Роль малого бизнеса в экономике страны

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не прида­валось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.

Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые — 25—99 человек, промежуточные — 100— 499 человек, крупные — 500—999 человек и крупнейшие — свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся пред­приятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.

Предприятия оптовой торговли попадают в категорию ма­лого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3—18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1—5 млн долл.

Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предпри­ятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малым относят предприятия в промышлен­ности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг — не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потреби­тельской кооперации.

В России малый бизнес стал развиваться наиболее интен­сивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:

в промышленности и строительстве — до 200 человек;

в науке и научном обслуживании — до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы — до 50 че­ловек;

в отраслях непроизводственной сферы и в розничной тор­говле — до 15 человек.

Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Подсубъектами малого предпринимательства по­нимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворитель­ных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния — 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов де­ятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народ­нохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в по­требительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные ин­вестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения кон­курентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружить­ся, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать опти­мального сочетания механизированного и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной сте­пени решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилиза­ции экономики и наведении элементарного порядка в стране.

Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уде­ляется большое внимание и оказывается поддержка со сторо­ны государства. Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Ад­министрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штатах. Она оказывает финансовую помощь креди­тами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.

Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой резуль­тативностью. Так, в течение года разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США — около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амор­тизации, гарантирование займов, льготное налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фир­мами, касается вопросов бухгалтерского учета, финансирова­ния, уплаты налогов, менеджмента.

В РФ также начала создаваться система поддержки и раз­вития малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направ­ления государственной поддержки и развития малых предпри­ятий, установлены основные формы и методы государствен­ного управления и регулирования деятельности субъектов ма­лого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государст­венный комитет РФ по поддержке и развитию малого пред­принимательства.

Законом определено, что теперь не менее 15% государст­венных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государствен­ный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.

По новому закону правительство обязано ежегодно раз­рабатывать федеральную программу государственной под­держки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства ко­торого пойдут на выдачу льготных кредитов малым пред­приятиям.

По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налого­обложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирова­ния деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпош­лины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюд­жетные фонды. Малым предприятиям (с предельной числен­ностью работающих до 15 человек) и гражданам-предприни­мателям разрешено применять упрощенный порядок составле­ния бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены пре­дельные ставки единого налога: если объектом налогообложе­ния является совокупный доход, то 10% дохода — в федераль­ный бюджет и до 20% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выруч­ка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государ­ственной власти субъекта федерации.

Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта фе­дерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка, получен­ная за отчетный период. Не применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в:

организациях, занятых производством подакцизной про­дукции;

организациях, созданных на базе ликвидированных струк­турных подразделений действующих предприятий;

кредитных организациях;

страховых организациях;

инвестиционных фондах;

предприятиях игорного и развлекательного бизнеса и др.

К числу ограничений относится также запрет перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача заявления на право применения упрощенной системы налого­обложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика превышает сумму 100000-крат­ного минимального размера оплаты труда.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны подать заявле­ние в налоговые органы по месту своей регистрации. Офици­альным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент. Годовая стоимость патента зависит от вида деятельности малого предприятия. Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквар­тально и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога. Индивидуальные предприниматели уплачивают толь­ко стоимость патента.

Следующей особенностью налогообложения малых пред­приятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями. Остановимся на них более подробно.

Для всех малых предприятийустановлены следующие до­полнительные льготы:

• в первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимо­сти оборудования со сроком службы более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускорен­ную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную часть основных фон­дов и меньше платить сумму налога на прибыль;

• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;

• в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские лекарства и препараты, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производ­ственного, социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации. В третий и четвертый год работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в 3-й год — по ставке 25%, в 4-й — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный пери­од получено от страхования имущественных рисков малых предприятий.

В соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите» малые предприятия име­ют право получить инвестиционный налоговый кредит, под которым понимается отсрочка налогового платежа, предоста­вляемая органами государственной власти или налоговыми органами.

Из всего этого можно сделать вывод, что малые предприятия имеют довольно существенные налоговые льготы, что, естествен­но, способствует развитию малого предпринимательства.

Наши рекомендации