономически развитых странах. В этом сегменте рынка занята и большая часть трудоспособного населения, составляющая «средний класс», который является социально-экономической основой современного рыночного хозяйства. Становление и развитие малого бизнеса для России — жизненно важная задача. Это может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике. Как заявил экс-президент России Д.А.Медведев, малый бизнес является «базой для развития предпринимательской активности и основой расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в РФ до 60-70%».

В свою очередь развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Вот почему тема данной работы важна и актуальна.

Экономические спады и взлёты, финансовые и валютные потрясения, чередование политической, социальной стабильности с периодами неустойчивости, технологические перевороты, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношении сил конкурентов – всё это заставляет фирму непрестанно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь опередить надвигающиеся изменения.

В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводиться финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Объектом исследования является торговое предприятие Индивидуального предпринимателя Шариповой А.Г..

Предпринимательство в России развивается последние 15 лет, активно завоевывая все новые и новые рыночные ниши. Его сущность – стремление каждого человека улучшить свое материальное положение – способствует тому, что предпринимательство получает широчайшее распространение и выражается через массовое явление в форме развития малых предприятий.

В Ульяновской области более 60% хозяйствующих субъектов являются частными, почти половина из которых составляют малые предприятия. В предпринимательскую деятельность вовлечено более 40 тысяч физических лиц.

Экономическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, особенно в области высоких технологий, привели к появлению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело. Стимулирует предпринимательство и безработица: многие служащие бывших государственных предприятий были вынуждены уйти в сферу малого предпринимательства, потеряв работу.

Таким образом, предпринимательство, с одной стороны, это образ жизни, а с другой – возможность повышения своего благосостояния и его главным мотивом является прибыль. Но, всякий раз являясь индивидуальным, «штучным» явлением, предпринимательство, в силу своей массовости, играет важную роль в рыночной экономике, поскольку большая производительность труда отдельных лиц увеличивает благосостояние всего общества. Удачная предприимчивость нередко создает для местного населения новое поле для приложения труда, новые источники дохода и средств для существования массы населения, что оказывает благотворное влияние в экономическом развитии региона и росте его производительных сил.

Целью данной работы является исследование состояния малого предпринимательства,исследование финансового состояние ИП «Шарипова А.Г.», а также составление экономический прогноза на будущее и рекомендации по совершенствованию торговой деятельности ИП «Шарипова А.Г.».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• показать место малого предприятия в экономике и его влияние на развитие страны;

• проанализировать состояние малого предпринимательства на примере предприятия ИП «Шарипова А.Г.», основных и оборотных средств и их оборачиваемости;

• разработать рекомендаций по совершенствованию торговой деятельности предприятия ИП «Шарипова А.Г.»

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ИП « Шарипова А.Г.» за 2009, 2010 и 2011 г.г. В связи с отсутствием (неведением) баланса у ИП Шариповой А.Г. данные были сведены в упрощенную форму баланса и упрощенную форму отчета о прибылях и убытках.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых посвященные вопросам экономической теории, предпринимательства, территориальной организации хозяйства, законодательные и нормативные акты. Теоретико-методологические и практические вопросы развития и размещения малого бизнеса разработаны недостаточно, среди научных публикаций чаще посвящены этому вопросу работы экономистов.

Информационную основу исследования составили нормативно-правовые документы: Гражданский кодекс РФ, указы и постановления Президента и Правительства РФ в области развития предпринимательства и малого бизнеса, издания Госкомстата России.

Таблица. Стратегическая карта компании

Составляющая   Стратегические цели Стратегические показатели
Финансовая   Увеличение прибыли на 25% ежегодно. Прибыль текущего года по отношению к при-
    были прошлого года.
    Увеличение рента- Рентабельность продаж текущего периода по
    бельности продаж на отношению к рентабельности продаж анало-
    4% ежегодно гичного периода прошлого года, в том числе: • по товару со склада; • по товару под заказ. Структура продаж текущего года по отношению к структуре продаж аналогичного периода прошлого года. Структура коммерческих расходов по отношению к показателям прошлого года. Структура накладных расходов текущего периода по отношению к прошлому периоду ROE.
    ROE не ниже 54% Продажи текущего периода по отношению
    Рост продаж на 20% к продажам аналогичного периода прошлого
    ежегодно года, в том числе:
        •     • по товару со склада; • по товару под • заказ. Поступления денежных средств текущего периода по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Сумма закрытых сделок текущего периода по отношению к сумме закрытых сделок аналогичного периода прошлого года.
Клиентская   Доля рынка. Прибыльность клиента.   Отношение продаж компании к объему рынкаАВС— и XYZ-анализ продаж Анализ цен
      Удовлетворенно сть клиента     Число повторных продаж Отношение поступивших запросов к выполненным
    Расширение клиентской базы. Сохранение клиентской базы     Число новых клиентов Объем продаж новым клиентам Рост объема продаж существующим клиентам
Обучения и развития     Эффективность работника     Отношение объема продаж к индивидуальному плану продаж Прибыль компании в расчете на каждого менеджера

Выводы к главе 1

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Основные экономические черты малого предпринимательства:

-обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск;

-специализация на каком-либо виде деятельности;

-реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Малое предпринимательство – это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес – это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес – связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.

Таким образом, малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Современные экономические условия диктуют для государственных органов и предприятий малого бизнеса необходимость повышения внимания к оценке эффективности их деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов их улучшения. Изучение основных направлений комплексной оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса предопределило объективную потребность в теоретическом обосновании оценки социальной и экономической значимости данных субъектов хозяйствования, что особенно актуально в современных условиях, когда предприятиям малого бизнеса отводится ключевая роль в реализации социальных задач государства.

Осуществление комплексной оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса будет способствовать рациональному распределению форм поддержки и выделению инвестируемого капитала в случае обеспечения органов государственной власти и инвесторов соответствующей информацией о результатах и условиях деятельности предприятий. В настоящее время наиболее обширным и значимым источником информации, раскрывающим итоги деятельности предприятий малого бизнеса, является совокупность форм бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчетности. Использование разнородной отчетности предполагает сложный процесс сбора и обработки представленных данных, а также приводит к потерям времени.

Директор

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Бухгалтер, кассир

Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности ИП «Шарипова А.Г.»

Магазин успешно функционируют и приносит стабильный доход их владельцу. Выявлено, что на сегодняшний день большие очереди в магазинах требуют либо расширения площадей, либо введение в строй нового магазина, а также усовершенствование работы по обслуживанию покупателей.

По моему эффективное функционирование и устойчивое развитие торгового предпринимательства, его дальнейшее реформирование невозможно без разработки и реализации инновационной политики, позволяющая совершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу его функционирования, повысить технический и технологический уровень предприятий и качество обслуживания населения.

В этой связи, в работе предложена концептуальная модель развития торгового предпринимательства, включающая следующие основные блоки (рис. 2): формирование эффективной конкурентной среды и обеспечение экономической конкурентоспособности субъектов торгового предпринимательства; совершенствование инфраструктуры предпринимательства в розничной торговле; совершенствование прогнозирования развития розничной торговой сети на основе соединения принципов свободного предпринимательства и государственного регулирования; обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг; инновационная политика и кадровое обеспечение предпринимательства в розничной торговле; интеграция в мировую торговлю и защита внутреннего рынка.

Теоретико- методологические основы развития предприятий малого бизнеса - student2.ru

Рис.2. Основные направления-блоки концептуальной модели развития торгового предпринимательства

Основными целями концептуальной модели развития предпринимательства в розничной торговле должны стать разработка приемлемого для рыночной экономики организационно-правового механизма торговли, дальнейшее совершенствование процесса розничной торговли для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, оздоровление финансового положения предприятий розничной торговли, государственная поддержка социально значимых торговых услуг, обеспечение государственных гарантий и защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Одним из основных направлений такого совершенствования, по моему мнению, считается укрепление нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов торгового предпринимательства. В настоящее время сложившийся правовой механизм торгового предпринимательства по отдельным своим составляющим является неполным. Нормативно-правовую основу торгового предпринимательства необходимо укрепить путем принятия ряда законодательных актов. С этой целью, в работе обоснована необходимость принятия следующих Законов: «О государственном регулировании торговой деятельности»; «О розничных рынках» и «Об индивидуальном предпринимательстве».

Важным направлением государственного регулирования предпринимательства в розничной торговле является разработка и принятие «Правила торговли отдельных видов товаров». До настоящего момента в нашей стране не приняты такие документы, и розничная торговля регулируется правилами, разработанными еще в советские времена. Исходя из этого, считается целесообразным, в ближайшее время на основе действующего Закона «О защите прав потребителей» разработать и принять новые правила торговли, адекватные современным условиям потребительского рынка.

Кроме того, необходимо усиление роли сертификации товаров и услуг, построения четко скоординированной системы контролирующих органов и органов исполнительной власти на потребительском рынке, обеспечения высокого качества обслуживания, совершенствования организации торговли на розничных рынках.

Особо подчеркнута необходимость устойчивого и комплексного развития предприятий розничной торговли, совершенствования их структуры и размещения. Прогнозирование развития торговой сети должно опираться на соединение принципов свободного предпринимательства и государственного регулирования. В этих целях, в диссертации предлагается модель оптимального размещения торговых предприятий, которая сводит к минимуму затраты времени потребителей на покупку товаров и обеспечивает высокое качество обслуживания.

По результатам проведенного исследования в заключительной части можно сформулировать выводы и практические рекомендации, реализация которых призвана способствовать дальнейшему развитию торгового предпринимательства и совершенствованию системы его государственного регулирования в целях улучшения торгового обслуживания населения, удовлетворения их потребностях в товарах и услугах.

Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. Эффективность капитала – комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводиться по отдельным частям.

1.Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период.

2. Эффективность использования капитала в целом. Капитал в целом представляет собой сумму оборотных средств, основных фондов и НМА. Эффективность использования капитала лучше всего измеряется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.

Самофинансирование обозначает финансирование за счет собственных источников: Амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:

Кс = П + А К + З

где П – прибыль, направленная в фонд накопления;

А - амортизационные отчисления;

К – заемные средства;

З – кредиторская задолженность и др. привлеченные средства.

Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко используются заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирования.

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности. Предприятие, использующие кредит увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки.

Доход предприятия ИП «Шарипова А.Г.» складывается из произведения оборота продукции и торговой наценки. А оборот, в свою очередь равен проходимости магазина умноженной на среднюю покупку в этом магазине. С помощью воздействия на эти факторы можно увеличить прибыль предприятия.

Проходимость - это количество покупателей, посещающих магазин. Их число следует увеличивать активной рекламной деятельностью (плакаты на улицах и другое).

Средняя покупка - это количество человек купивших товары данного магазина за определенный промежуток времени. Увеличить величину средней покупки можно путем:

• увеличения ассортимента предлагаемой продукции;

• проведения различного рода акций (распродажа, сезонные скидки, скидки с крупной покупки и другое);

• введение самообслуживания - здесь главную роль занимает психологический фактор;

• использование пластиковых карт - при их использовании человек тратит гораздо больше денег, приобретая товары в магазине.

Предприятие должно получать прибыль в таком размере, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство и решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.

На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

• расширение рынка продаж - открытие новых торговых точек;

• повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств;

• улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия;

• строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ - нужно проводить анализ поставщиков и на основе этого выбирать: с кем заключать договора, а с кем - нет.

К основным факторам, определяющим успешную реализацию стратегии относится следующие:

• Составление бизнес-плана предприятия по расширению магазина или строительства нового магазина;

• Увеличение объемов продаж с целью получения лучших условий поставки от поставщиков, в том числе более низких закупочных цен и удлинение сроков товарных кредитов;

• Увеличение количества и доли частных марок в общем объеме продаж.

Заключение

Таким образом, на основании проведенных исследований, получены выводы.

Малым бизнесом в России считается предпринимательская деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий. Согласно статье 3 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия:

• доля участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации составляет не более 25%;

• доля в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%;

• средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек - в оптовой торговле и при осуществлении иных видов деятельности.

При этом средняя численность определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов).

Малые предприятия эффективны только в потребительской сфере. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Пока сложно строить долговременные прогнозы о конкретных перспективах развития малых форм хозяйствования в России. Но вполне очевидно, что конструктивное регулирование деятельности малого бизнеса должно стать одним из основных направлений экономической политики органов государственной власти и управления. Стратегию поддержки малого бизнеса надо строить исходя из того, что развитие частного предпринимательства является важным условием выхода страны из экономического кризиса. Основная же задача предпринимателей этой сферы экономики заключается в том, чтобы коренным образом изменить приоритеты своей деятельности и перейти на цивилизованные принципы хозяйствования.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную территориальную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности муниципальных образований малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры муниципальной экономики.

На основании приведенных статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ:

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

- административные барьеры, коррупция и бюрократизм;

- недобросовестная конкуренция;

- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Из этого следует, что решение именно этих вопросов и проблем развития малого предпринимательства в первую очередь должно выдвигаться в центр государственной и муниципальной политики по поддержке развития малого бизнеса на территории Российской Федерации.

Для решения выявленных проблем представляется целесообразным реализация следующих мероприятий:

- формализовать процесс взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, закрепив формы и сроки передачи данных,

- разработать и утвердить единый Перечень показателей малого бизнеса и методик их расчета, закрепив в соответствующих законодательных актах четкие и применимые на практике критерии отнесения предприятий к сектору СМП.

В данной работе рассмотрено общее развитие малого предпринимательства в России и Ульяновской области на примере предприятия ИП «Шарипова А.Г.», особое место в работе занимает анализ технико-экономической характеристики предприятия.

Цифры, которые свидетельствуют о состоянии малого бизнеса в Ульяновской области, подтверждают положительные тенденции, сложившиеся за последние четыре года. Это касается роста производства продукции, выпускаемой в сфере малого предпринимательства, роста численности работающих и других объективных экономических показателей. И если в крупном промышленном производстве наблюдается некоторый спад, то в малом бизнесе наблюдается рост на 12-17 процентов, что свидетельствует о серьезном потенциале этого сектора экономики.

Интернет-ресурсы

• www.binec.ru - Информационная сеть малого бизнеса

• www.rasme.ru - Российская ассоциация малого и среднего бизнеса

3.www.rcsme.ru - Ресурсный центр малого предпринимательства

4. www.allmedia.ru - Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства "АЛЬЯНС МЕДИА" (ИА "Альянс Медиа")

5. www.businesspress.ru - Портал электронных средств массовой информации для предпринимателей

6.www.giac.ru Аналитика малого предпринимательства

• www.old.nisse.ru Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий “Взаимодействие малого и крупного бизнеса”

Введение

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

В конкретных российских условиях конца XX - начала XXI веках малые предприятия создавались двумя путями: 1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; 2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей - частных или юридических лиц.

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Малые предприятия способны к более быстрому обороту средств и самоокупаемости в условиях финансовой нестабильности и экономического кризиса, быстро адаптируясь к изменениям рыночных параметров развития бизнеса.

В современной рыночной экономике малый бизнес занимает ведущие позиции во всех экономически развитых странах. В этом сегменте рынка занята и большая часть трудоспособного населения, составляющая «средний класс», который является социально-экономической основой современного рыночного хозяйства. Становление и развитие малого бизнеса для России — жизненно важная задача. Это может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике. Как заявил экс-президент России Д.А.Медведев, малый бизнес является «базой для развития предпринимательской активности и основой расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в РФ до 60-70%».

В свою очередь развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Вот почему тема данной работы важна и актуальна.

Экономические спады и взлёты, финансовые и валютные потрясения, чередование политической, социальной стабильности с периодами неустойчивости, технологические перевороты, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношении сил конкурентов – всё это заставляет фирму непрестанно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь опередить надвигающиеся изменения.

В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвест<

Наши рекомендации