Сущность, необходимости и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Сущность, необходимости и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ Ф-Х деятельности предприятия- изучение различных сторон Ф-Х деятельности, факторов влияющих на нее. Рассматривает их в отдельности и во взаимосвязи др. с др., с целью разработки дальнейших стратегий предприятия и планирования основных показателей его Ф-Х деятельности.
Основная цель проводимого анализа- повышение эффективности функционирования предприятия и поиск резервов для ее увеличения.
Для достижения данной цели необходимо решить сл. задачи:
1. Оценка результатов работы за прошедшие периоды;
2. Разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью;
3. Разработка мероприятий по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах;
4. Поиск резервов повышения результативности деятельности;
5. Разработка обоснованных планов и нормативов.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя: анализ хозяйственной деятельности и анализ финансовой деятельности.
Предмет. Принципы проведения анализа Ф-Х деятельности предприятия:
1.Комплексность- анализ Ф-Х деятельности предприятия должен охватывать все стороны хоз. деятельности предприятия.
2.Системность- должен состоять из системы взаимосвязанных мероприятий. 3.Конкретность- д.б. основан на реальных данных и его результаты получают конкретное количественное выражение.
4.Научность- д.б. основан на научных методах и методиках.
5. Сопоставимость- Данные, получаемые в результате анализа, д.б. легко сопоставимы др. с др. за различные переходы времени.
6.Экономичность- Затраты на проведение анализа д.б. сравнимы с результатами его проведения.
7. Действенность- Результаты анализа д.б. пригодные для исп. в практических целях.
Виды экономического анализа.
По отраслевому признаку
а)отраслевой анализ-рассиатр специфику отдел отраслей народного хоз-ва
б)межотраслевой-учит взаимосвязь разл отраслей и явл основой для общего макро-эк анализа хоз деят-ти
По временному критерию
а)предварительный-(перспекитивный) он проводится до совершения хоз операций для обоснования упр-х решений
б)оперативный- проводится сразу же после осущ хоз операции для оперативного выявления недостатков фхд и их скорейшего устранения
в)последующий-(ретроспективный,итоговый)по окончании финн п-да и исп-ся для контроля за фхд предприятия.
По пространственному признаку
а)внутрихозяйственный-изучает деят-ть опред-го хоз субъекта и его структурных подразделений
б)межхоз-й-анализирует взаимодействие предпр с контрагентами, с конкурентами, позвол выявить лидеров в каждой отрасли.
По объектам управления
а)технико-экономический-изучает взаимодействие технологич и эк процессов на предпр-ии и изучает их влияние на рез-т деят-ти предприятия.
б)фин-эк-уделяет особое внимание финн рез-там деят-ти предприятия, с его помощью расчит система показателей кот характеризует финн состояние предприятия.
в)соц-эк- изучает взаимосвязь соц-эк процессов на предприятии для повышения эф-ти исп-я трудовых ресурсов
г)экономико-статистический- исп-ся для изучения массовых общественно-эк явлений
д)маркетинговый-для изучения потенц рисков сбыта, спроса на товар предприятия и предполагаемой целевой аудитории.
По содержанию программы
а)комплексный-всесторонне изучает деят данного хоз субъекта.
б)тематический-изуч отдел стороны деят предпр,кот предст наиб интерес в данный момент вр.
Метды и приемы экономического анализа.
Методы.
Характерной особенностью метода анализа Ф-Х деятельности предприятия явл. использование системных показателей всесторонне характеризующих хоз. деятельность предприятия, изучение причин изменения данных показателей и выявление, и измерение взаимосвязи между ними, с целью повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
Показатели, используемые при анализе Ф-Х деятельности предприятия.
Можно разделить на 3 группы:
1. Абсолютные и относительные. Абсолютные- выражаются в стоимостном выражении. Относительные- в % напр.
2. Количественные и качественные.
3. Результирующие показатели и фактические. Прибыль- осн. результирующий показатель.
Содержание исходной информации для осуществления экономического анализа. Требования к информации.
все источники дел на 4 группы:
1)офиц источники инфы(ФЗ,указы президента,постановления и распоряжения прав-ва РФ, постановления мун орг управления)
2)нормативно-плановые источники(норм акты фед орг исполнительной власти,хоз-правовые док-ты самого предприятия, решения собрания акционеров в случае если предприятие явл АО, планы кот разраб на предприятии, сметы, бюджеты)
3)учетные источники(бух отчетность,статистическая отчетность,налоговая отчетность)
4)внеучетные(материалы,акты и заключения внеш и внутр аудита,проверок, осущ налоговой службой;материалы постоянно действующих совещаний;переписка предприятия с контрагентами; технич и технологич документация)
К общим требованиям относятся: достоверность информации, необходимость и достаточность ее объема, своевременность передачи и представления. Порядок перечисления названных требований не связан с их значимостью.
Достоверность экономической информации, ее адекватность хозяйственным явлениям определяет достоверность результатов анализа, правильность, обоснованность вытекающих из них выводов и предложений. Использование в анализе недостоверных данных искажает наши представления о реальной экономической действительности и приводит к неправильным решениям. Поэтому вся отобранная для анализа информация должна подвергаться тщательной проверке.
Условие необходимости означает, что для качественного проведения анализа требуется располагать всей необходимой для этого информацией. При недостатке данных состояние управляемого объекта будет изучено неполно, что может при вести к необоснованным, ошибочным решениям.
Нежелателен также и излишек информации, поскольку, во-первых, расходы на сбор и обработку избыточных данных увеличивают общие затраты на управление, а во-вторых, удлиняется период создания информационного фонда и проведения анализа, что может в свою очередь вызвать запаздывание управляющих воздействий.
Требование своевременности регистрации и передачи экономической информации связано с необходимостью разрыва во времени между возникновением отклонений от предусмотренного в плане хода производственных процессов, вызываемых, различного рода, возмущений внутренней и внешней среды, и управляющими воздействиями, направленными на восстановление утраченной планомерности. Запаздывание информации, естественно, снижает или сводит на нет их эффективность. В подобных случаях затраты на сбор и обработку данных, на проведение анализа и подготовку решений не дают должной отдачи.
Конкретные сроки информации отличаются, прежде всего, скоростью изменения реальных процессов производства. Они зависят также от способов регистрации и передачи данных. Наиболее распространены отрезками времени фиксации экономических показателей являются: сутки, недели, декады, месяцы, кварталы, годы.
Финансовый анализ
Осн. источники информации для фин.анализа явл. форма бух. отчетности.
1. бух.баллан
2. отчет о прибылях и убытка
3. отчет о движении капитала
4. отчет о движении денежных средств
5. приложение к бух.балансу и пояснительная записка.
Для анализа фин. состояния исп. статистическая отчетность по труду и себестоимости, утвержденная госкомстатом рф.
Существует 2 осн. подхода анализа финансового состояния предприятия, на основе бухгалтерской отчетности.
1. Чтение бух. баланса(экспресс анализ). Данный подход дает представление об общей стоимости имущества предприятия, о стоимости внеоборотных и оборотных активов и о величине собственных и заемных средств предприятия.
Актив- часть имущества предприятия. Состоит из 2 разделов:
Внеоборотные ср-ва. средства кот. неоднократно участвуют в процессе производства и переносят свою себестоимость на стоимость готовой продукции.
Оборотные- однократно участвуют в процессе гот. продукции по частям и полностью переносят свою стоимость на гот. продукцию за один производственный цикл.
К оборотным ср-вам относятся: запасы сырья и материалов, незавершенное производство, запасы гот. продукции, дебиторская задолженность, ндс по приобретенным ценностям, краткосрочные фин. вложения, денежные ср-ва.
Стоимость актива расположена по степени выше ликвидности.
Стоимость имущества предприятия определяется ИТОГом баланса.
С помощью экспресс анализа можно узнать стоимость внебюджетных активов и оборотных активов.(итог раздела 1 и 2 баланса).
раздел 3.Капитал и резервы. Собственный капитал.
раздел4. Долгосрочные заемные средства. Краткосрочные заемные ср-ва, кредитные займы и кредитная задолженность.
Дает возможность определить стоимость собственного капитала(итог 3 р.).
Стоимость долгосрочного и краткосрочного заемного капитала.
2. Углубленный финансовый анализ. С его помощью можно охарактеризовать финансовое состояние предприятия путем расчета специальных коэффициентов и проведение вертикального и горизонтального анализа.
Порядок проведения сводного анализа ф.х.д. предприятия.
1.анализ имущественного состояния (анализ активов)
2.Анализ источников формирования имущества пр-я.(анализ пассивов)
3.Анализ ликвидности и платежеспособности
4.Анализ фин. устойчивости
5.Анализ деловой активности
6.Анализ прибыли
7.Анализ рентабельности
Вертикальный анализ- расчет удельного веса того или иного показателя в итоговом значении баланса. Так же смотрят изменения удельного веса за несколько периодов времени.
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют др.др. и являются основным для проведения анализа актива и пассива предприятия.
Финансовый анализ - метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ - это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: «Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем».
В экономике, составным элементом которой являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах воспроизводства.
цель финансового анализа - определить состояние финансового здоровья предприятия, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые предприятие может сделать ставку.
Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа.
Если рассматривать финансовый анализ как процесс оценки финансового состояния предприятия на основе изучения его бухгалтерской отчетности, то в качестве его основных целей мы можем выделить следующие:
1) Отслеживание текущего состояния предприятия;
2) Анализ способности предприятия финансировать инвестиционные проекты;
3) Анализ способности возврата кредитов;
4) Предупреждение банкротства;
5) Формирование прогнозов финансовой деятельности предприятия;
6) Оценка стоимости предприятия при его продаже или слиянии;
7) Отслеживание динамики финансового состояния.
При оценке финансового положения предприятия к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о его деятельности. К ним относятся:
1) Внутренние - менеджмент, акционеры, учредители, ликвидационная или ревизионная комиссия.
2) Внешние - госорганы, кредиторы, инвесторы, аудиторы.
Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит предприятию, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности предприятия. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельно предприятие и какова степень риска потери вклада при его инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства предприятия или же убедиться в его стабильности.
Финансовый анализ является частью общего экономического анализа организации, а также частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: внешнего финансового анализа и внутрихозяйственного Таким образом, финансовый анализ для управленческого персонала предприятий, финансово-бухгалтерских работников и специалистов-аналитиков - это важнейший инструмент определения финансового состояния предприятия, выявления резервов роста рентабельности, улучшения всей финансово-хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности. Он служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами. управленческого анализа.
Вертикальный анализ баланса
Вертикальный анализ предполагает изучение соотношения разделов и статей баланса, т.е. их структуру. Вертикальный анализ проводиться при помощи аналитической таблицы и предполагает изучение изменений удельных весов статей актива и пассива баланса с целью прогнозирования изменения их структуры.
Банкротство предприятия.
Банкротство предприятия является последствием взаимодействия целого ряда факторов. К внешним факторам, оказывающим влияние на деятельность предприятия, относятся:
1. Экономика, состояние которой определяет уровень доходов, накоплений населения и покупательную способность населения; уровень цен и возможность получения кредита; фазу экономического цикла.
2. Демография, состояние которой определяет размер и структуру потребностей, и, как следствие, величину спроса.
3. Политика, обуславливающая уровень стабильности и направленность внутреннего развития, реализуемого через рычаги хозяйственного законодательства. Политическими предпосылками банкротства могут явиться: нелояльные по отношению к предпринимательству принципы государственного регулирования экономики, распределения собственности, реформирования земельного права и т. д.
4. НТП, который определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность.
5. Культура, которая находит проявление в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.
Основная рекомендация по избежанию несостоятельности из-за внешних причин для предприятий заключается в формировании механизма прогнозировании неблагоприятных изменений.
Одним из самых опасных факторов, приводящих к банкротству, является неплатеже способность должников. Данный фактор носит промежуточный характер между внутренними и внешними. Даже тщательный анализ кредитоспособности заемщика не гарантирует устранение этой угрозы в современных нестабильных условиях хозяйствования.
Риск возникновения банкротства зависит от таких внутренних факторов:
1. Философия фирмы.
2. Принципы деятельности фирмы.
3. Ресурсы и их использование.
4. Качество и уровень использования маркетинга.
Эти группы включают множество конкретных, действующих в каждой фирме избирательно, факторов.
Неопытность менеджеров, некомпетентность руководства, его несоответствие изменившимся объективным условиям, злоупотребления – все это ведет в целом к неэффективному управлению фирмой, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям, следовательно, к возрастанию риска банкротства.
Фактором возможной неудачи предприятия могут явиться высокие издержки производства продукции. С целью избежания неплатежеспособности необходимо сокращение излишних и устаревших производственных мощностей, улучшение технологических процессов, их удешевление, устранение брака, потерь от нерационального использования рабочего времени и текучести кадров, сокращение управленческих расходов, продажа и ликвидация убыточных производств и переключение на производство высокорентабельной продукции и т. д.
Нерациональная структура предприятия, излишнее его расширение ведет к неуправляемости, что может привести к распаду части подразделений и их ликвидации.
Обоснованная система стратегического планирования и набор эффективных маркетинговых средств ведет к снижению вероятности наступления банкротства. В случае игнорирования такого аппарата, неправильного финансового планирования и прогнозирования сроков поступления доходов и осуществления платежей предприятие может оказаться неплатежеспособным.
В качестве самостоятельного сильного фактора успешности работы выступают культуры производства и предприятия, включающие квалификационный состав, технологический уровень, психологическую атмосферу в коллективе и т. д.
На платежеспособность российских предприятий наиболее сильное воздействие оказывают политическая, экономическая и финансовая нестабильность, а также банкротство должников.
Факторный анализ прибыли.
Финансовый результат от ведения предприятием деятельности должен подвергаться не только строжайшему учету, но и детальному анализу.
Информация о прибылях или убытках коммерческой фирмы отражается в одноименной форме бухгалтерской отчетности. Помимо простого определения величины прибыли по этому отчету можно проследить порядок ее формирования, а также факторы, так или иначе воздействующие на ее величину. Основываясь на отчете о прибылях и убытках, производят построение математической модели, с помощью которой и проводится факторный анализ прибыли предприятия. Если включить в такую модель все данные, представленные в отчете, то будет проведен анализ чистой прибыли предприятия.
Влияние на величину прибыли себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов определяется путем изучения изменения их уровня. Этот уровень представляет собой отношение тех или иных расходов к величине выручки за соответствующий период. Данный уровень может быть выражен в процентах или в виде коэффициента. В дальнейшем необходимо величину выручки за отчетный период умножить на разницу рассчитанных уровней по каждому из показателей. Результатом вычислений и будет конкретное количественное влияние того или иного фактора. Если уровень был представлен в процентах, то результат будет необходимо разделить на 100.
Факторный анализ прибыли предприятия в части изучения ее изменения под воздействием прочих доходов и расходов, а также налога на прибыль можно провести путем определения абсолютного изменения указанных факторов.
Анализ балансовой прибыли предприятия можно провести аналогичным образом. Очевидно, что из-за особенностей данного показателя в его факторную модель будет входить существенно меньшее количество факторов. Кроме того, эта модель может быть представлена иным образом, например, как произведение объема производства и продажи на разность цены и себестоимости единицы продукции. Эту модель можно подвергнуть анализу любым подходящим методом. Наиболее часто прибегают к использованию метода цепных подстановок, а также его модификаций.
Факторный анализ прибыли предприятия является не единственной методикой, позволяющей изучать этот важнейший показатель. В отношении отчета о прибылях и убытках традиционно производят вертикальный и горизонтальный анализ. Первый состоит в изучении структуры данного отчета. В качестве базы сравнения обычно принято использовать выручку, изучая удельные веса всех остальных показателей, участвующих в формировании прибыли. Горизонтальный же анализ представляет собой анализ во времени, то есть изучение динамики. Определение абсолютных и относительных изменений показателей позволяет выявлять тенденции и формулировать наиболее полезные управленческие решения.
Анализ затрат. Их виды.
С целью анализа затрат по месту их возникновения и для определения затрат в расчете на единицу изделия определенного вида продукции применяется группировка затрат (классификация) по калькуляционным статьям.Перечень статей калькуляции, их состав, методы распределения по видам продукции определяется отраслевой принадлежностью. Каждая отрасль разрабатывает свои методические рекомендации с учетом характера производства, промышленной структуры. Самая сложная методика калькуляции в машиностроении.1. Материалы (за вычетом возвратных отходов).2. Покупные полуфабрикаты3. Зарплата основных производственных рабочих по нормам и расценкам4. Отчисления на социальное страхование5. Расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием оборудования6. Цеховые расходы.Цеховая себестоимость.7. Общезаводские расходы8. Расходы на освоение новой продукции9. Потери от бракаПроизводственная себестоимость.Все затраты подразделяются по определенным признакам:
1) по экономической роли в процессе производства (на основные и накладные).
Основные статьи - это те затраты, которые связаны с изготовлением продукции. Остальные - накладные (связаны с обслуживанием процесса производства и реализации продукции).
2) по степени зависимости от изменения объемов производства (переменные - изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска продукции; условно- постоянные - не изменяющиеся или изменяющиеся не пропорционально).
3) по методу отношения затрат на себестоимость (прямые и косвенные).
Прямые затраты: затраты на сырье и материалы (основные материалы, которые идут непосредственно на продукцию, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергия).
Сумму расходов по материалам определяют путем умножения нормы расхода на цену приобретения вида материала с учетом транспортно-заготовительных расходов. Т.е. эти затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к
которому они относятся. Если затраты производятся в инвалюте, то эти затраты определяются путем пересчета в сумму, которая определяется по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.
Зарплата производственных рабочих производится следующим образом: по основной сдельной зарплате на основе норм выработок и расценок. При повременной оплате исходят из числа часов работы в установленное время и установленных тарифов.
Отчисления рассчитываются по установленной законодательством норме по основной зарплате.
Все прямые затраты анализируются путем сравнения достигнутого уровня с фактической величиной; с прошлым периодом; в динамике. Анализируется либо на единицу, либо на весь товарный выпуск, т.е. оценка использования затрат по месту их возникновения. Появляющиеся отклонения рассматриваются по факторам à формирование организационных выводов.
Косвенные расходы:
стоимость товарно-материальных ценностей на содержание оборудования, машин в производственных цехах; расходы на оплату труда рабочих по обслуживанию
рабочих в цехах; по погашению стоимости услуг со стороны; износ инструмента; амортизация оборудования и внутри цехового транспорта; стоимость услуг вспомогательного производства.
Косвенные расходы распределяются на единицу изделия по сметно-нормативному методу. Т.е. определяется величина расходов по смете, а далее эта сумма определяется в процентах к сумме основной зарплаты производственных работников. Полученным процентом распределяются на единицу продукции.
Цеховые расходы - это затраты на содержание аппарата управления цехом, на прочий персонал цеха; износ МБП; амортизация (за вычетом др.); ТМЦ; затраты на технику и безопасность, охрану труда.
Определяется сумма этих расходов, распределение их на стоимость единицы изделия осуществляется аналогично РСЭО.
Общезаводские расходы:
· на аппарат управления (директор, главбух, начальники).
· прочий персонал (машинистки).
· стоимость износа инвентаря общехозяйственного назначения.
· амортизация основных фондов управленческой структуры.
· затраты на командировки, телефон.
· по подготовке и переподготовке кадров.
Определяется сумма затрат и распределяется по этой статье аналогично РСЭО.
Внепроизводственные расходы связаны со сбытом продукции , упаковкой, хранением, транспортировкой. Это реклама, участие в ярмарках, выставках.
Анализ по косвенным расходам осуществляется по следующим направлениям:
· изучается динамика косвенных расходов на 1 рубль товарного выпуска.
· рассматривается влияние изменения структуры объема выпуска продукции
на величину этих затрат.
Анализ может выполняться на основе оценки использования смет по видам или группам расхода. При этом выявляются отклонения, непроизводительные расходы, определяются их величины. Анализируются структуры, которые оказали влияние на уровень этих расходов.
Методы учета затрат.
Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции.
Процесс калькулирования состоит из трех этапов:
· Исчисление себестоимости всего объема выпущенной продукции
· Исчисление себестоимости каждого вида продукции
· Исчисление себестоимости единицы продукции.
В настоящее время в России используется следующие основные методы учета затрат:
1. попередельный Где используется: В массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов).СущностьПрямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса.
2. позаказный Где используется: Индивидуальное и мелкосерийное производство сложных изделий (судостроение, машиностроение).СущностьНа предприятии путем заполнения специальных бланков открываются заказы. Принятые к исполнению заказы регистрируются и им присваивается номер. После открытия заказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта аналитического учета издержек производства по заказу.
Прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и в дальнейшем включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.
По окончании работ заказ закрывается. Определяется индивидуальна себестоимость единицы продукции (заказа).
3. попроцессный (простой) Где используется: В отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).
СущностьПрямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.
Издержки вспомогательных производств и управленческие расходы формируются по комплексным калькуляционным статьям затрат.
Если незавершенное производство на конец периода отсутствует, то общая величина производственных издержек является себестоимостью, иначе производится распределение издержек на готовую продукцию и незавершенное производство.
4. нормативный Где используется: В отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).СущностьОтдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.
Положительно зарекомендовали себя в зарубежной практике:
1. стандарт- костинг СущностьСтандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.
2. директ-костингВ основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
1. простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты
2. развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.
Маржинальный анализ.
Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Методика маржинального анализа может быть: 1 - на основе информации об общем объеме продаж и затратах в целом по предприятию, 2 - на основе показателей маржинального дохода в расчете на ед. продукции.
маржинальный анализ, т. е. анализ дохода (выгоды) и издержек введения в оборот дополнительной единицы блага. Суть его в том, что в любой ситуации люди хотят максимизировать чистый доход, т. е. разницу между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы добиться этого, они могут изменять некий важнейший параметр своей деятельности. Его обычно называют контрольной переменной.
Главные принципы маржинального анализа заключаются в необходимости:
1.Определить контрольную переменную.
2.Рассчитать, насколько возрастет валовой доход при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост валового дохода называется предельным доходом (MR).
3.Рассчитать, каков будет прирост валовых издержек при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост называется предельными издержками (МС).
4. Сравнить эти два прироста.
Если предельный доход превышает предельные издержки, использование дополнительной единицы целесообразно. Причина действенности такого подхода в простых соображениях. Если:
MR = прирост валового дохода, а МС = прирост валовых издержек, то
MR - МС = прирост чистого дохода.
В том случае, если MR превышает МС, чистый доход возрастает (его прирост положителен), и, следовательно, есть все основания увеличивать объем контрольной переменной.
Маржинальный анализ составляет сердцевину почти всех экономических рассуждений.
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле
M = S – V где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
M = (S-V) / Q = p –v где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.
Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).
Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.
Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:
Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).
Постоянные затраты — не зави