Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией

С учетом системы целей и программы мероприятий по их достижению выбирается состав структурных единиц (отделов, бюро, секторов, лабораторий, групп и т.д.) по подразделениям и распределяются задачи между ними, т.е. проводится организационное проектирование. В работе студенты должны показать свои знания составляющих этапов процесса организационного проектирования:

1. Этап разделения труда и специализации – деление организации на широкие блоки по горизонтали, соответствующие важнейшим направлениям по организации выполнения целей организации. На этом этапе, исходя из дерева целей и задач, производится формирование высшего уровня управления.

2. Этап департаментизации – группировка схожих работ и их выполнение. На этом этапе выбираем тип департаментизации.

· Линейная департаментизация – группировка по численности, по времени, по территории. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях семейного и мелкого бизнеса.

· Функциональная департаментизации – группировка вокруг функций управленческого и исполнительского труда. При функциональном делении организации на части работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Например, финансовый отдел- деньги, отдел логистики – материалы и полуфабрикаты, плановый отдел – время, отдел кадров – люди и т.д.

· Целевая (программная) департаментизация- группировка вокруг целей, программ, конечного результата, по продукту, по рынку.

Выбирается тип департаментизации на высшем , среднем и низовом уровне управления. Выбор производится путем сравнения всех трех видов департаментизации и выбор наиболее подходящей для выполнения целей данной организации в целом и конкретного структурного подразделения.

На этом этапе обосновывается вид организационной структуры. Выбор производится из следующего перечня оргструктур:

· функциональная – базовая,

· звездчатая,

· проектная;

· линейно-штабная;

· линейно-функциональная;

· дивизиональная;

· матричная ;

· сетевая.

Причем реальная структура может объединять несколько типов оргструктур или включать их элементы. В работе обязательно необходимо представить схему выбранной оргструктуры. Например на рис 4 представлена организационная структура управления рекламно-производственного комплекса “Витрина А”, которая относится к классу линейно-функциональных структур.

Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией - student2.ru

 
Группа размещения в СМИ
Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией - student2.ru Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией - student2.ru рис 4. Пример линейно-функциональной организационной структуры

3. Установление связи между частями и координация. Определения перечня руководителей имеющих линейные полномочия, а также перечня руководителей, имеющих штабные и матричные полномочия. Наличие тех или иных полномочий должно быть обосновано. Так для примера, представленного на рис.4 генеральный директор, исполнительный директор, руководители отделов и групп имеют линейные полномочия, а консультант по стратегическим вопросам и юрист-консультант имеют штабные полномочия.

4 . Определение масштаба управляемости и контроля. Устанавливается цепь задач, решаемых в каждом структурном подразделении, и если необходимо производится деление подразделения на более мелкие, чтобы более эффективно использовать механизацию и избежать перегрузки исполнителей и равномерно распределить работу между исполнителями. На этом этапе перечисляются подразделения организации и расписывают, за что они отвечают в организации, какие функции обеспечивают. Например, для подразделения – исполнительная дирекция рекламно-производственного комплекса “Витрина А” можно указать:

Таблица 8

Исполнительная дирекция

№ п/п Название отдела Зоны ответственности Функции
руководитель исполнительной дирекции 1. Производство 2. Дизайн и разработка фирменного стиля   Организация и координация исполнительских служб:  
производственная группа 1. Проектирование производимой продукции 4. Разработка технической документации 2. Техническое исполнение продукции 5. Сборка и установка сооружений и их частей 5. Хранение и отпуск продукции 6. Организация и учет временного хранения рекламной продукции   Организация производства - обеспечение проектирования производимой продукции - обеспечение технического решения производимой продукции - обеспечение сборки и установки сооружений и их частей - обеспечение учета и хранения производимой рекламной продукции  
дизайнерская группа 1. Создание дизайнерских разработок 2. Разработка фирменного стиля 3. Составление рекламных текстов   Организация дизайнерской группы - обеспечение создания дизайнерских разработок - обеспечение разработки фирменного стиля - обеспечение составления рекламных текстов


5. Определение должностных обязанностей, то есть прав и ответственности руководителей, совокупности определенных задач и функций, закрепленных за конкретными лицами, которые несут ответственность за удовлетворительное их выполнение. Руководство должно придерживаться принципа соответствия, т. е. объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности. В работе студенты должны составит должностную инструкцию одному из ключевых менеджеров организации. Пример должностных инструкций менеджера по рекламе рекламно-производственного комплекса “Витрина А”, представлен в приложении 5.

Наши рекомендации