Сущность и значение малого бизнеса. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым

Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: « Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия ».

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям , установленным государством, относится к малому бизнесу .

Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

* мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

* для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

* развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

* мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

* мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

* развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

* с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

* малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

* в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

* в снижении уровня безработицы;

* в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

* в улучшении качества обслуживания;

* в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

* в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

* средняя численность занятых на предприятии работников;

* ежегодный оборот предприятия , полученный за год;

* величина активов.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малые предприятия ):

* в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.;

* в научно-технической сфере - 60 чел.;

* в оптовой торговле - 50 чел.;

* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

* в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Наши рекомендации