Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией
С учетом системы целей и программы мероприятий по их достижению выбирается состав структурных единиц (отделов, бюро, секторов, лабораторий, групп и т.д.) по подразделениям и распределяются задачи между ними, т.е. проводится организационное проектирование. В работе студенты должны показать свои знания составляющих этапов процесса организационного проектирования:
1. Этап разделения труда и специализации – деление организации на широкие блоки по горизонтали, соответствующие важнейшим направлениям по организации выполнения целей организации. На этом этапе, исходя из дерева целей и задач, производится формирование высшего уровня управления.
2. Этап департаментизации – группировка схожих работ и их выполнение. На этом этапе выбираем тип департаментизации.
· Линейная департаментизация – группировка по численности, по времени, по территории. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях семейного и мелкого бизнеса.
· Функциональная департаментизации – группировка вокруг функций управленческого и исполнительского труда. При функциональном делении организации на части работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Например, финансовый отдел- деньги, отдел логистики – материалы и полуфабрикаты, плановый отдел – время, отдел кадров – люди и т.д.
· Целевая (программная) департаментизация- группировка вокруг целей, программ, конечного результата, по продукту, по рынку.
Выбирается тип департаментизации на высшем , среднем и низовом уровне управления. Выбор производится путем сравнения всех трех видов департаментизации и выбор наиболее подходящей для выполнения целей данной организации в целом и конкретного структурного подразделения.
На этом этапе обосновывается вид организационной структуры. Выбор производится из следующего перечня оргструктур:
· функциональная – базовая,
· звездчатая,
· проектная;
· линейно-штабная;
· линейно-функциональная;
· дивизиональная;
· матричная ;
· сетевая.
Причем реальная структура может объединять несколько типов оргструктур или включать их элементы. В работе обязательно необходимо представить схему выбранной оргструктуры. Например на рис 4 представлена организационная структура управления рекламно-производственного комплекса “Витрина А”, которая относится к классу линейно-функциональных структур.
|
|
3. Установление связи между частями и координация. Определения перечня руководителей имеющих линейные полномочия, а также перечня руководителей, имеющих штабные и матричные полномочия. Наличие тех или иных полномочий должно быть обосновано. Так для примера, представленного на рис.4 генеральный директор, исполнительный директор, руководители отделов и групп имеют линейные полномочия, а консультант по стратегическим вопросам и юрист-консультант имеют штабные полномочия.
4 . Определение масштаба управляемости и контроля. Устанавливается цепь задач, решаемых в каждом структурном подразделении, и если необходимо производится деление подразделения на более мелкие, чтобы более эффективно использовать механизацию и избежать перегрузки исполнителей и равномерно распределить работу между исполнителями. На этом этапе перечисляются подразделения организации и расписывают, за что они отвечают в организации, какие функции обеспечивают. Например, для подразделения – исполнительная дирекция рекламно-производственного комплекса “Витрина А” можно указать:
Таблица 8
Исполнительная дирекция
№ п/п | Название отдела | Зоны ответственности | Функции |
| руководитель исполнительной дирекции | 1. Производство 2. Дизайн и разработка фирменного стиля | Организация и координация исполнительских служб: |
| производственная группа | 1. Проектирование производимой продукции 4. Разработка технической документации 2. Техническое исполнение продукции 5. Сборка и установка сооружений и их частей 5. Хранение и отпуск продукции 6. Организация и учет временного хранения рекламной продукции | Организация производства - обеспечение проектирования производимой продукции - обеспечение технического решения производимой продукции - обеспечение сборки и установки сооружений и их частей - обеспечение учета и хранения производимой рекламной продукции |
| дизайнерская группа | 1. Создание дизайнерских разработок 2. Разработка фирменного стиля 3. Составление рекламных текстов | Организация дизайнерской группы - обеспечение создания дизайнерских разработок - обеспечение разработки фирменного стиля - обеспечение составления рекламных текстов |
5. Определение должностных обязанностей, то есть прав и ответственности руководителей, совокупности определенных задач и функций, закрепленных за конкретными лицами, которые несут ответственность за удовлетворительное их выполнение. Руководство должно придерживаться принципа соответствия, т. е. объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности. В работе студенты должны составит должностную инструкцию одному из ключевых менеджеров организации. Пример должностных инструкций менеджера по рекламе рекламно-производственного комплекса “Витрина А”, представлен в приложении 5.